Сегодня интернет буквально переполнен статьями о маркировке товаров. На каждую группу продукции найдется материал для производителя, импортера, оптовика и розницы. И, казалось бы, все ссылаются на одни и те же нормативные акты и постановления, но противоречия все равно возникают. Наша статья – это не просто очередная инструкция, а четкий план действий, который поможет вам разобраться с маркировкой и понять, с чего именно начать.
Мы решили начать серию статей именно с вас, производителей и импортеров, потому что именно вы являетесь отправной точкой в процессе маркировки товаров! Именно от ваших действий зависит, насколько гладко пойдет вся цепочка поставок.
Шаг №1: Проверяем коды ТН ВЭД и ОКПД2
Первое и самое важное – определить, подлежит ли ваша продукция обязательной маркировке. Для этого вам понадобятся коды ТН ВЭД ЕАЭС (Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза) для импортных товаров и ОКПД2 (Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности) для товаров, произведенных в России.
Для того чтобы проверить товар на обязательность маркировки достаточно зайти на сайт Честного знака и ввести свой ТН ВЭД или ОКПД2 https://честныйзнак.рф/checking_codes/ .
Если проверка показала, что Ваши товары не попадают под маркировку, то мы Вас поздравляем! На данном этапе маркировка вас не касается. Но следите за новостями, законодательство может меняться.
Если проверка показала, что у Вас есть товары, попадающие под маркировку, тогда смотрим в какую товарную группу подошел ТН ВЭД или ОКПД2 переходим к шагу №2.
А узнать какие товары подлежать маркировке в 2025 году можно в нашей статье по ссылке ниже.
Шаг №2: Изучаем этапы внедрения маркировки для вашей товарной группы
Смотрим на сайте Честного знака, что происходит с нашей товарной группой:
- Эксперимент – это этап, в рамках которого собирается рабочая группа ЧЗ из производителей/импортеров и тестируется планируемые процессы к внедрению. В принципе, можно стать участником пилота и прожить маркировку товарной группы на самых истоках. Если Вы не участник рабочей группы, то ждем, когда все процессы отработают и создадут нормативные документы.
- Старт обязательной регистрации в системе маркировки – это этап, когда все участники должны подать заявление на регистрацию в ЧЗ с помощью ЭЦП и подготовиться к заказу КМ, отчету о нанесении КМ, оплате кодов и ввод в оборот. В зависимости от товарной группы на данный этап может отводится разный срок, например, на маркировку кормов на этот этап был заложен месяц, на маркировку специй – 3 месяца.
- Старт обязательной маркировки для производителей и импортёров – это этап, когда производитель/импортер должен наносить КМ на потребительские упаковки, подавать отчеты о нанесении и вводить в оборот.
- Старт передачи сведений в объемно-сортовом формате – этап предполагает, что товар маркирован, но в электронном УПД отображается gtin и количество потребительских упаковок. Сканирование каждого КМ не требуется.
- Старт передачи сведений в поэкземплярном формате – этап самый сложный, потому что в рамках него мониторится каждый КМ. А соответственно, в электронном УПД указываются все КМ поставки, а также агрегационные коды (КИГУ и КИТУ).
Шаг №3: Действуем в соответствии с этапом и сроками
Проанализировав этап и сроки делаем следующие действия.
в рамках старта регистрации:
1) Регистрация в Честном знаке с помощью ЭЦП
2) Регистрация в системе GS1RUS
3) Получить gtin и описать товары в Национальном каталоге.
4) Подготавливаем текущую учетную систему к маркировки товаров, рассмотрим на примере программного обеспечения 1С:Предприятия:
- если учет не автоматизирован, то необходимо рассмотреть программные продукты 1С:Предприятие. Это не только решение для маркировки, но и мощный инструмент для управления бизнесом в целом, который пригодится вам по мере роста. Рассмотрите варианты 1С, которые закроют не только вопросы маркировки, но и помогут наладить управленческий учет.
- если учетная система уже внедрена - отлично! Но проверьте обновления! Важно, чтобы ваша версия 1С поддерживала маркировку. Не забудьте про актуальный релиз – без него работа с "Честным Знаком" невозможна;
- Теперь нужно продумать, как именно вы будете наносить коды маркировки.
Вариантов два:
Ручной способ: Подойдет для небольших объемов производства или импорта. В этом случае вам пригодятся терминалы сбора данных (ТСД). Они ускорят процесс и минимизируют ошибки при вводе данных. Обратите внимание на решения, например, с ПО "Клеверенс".
Автоматизированный способ: Если у вас производственная линия, пора задуматься об автоматизации. Для этого понадобятся принтеры, аппликаторы и сканеры. Можно дооснастить существующую линию или, если позволяет бюджет, рассмотреть покупку новой автоматизированной линии;
5) Обучить сотрудников согласно зонам ответственности.
старт обязательной маркировки
6) Промышленная эксплуатация. Все процессы настроены и внедрены, сотрудники обучены.
отгрузка по объемно-сортовому формату
7) Подготовка/автоматизация склада.
8) Подключение ЭДО. В идеале должно быть подключено несколько операторов во избежание остановки отгрузок.
старт поэкземлярного учета
9) Внедрение механизмов агрегации.
10) Внедрение процессов отгрузки поэкземплярно, дополнительная автоматизация склада.
Подведем итоги:
- Первое и главное – всегда проверяйте информацию на официальном сайте "Честный Знак"! Это первоисточник, и только там вы найдете актуальные данные.
- Не смотрите на других – думайте о себе! Сколько бы ни было статей и обсуждений, важно понять, что нужно сделать именно вашей компании, исходя из ее масштабов и процессов.
- Маркировка – это проект надолго! Внедрение может занять от года до нескольких лет, в зависимости от этапов для вашей товарной группы. Будьте готовы к длительной работе.
- Сложность зависит от вас! Чем сложнее ваша IT-инфраструктура и бизнес-процессы, тем сложнее будет внедрение маркировки. Начните подготовку заранее, чтобы избежать цейтнота и ошибок.
- Не откладывайте подготовку к маркировке на потом! Чем раньше вы начнете, тем плавнее и спокойнее пройдет для вас этот процесс. Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить следующие статьи и быть в курсе всех новостей о маркировке товаров!
Удачи в освоении маркировки!
Нужна помощь с маркировкой "Честный знак"?
Мы профессионально занимаемся настройкой систем 1С, подбором и интеграцией складского оборудования (сканеры, принтеры, терминалы сбора данных), внедрением процесса маркировки на Вашем предприятии.
Для бесплатной консультации можно обратиться к нам по телефону +7 (495) 212-06-55, по почте zakaz@viant.ru, или через форму обратной связи на нашем сайте. Мы посоветуем актуальное решение с учетом специфики вашего склада или магазина.