Окончание. С предыдущей частью публикации можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке
«Битва за Севастополь»
В основу этого фильма легли эпизоды боевой биографии Людмилы Михайловны Павличенко – Героя Советского Союза, самой известной и результативной женщины-снайпера в мировой истории, которая лично уничтожила 309 вражеских солдат и офицеров. При написании сценария также были использованы материалы документальной повести «Героическая быль: оборона Севастополя 1941-1942 гг.», написанной самой Людмилой Михайловной.
Фильм снят максимально достоверно и в плане батальных сцен, и при показе особенностей подготовки снайперов, а также при выполнении ими боевых задач. На XIV-й церемонии вручения Национальной академии кинематографических искусств «Золотой орёл» кинолента получила главный приз в номинации «Лучшая операторская работа» за 2015 год.
В целом (за исключением отдельных моментов) основные вехи военной биографии Людмилы Павличенко отражены в картине вполне достоверно, непредвзято, динамично и, вместе с тем, искренне драматично. Отрадно, что в фильме не встретишь обязательных и набивших оскомину штампов постсоветского военного кино – кровожадных и оголтелых «особистов», невменяемо-фанатичных политруков, «добрых» и «порядочных» германских военнослужащих, ложного пафоса, подменяющего понятия истинного патриотизма.
Исполнительница главной роли – Юлия Пересильд не очень похожа на свою героиню, но этот факт нисколько не повлиял на итоговое впечатление, ведь актриса с поставленной задачей справилась превосходно. Образ Людмилы Павличенко, воплощенный на киноэкране Юлией Перисильд, безусловно, одна из лучших ролей этой талантливой российской актрисы. Юлия Сергеевна абсолютно заслужено получила на XIV церемонии вручения Национальной академии кинематографических искусств «Золотой орёл» главный приз в номинации «Лучшая женская роль в кино» за 2015 год.
Наверное, единственное, что у создателей фильма получилось не совсем корректно – это итоговое название. Всё-таки картина именно о ключевых моментах биографии и, прежде всего, о фронтовой судьбе Людмилы Михайловны, одним из главных эпизодов которой и стало её участие в героической и достопамятной 250-дневной обороне Севастополя.
К сожалению, развёрнутого и многогранного повествования об этой важнейшей битве 1941-1942 гг., в киноленте нет, но данное обстоятельство нисколько не влияет на общее восприятие фильма. Что касается непосредственно доблестной и незабвенной обороны Севастополя, то очень хочется верить, что в обозримом будущем наши кинематографисты обязательно снимут добротный и правдивый фильм об этой одновременно славной и трагической странице истории Великой Отечественной войны.
«Дорога на Берлин»
Этот фильм, снятый по мотивам повести Эммануила Генриховича Казакевича «Двое в степи» и военных дневников Константина Михайловича Симонова, к большому сожалению, показывают достаточно редко. Весьма вероятно, что многие из читателей ещё не видели эту кинокартину, а потому не стоит заранее пересказывать её сюжет.
«Дорога на Берлин» – это не ультрасовременный военный блокбастер с впечатляющими спецэффектами, пафосным патриотизмом, а также привычным набором штампов и клише, присущих практически всем отечественным военным картинам последних лет. «Дорога на Берлин» – это хорошо поставленная военная драма, с сильной и достоверной актёрской игрой, захватывающим повествованием о самых разных судьбах советских солдат и офицеров, оказавшихся в горниле трагических событий рокового лета 1942 года.
Фильм – совсем короткий по меркам современного кинематографа убедительно, непредвзято, очень просто и вместе с тем многогранно повествует о том, как легко оказаться без вины виноватым, заполучив позорное клеймо «труса». Дорога на Берлин» – это рассказ о нелёгких взаимоотношениях бойцов совершено разных по характеру, мировоззрению, складу ума, воспитанию и менталитету.
Эта картина повествует о разноплановых значениях понятий «приказ», «воинский долг», «солдатская честь», «воинское братство», «солдатская дружба». Фильм наглядно рассказывает о том, как на самом деле совершались «маленькие подвиги» советскими бойцами и командирами, медленно и почти незаметно, но неуклонно приближавшими итоговую Великую Победу, по сантиметрам ежедневно своими боевыми заслугами сокращавшими тот самый заветный – победный путь на Берлин.
«28 панфиловцев»
Ещё один современный военный фильм, который не нуждается в специальном представлении. С момента премьеры картины прошло девять лет, а интерес к ней у зрителя не ослабевает. Пока окончательно точно и достоверно не будут на документальной основе воспроизведены события, в реальности произошедшие 16 ноября 1941 года у разъезда Дубосеково, позже названные «подвигом 28 панфиловцев», время от времени кинорежиссёры будут обращаться к теме участия 316-й стрелковой дивизии в обороне Волоколамского направления в ходе битвы за Москву.
Фильм «28 панфиловцев» стал самой обсуждаемой военной кинокартиной 2016 года, признанной по итогам многочисленных опросов ВЦИОМ, лучшим российским фильмом, вышедшим в прокат в указанный период. Впрочем, творению Андрея Шальопы и Кимы Дружинина немало досталось «словесных тумаков» и жёстких нападок со стороны критиков и зрителей, которым фильм не понравился.
