О тенденциях развития, изменениях и особенностях программы Executive МВА «Управление бизнесом для руководителей» Института управления Президентской академии рассказывает директор программы Поеров Алексей Сергеевич.
Алексей Сергеевич, зачем современному руководителю нужно обучаться на программе уровня Executive МВА?
Скорость изменений в глобальном пространстве, необходимость актуализации знаний и опыта в управлении бизнесом заставляют современного руководителя всегда «сверять часы». То, чем ты руководствуешься сегодня и думаешь, что это современно, завтра может оказаться неактуальным. Современный руководитель не всегда успевает за происходящими изменениями в макро- и микросреде предприятия. Крайне важно иметь полное представление о существующих мега-трендах в экономике, политике, технологиях, цифровизации, в сфере искусственного интеллекта и др. Предпочтения потребителей, конкурентная среда и сами рынки также меняются очень быстро. Бизнесу необходимо успевать своевременно отвечать на внешние и внутренние вызовы.
Основная задача программы уровня Executive MBA - научить руководителя не только правильно реагировать на стремительно меняющийся мир, но и предвосхищать события, заранее готовить себя и свой бизнес к будущему, учитывая только зарождающиеся тренды. Показать, на что точно стоит обращать внимание и к чему прикладывать усилия, а что уже просто бессмысленно и не принесет результатов в новой среде.
Мы систематизируем знания и опыт руководителей, восполняем пробелы, учим смотреть на привычные ситуации с новых ракурсов, что в дальнейшем облегчает не только работу руководителя, но и его жизнь в целом.
В Президентской академии проходит масштабная трансформация, в результате которой Ваша программа теперь реализуется в рамках Института управления. Отразился ли этот переход на программе Executive MBA?
Переход программы из факультета «Высшая школа корпоративного управления» в Институт управления произошел без особых потрясений. Мы с позитивом относимся к изменениям и стараемся найти в них новые возможности и точки роста для улучшения качества самой программы и взаимоотношений со слушателями.
Расскажите, пожалуйста, поподробнее о качественных изменениях в программе.
Прежде всего, мы изменили само название программы, в котором прежде содержался термин «Евроменеджмент». В последние годы само это понятие утратило актуальность среди бизнес-сообщества. Менять название программы с многолетней историей и узнаваемостью на рынке сложно, но необходимо. В конце 2024 года мы приняли решение провести маркетинговое исследование среди выпускников, чтобы узнать их отношение к понятию «Евроменеджмент» в названии программы. В этой работе приняли участие студенты, слушатели, выпускники и эксперты РАНХиГС. Наша гипотеза о необходимости изменения названия подтвердилась. Следующая задача заключалась в том, чтобы найти то, что соответствовало бы внутреннему наполнению программы и подчеркивало её индивидуальность. Теперь программа называется Executive MBA «Управление бизнесом для руководителей». Мы долго откладывали момент изменения названия, но активно работали над трансформацией контента как самой программы, так и отдельно взятых её курсов.
Например, за последние пять лет мы принципиально поменяли подход к выбору преподавателей для работы на программе. Процент привлечения людей из бизнеса для преподавания на программе достиг 40%. Мы убрали из обязательной части учебного плана узкоспециализированные курсы в раздел курсов по выбору, добавив уникальную стажировку слушателей в Республике Татарстан. Она полностью практикоориентирована, включает посещение от 10 до 14 компаний Республики, с целью изучения лучших практик бизнеса, а также уже включена в стоимость обучения.
Из каких учебных блоков состоит программа?
Всего их пять. Первый – «Бизнес коммуникация». Здесь рассматриваются коммуникации в управленческой среде, изучаются современные подходы к технике ведения деловых переговоров, проводится детальный анализ личности.Второй блок – «Управленческая экономика и финансы». Всё о современных финансах, марко и микроэкономике, и управленческом учете, что необходимо знать руководителю для принятия управленческих решений. Например, в блоке изучается тема финансовых регуляторов: какие решения они принимают и к каким последствиям это приведет для бизнеса.Третий центральный блок – «Стратегическое развитие и управление компанией». В нем рассматривается целый спектр вопросов: как принимать решения? Как планировать и учитывать риски? Как выстраивать стратегию? Как оценивать современные тренды при формировании стратегических ориентиров? Как реагировать на изменения?Четвертый блок – «Маркетинговые стратегии компании» – посвящен анализу рыночных тенденций и возможностей продвижения бизнеса на рынке.И финальный пятый блок – «Эффективное лидерство руководителя». Для того, чтобы развивать бизнес, необходимо развивать себя. Здесь рассматриваются следующие вопросы: «Как эффективно работать в команде?» «Как правильно выстраивать собственную карьерную траекторию?» «Как управлять человеческим капиталом?» «Как управлять конфликтными ситуациями?»
