Мы с вами остановились на том, как Курчатов вместе с Замятиным, решили скрыть пьяный загул Фролова, отправив его в город Электросталь, в лабораторию физика Риля. И вот, слегка протрезвевший Фролов прибывает на место. Увидев Фролова, Риль ему жалуется, как на него постоянно давят, требуя от него металлически уран в промышленных масштабах.
Они не успели сделать пятьдесят тонн урана , для опытного реактора, а уже пришёл заказ на двести тонн, для реактора промышленного, когда выполнять этот заказ и как он даже не знает. Выпив водички, Фролов заявляет, что он уверен в эффективности эфирного метода.
В это время, Замятина выставила из дома жена, ну и он и поехал в Электросталь. в лабораторию профессора Риля, так к нему подошел Мельник и спросил, что тут делает Фролов.
Замятин на ходу придумал легенду, что они жутко опаздывают с производством блочков из металлического урана, вот они и командировали сюда Фролова, который предложил новую технологию ускоряющий его производство.
Оказавшись в лаборатории, Мельник сразу наехал на ученых, типа что это они себе вообще позволяют, почему командировку с ним не согласовали. На это Фролов говорит, что им нужен уран промышленных масштабах, так вот благодаря его технологии, они могут нарастить производство урана аж в сто раз.
В качестве доказательства, Фролов показывает Мельнику, образец металлического урана, полученный благодаря этой технологии. Мельник заявил, что он обо всем доложит товарищу Берии и ушел. Замятин же сказал Фролову, чтобы больше не было никаких самовольных уходов с рабочего места, после чего спрашивает, а они действительно поучат уран в промышленных масштабах.
Фролов радостно говорит что да, после чего Замятин сообщает, что котлован для промышленного реактора уже роют, пора приступать к новому этапу, так что пускай Фролов тут все дела заканчивает и возвращается в лабораторию Курчатова.
Что касается реактора, то первоначально новую реакторную установку на строящемся в Сибири заводе № 817 предполагалось делать с горизонтальным расположением технологических каналов, аналогичной американской, описание которой имелось у И. В. Курчатова. Техническое задание на реактор с горизонтальными каналами, получивший название реактор «А», было подготовлено Лабораторией № 2 в сентябре 1945 года, а за его конструктивную проработку отвечал конструкторский сектор ГСП-11.
Параллельно с января 1946 года разработка реактора «А» была возложена на плечи только что созданного ОКБ «Гидропресс» Наркомтяжмаша. Под руководством начальника ОКБ «Гидропресс» Б. М. Шолковича была изготовлена и испытана упрощенная модель реактора в составе 9 каналов, включая гидравлическую систему выгрузки облученных урановых блочков.
В январе 1946 года к проектированию реактора был также подключен НИИхиммаш, для чего в нем сформировалось из наиболее опытных сотрудников особое подразделение — Гидросектор. В феврале 1946 года его специалисты во главе с Н. А. Доллежалем пришли к идее вертикального аппарата — такая конструкция реактора решала многие проблемы, связанные с неравномерностью теплового поля и деформациями устройств.
В июне 1946 года для окончательного выбора конструкции реактора «А» руководством ПГУ была создана специальная комиссия, которая рассмотрела эскизные проекты, представленные ГСПИ-11, ОКБ «Гидропресс» и Гидросектором. Несмотря на то, что при выборе каких-либо альтернативных вариантов устройств предпочтение обычно отдавалось наиболее близкому к американскому аналогу, в данном случае после многочасовых споров выбор был сделан в пользу вертикальной конструкции реактора, предложенной Гидросектором.
В сентябре 1946 года ГСПИ-11 выполнило предварительный проект котлована под реактор «А» размерами 80х80х8 метров. Через месяц, после детальной проработки конструкции реактора, глубина котлована была увеличена до 24 метров.
В апреле 1947 года земляные работы на котловане были завершены. Окончательная глубина низшей точки составила 53 метра. На заключительном этапе выемки скального грунта было занято 11 тысяч землекопов. Всего было извлечено 157 тыс. кубометров грунта. Вручную с минимальной механизацией работ за семь зимних месяцев был подготовлен невиданных до этого размеров котлован.
В июле 1947 года завершились работы по бетонированию шахты до отметки 0, уложено 82 тыс. м куб. железобетона, смонтировано 6 тыс. тонн арматуры. Впервые был применен «тяжелый» бетон, в состав наполнителя добавлялась железная руда для улучшения биологической защиты. Само здание реактора имело высоту около 80 м, большая часть из которых приходилась на подземную часть, где располагался реактор. Это если вкратце по теме, движемся дальше по сюжету..
Тем временем, Галина, лопая конфеты привезённые Замятиным из Берлина, советует сестре бороться за мужа, хотя раньше она советовала обратное. Ведь Замятин, это не то что бывший муж Галины. Ну а для того что бы вернуть мужа, Галя советует Марии, написать куда следует, после чего тот прибежит обратно как миленький, не желая рисковать карьерой.
