Рождение российского автопрома
К 1915 году Российская империя во время Первой мировой войны начала остро испытывать промышленно-экономическое и военное отставание, отсутствие необходимого стратегического сырья, материалов и оборудования, сильную зависимость от импорта. Это заставило царское правительство принять решение о развитии собственной автомобилестроительной промышленности и создании 6 отечественных автозаводов: пяти частных и одного казенного.
Предложений о строительстве предприятий поступило не менее десяти только от отечественных фирм. В итоге заказы на постройку заводов получили товарищество «Аксай» в Ростове-на-Дону, акционерное общество Русско-Балтийского завода в Филях, товарищество «Кузнецов, Рябушинские и Ко» в Москве и «Акционерное общество воздухоплавания В.А. Лебедева» в Ярославле. Единственный казенный завод предстояло возвести «Британскому инженерному обществу Сибири («Бекос» от British Equipment Co. of Siberia).
Сроки устанавливались жесткие: к концу 1916 года армия должна была получать от всех заводов не менее 7500 тысяч автомобилей в год. Если предположить, что заводы проектировались под одинаковую мощность, то получается, что каждый должен был выпускать по 1250 автомобилей в год – очень серьезные цифры даже по европейским меркам того времени.
Товарищества и акционерные общества рассчитывали прежде всего на государственные средства, для чего должны были получить из казны крупные ссуды и авансы. Однако из-за отсутствия достаточного финансирования, сооружение заводов началось только в 1916.
Акционерное общество В.А. Лебедева
Одним из городов, где планировалось построить автозавод, стал Ярославль. Строительство было поручено осуществить «Акционерному общество воздухоплавания В.А. Лебедева», созданное в Санкт-Петербурге в 1914 году с целью производства аэропланов.
Лебедев увлекался авиацией – он учился на пилота во Франции. Тогда в России всего было около 50 летчиков. Участвовал в создании российских аэропланов, был совладельцем авиационного завода в Петрограде. Рядом с автомобильным В.А. Лебедев планировал построить и авиационный завод.
В связи с подписанием государственного контракта на поставку автомобилей в феврале 1916 года общество переименовали в «Акционерное общество механических передвижений и производства В.А. Лебедева». Устав общества утверждал лично император Николай II 31 марта 1916 года. Проектная мощность завода была установлена в 1500 автомобилей в год. Уставной капитал был равен 3 млн рублей, а на оборудование для будущего завода была запланирована сумма в 14 млн рублей – огромные по тем временам деньги!
Общество Лебедева по договору должно было поставить военному ведомству 750 легковых штабных и 750 санитарных автомобилей. В силу того, что отечественная промышленность не могла обеспечить новый завод оборудованием, его приходилось закупать за границей. В качестве делового партнера было выбрано «Британское инженерное общество Сибири», с которым был заключен договор на поставку оборудования, инструмента, приборов, а также специально сконструированных образцов санитарных автомобилей (на базе английских автомобилей фирмы «Кросслей»), полуторатонных грузовиков и 40-сильных двигателей. Группа инженеров и техников общества выехала в Англию для закупки оборудования и изучения опыта автомобилестроения.
Однако сложности с заказом станков из-за границы начались почти сразу. Британское правительство отказалось предоставить валютный кредит для российских автомобильных заводов. «Немаловажным обстоятельством являлось также то, что основная работа должна была начаться уже в послевоенный период. Британское правительство вовсе не собиралось брать на себя заботы о развитии русской промышленности», - докладывал из Лондона генерал Гермонеус.
Сроки сдачи завода в срок оказались под угрозой. Стремясь исправить положение и выполнить задание правительства, правление Общества решило приобрести оборудование у российского предприятия Д.М. Вержбицкого. Заказы были полностью выполнены уже осенью 1916 г. и завод получил 106 новых станков.
Несмотря на то, что работы по строительству всех автозаводов шли интенсивно, проблемы с поставками необходимых станков вынуждали предприятия настаивать на 12 месячной отсрочке запусков производства. Всех, кроме «Акционерного общества механических передвижений В.А. Лебедева»!
Еще в начале строительства, правление Акционерного общества понимало, что не успеет построить железобетонные корпуса в срок, поэтому было принято решение о строительстве временных деревянных зданий, куда устанавливали полученное оборудование и нанимали рабочих. Такой подход правления Общества позволил запустить завод в эксплуатацию в срок, предусмотренный контрактом. Действительно, к сентябрю 1916 года были готовы и оборудованы деревянные здания деревообделочной, механической и сборочной мастерских.
7(20) октября 1916 года состоялось торжественное открытие завода!
К середине 1917 года основные корпуса завода были готовы на 90%, на заводе работало более 100 человек.