Алексей Сергеевич, формат обучения остался прежним?
Формат был изменен исходя из логики программы. Основной акцент мы делаем на форму «выходного дня» - теперь это три полноценных дня (пятница, суббота и воскресенье) один раз в месяц. Продолжительность программы - 22 месяца, следовательно, в программе 22 учебных модуля. Каждый из этих модулей посвящен определенной тематике.Наряду с формой выходного дня, мы сохранили модульный формат обучения, который традиционно выбирали слушатели из дальних регионов страны и зарубежья. Теперь он недельный, один раз в два месяца, вместо двухнедельного один раз в квартал как это было ранее.
Как сейчас обстоят дела с международным признанием программы?
Сейчас этот вопрос на паузе. Все американские и западноевропейские агентства приостановили сотрудничество с ВУЗами РФ еще в период начала СВО. Сегодня, когда Президентская Академия вошла в 16 санкционный список Евросоюза, ситуация еще больше усугубилась. Мы продолжаем гордиться теми результатами, которые имели в мировом пространстве, например, мы стали единственной бизнес-школой в мире, которая получила аккредитацию АМВА на максимальный срок и без условий, но сейчас перед нами совершенно другие вызовы. Нам необходимо развивать управленческое образование бизнес-элиты и предпринимательского сообщества внутри страны. На это сегодня огромный запрос.
Чем программа Executive МВА отличается от аналогичных программ на рынке?
Если анализировать рынок российского бизнес-образования, то можно встретить ряд программ уровня Executive MBA, в которые встроены такие блоки, как стратегия развития компании и лидерство. Это объяснимо, так как любой руководитель отвечает за стратегическое развитие компании, и без лидерства здесь не обойтись. Важные отличия от других программ — возможность посмотреть на свой бизнес целостно, привести в соответствие новые знания, навыки и управленческий опыт. Мы сделали уклон в сторону «мягкого менеджмента»: сюда относится делегирование полномочий и ответственности, эмоциональная ассертивность в коммуникации, бизнес-этикет и этика, коучинг в менеджмент, тайм-менеджмент и управление конфликтами. Простыми словами, любой бизнесмен с практическим опытом управления предприятием – наш клиент!
Как не ошибиться в выборе или как правильно выбирать программу из такого множества предложений на рынке?
Необходимо смотреть на историю развития программы за последние 10-20 лет, иметь возможность посетить пробные занятия, получить рекомендации от выпускников или действующих слушателей и помнить, что хороший продукт не может стоить дешево.
Можете обрисовать портрет слушателя программы Executive МВА?
Это целеустремленный управленец со средним стажем на руководящих должностях в районе 10 лет. Примерный возраст – 40 лет. Мужчина или женщина - не важно. Часто у таких слушателей есть ощущение «потолка» в карьере или в развитии своего бизнеса, но при этом есть стремление двигаться вперед и узнавать что-то новое. Возможно, руководитель привык смотреть на проблемы слишком узко, исходя из своего опыта и специфики деятельности. Мы стараемся научить его смотреть на ситуацию шире, видеть новые возможности и решения в других областях, о которых он не задумывался ранее. Большую роль здесь играет формирование на программе профессионального сообщества, которое дает возможность его участникам «разговаривать на одном языке» - совместно решать управленческие задачи, создавать и развивать новые проекты, тем самым получая синергетический эффект от взаимодействия.
Как Вы считаете, возможно ли полностью реализовывать программу обучения уровня Executive МВА в дистанционном формате?
На мой взгляд, онлайн формат недопустим на программах уровня Executive МВА. Такого же мнения придерживаются и наши выпускники.
Какими выйдут слушатели Executive МВА из стен Академии через 2 года?
Наши выпускники значительно повысят уровень своей экспертизы в вопросах стратегии, маркетинга, финансов, управления командами и бизнесом в целом, обретут единомышленников, сформируют свой вектор дальнейшего развития и откроют для себя новые горизонты.
Executive MBA - расширяя горизонты управления!
Приглашаем на День открытых дверей программы Executive MBA «Управление бизнесом для руководителей» 25 марта в 19:00 в Президентскую академию! Регистрация