Мария по совету Гали, отправилась на служебную квартиру мужа, чтобы попытаться наладить отношения, только она опоздала, Замятин уже сошелся с Карповой, отношения между ними перетекли в новую фазу.
На следующий день, физик Аниханов наезжает на Курчатова, за то что он прислушивается к мнению разных мальчишек вроде Фролова и его команды, начет того каким должен быть реактор. Хотя по его мнению, графитовая кладка при такой высокой температуре, будет пожароопасной, поэтому он настаивает на использование тяжелой воды вместо графита.
И это при том, что производство тяжелой воды достаточно затратное, но так как государство их в средствах не ограничивает, то почему бы не построить реактор основанной на тяжелой воде, тем более что эксплуатационные характеристики у тяжелой воды выше чем у графита.
Ему возражает Фролов, который говорит, что разогнать такой реактор до проектной мощности, им понадобится колоссальный объем тяжелой воды, но у них нет такой промышленной технологии для производства такого количества тяжелой воды. К тому же, есть вероятность сорвать все сроки, а вот под уран-графитовый реактор все расчеты уже сданы.
Аниханов возмещается еще больше, типа а что же делать, с его многолетним трудом по тяжелой воде, его что выкидывать на свалку. Так что Аниханов заявляет, что он им этого не позволит, поэтому он настаивает на созыве ученого совета и требует вынесение вопроса о графите и тяжелой воде на всеобщее голосование.
Курчатов говорит на все это, что он уже принял решение, сначала они запускают реактор, и если все после этого останутся живы, тогда они займутся разработками Аниханова, если будет на это время.
Аниханов пытается возразить, но его прерывает Замятин и говорит, что научный руководитель проекта, уже принял решение, и оно не обсуждается. После слов Замятина, у Аниханова случился обморок.
Когда ученого увезла скорая, Замятин приходит к Курчатову и говорит, что выводы ученых о графите, подтверждают американцы, так что они будут продолжат работу, во всех направлениях, где быстрей получится, тем боле что речь дет о безопасности нашей страны.
Тут Курчатов говорит, что просматривал он материалы разведки и кое что заметил, или здесь в расчетах есть ошибка, или им подсовывают дезинформацию. Замятин сказал, что надо идти по этому поводу к Фитину.
После этого, нас переносят в Америку к Катерине, которая пытаясь разобраться, кто же ведет двойную игру, следит за фиктивным мужем, и да двойным агентом, является именно он.
Сейчас же муж объелся груш, встречается со своим связным на рынке, который прикидывается чистильщиком сапог, этакие неуловимые наоборот. Связной дает Джеймсу задание, перевербовать Катерину, убедив её не возвращаться в Москву.
Вечером, он предлагает Катенине, остаться в США, а не лететь в Москву, потому что там, руководство может быть недовольно её работой. Когда она у него спросила, а он что разве уже принял решение не возвращается, он пошел на попятную, заявив что он еще ничего не принял, после чего предложил устроить пикник, в честь её возвращения на Родину.
Тем временем , мистер Олдман с удивлением узнал, что он был завербован советами, об этом ему сообщили агенты ФБР. Узнав об этом, американский офицер покончил жизнь самоубийством, застрелившись в машине.
На следующе утро, фиктивный муж вывозит Катерину на пикник, в одно красивое место, где он пытается продолжить вербовку, предлагая ей подумать, что будет с ней, когда она вернется обратно. По его словам, в России у неё не будет ничего хорошего, если её там не арестуют сразу, то сделают это позже.
Она спрашивает, если там ничего хорошего для неё не будет, то где ей будет хорошо, может быть здесь. Он говорит ей, что да, здесь будет хорошо, ведь она как прирождённый разведчик, может работать и на США, где перед ней откроются большие возможности, как они открылись перед ним.
Катя называет его предателем, на это он заявил, что он предал злобных коммунистов, которые орут о всеобщем братстве, хотя в то время, они превратили страну в гигантский лагерь, сломав миллионам людей жизни, так что это предательством не является
Однако Катя на эти речи не купилась, заявив, что он может подавать сигнал что вербовка провалилась. Но муж объелся груш, все равно продолжив, заявив, что её арестуют сразу, как только она вернется домой, а тут ей создадут условия, которых не будет в Москве даже через сто лет. И он сделает все, чтобы все её условия были выполнены.
Но Катя опять отказалась, тогда предатель, подал условный сигнал, что вербовка провалилась. И в тот момент когда появись американские агенты, Катя достала пистолет и пристрелила фиктивного мужа, после чего открыла огонь по агентам ФБР. В ходе перестрелки, она убила одного агента, но получила пулю в спину, когда пыталась убежать от второго, на этом серия закончилась.