«Панфиловцев» критиковали за отсутствие стремления создателей фильма раскрыть характеры главных и второстепенных героев, а также рассказать хотя бы вкратце об их судьбах до войны и после боя у разъезда Дубосеково. Кому-то не понравилось полное отсутствие на экране женских персонажей и подача обезличенного образа немецких солдат. Некоторые критики негодовали, что военно-патриотический фильм превратили в подобие детализированной компьютерной реконструкции боя – этакого «экранного шутера».
Однако создатели картины целенаправленно избрали именно такую – «окопную» форму показа. Главной целью сценаристов и режиссера был показ реальной картины противостояния стрелкового подразделения неполного состава, имевшего для борьбы с вражеской бронетехникой ограниченное количество противотанковых ружей, малый запас гранат и бутылки с зажигательной смесью.
Кинокартина «28 панфиловцев» – это один из лучших военных отечественных фильмов, достоверно отображающий суровые реалии критических, переломных и судьбоносных моментов битвы за Москву. Пусть и не совсем документально достоверно, но зато без напыщенного пафоса, привычных штампов и заезженных клише, правдоподобно, динамично, эпично, захватывающе и масштабно показан подвиг советских солдат-пехотинцев, в буквальном смысле своими телами преградивших путь фашистским танкам, рвавшимся к Москве.
«Подольские курсанты»
Многие слышали о подвиге курсантов двух военных училищ Подольска – пехотного и артиллерийского, которые в период с 5 по 23 октября 1941 года героически сдерживали продвижение передовых ударных частей 4-й танковой группы вермахта, рвавшихся по Варшавскому шоссе к юго-западным окраинам Москвы.
В знаменитой советской киноэпопее «Битва за Москву» были показаны эпизоды, связанные с подвигами курсантов Подольского пехотного училища. В 2014 году вышел на экраны 16-серийный сериал «До свидания, мальчики», снятый украинскими кинематографистами. За основу сюжета создатели сериала взяли историю курсантов Подольского артиллерийского училища, интерпретировав её на свой лад, изменив фамилии и судьбы реальных персонажей, а сами события, изъяв из контекста Московской битвы.
И вот, наконец-то, в канун празднования 75-летия Великой Победы российский зритель увидел фильм, максимально правдоподобно повествующий именно о реальных событиях первого этапа битвы за Москву, о подвигах офицеров и курсантов Подольского артиллерийского училища, а также о героических заслугах несправедливо позабытого легендарного советского парашютиста-диверсанта Ивана Георгиевича Старчака.
С момента премьеры кинокартины прошло почти пять лет. Подавляющее большинство тех, кто читает данную публикацию, фильм видели и не по одному разу, поэтому нет смысла пересказывать его сюжет. Чтобы ни говорили недовольные обыватели, как бы ни злословили критики, придирающиеся к несущественным фактам и деталям, но фильм, прежде всего, с военной точки зрения, исторической киноправды и минимального количества «киноляпов» удался, однозначно.
Достаточно долго – с момента выхода на экраны уже упоминавшейся эпопеи «Битва за Москву» и «Брестской крепости», бесспорно, одного из лучших современных российских фильмов о начальном периоде Великой Отечественной, не радовали зрителя создатели военных кинолент столь качественными постановками – масштабными, эпическими, захватывающими, заставляющими искренне переживать и сочувствовать главным героям, вызывающими гордость за наших защитников Отечества, пробуждающими сильные эмоции и душевное волнение.
«Лётчик»
При просмотре данного фильма необходимо помнить, что его создатели в основу сюжета включили факты реальных биографий боевых советских летчиков, получивших тяжёлые ранения и увечья, которые лишали их какой-либо возможности не только продолжить участие в боевых действиях, но и вообще служить в частях ВВС.
Однако эти подлинные герои, чьи имена, а также краткое описание подвигов и боевых заслуг указаны в конце картины, несмотря на тяжелейшие травмы, несовместимые с профессиональной деятельности боевых лётчиков, продолжили воевать вопреки всем прогнозам, запретам и вердиктам, сбивая вражеские самолёты, пилотируемые полноценными в плане физического здоровья профессионалами и асами люфтваффе.
Также обязательно следует иметь ввиду, что фильм «Лётчик» – это не экранизация военной биографии знаменитого лётчика-истребителя – Героя Советского Союза Алексея Петровича Маресьева. Главный герой киноленты – капитан Николай Комлев является собирательным образом советских боевых лётчиков, участвовавших в воздушных боях самого тяжёлого – начального периода Великой Отечественной войны, а главное вернувшихся в строй, несмотря на однозначность и категоричность медицинских заключений ВВК.
Конечно, фильм не лишён недостатков, наиболее существенным из которых является слабо прописанная и любовная линия, превращенная в банальную и полностью предсказуемую посредственную мелодраму, многократно обыгранную в других военных фильмах. Зато в фильме затрагивается крайне актуальная сейчас тема реабилитации военнослужащих перенёсших частичную или полную ампутацию ног.
Несомненным достоинством картины являются сцены воздушных боёв с участием легендарного советского штурмовика ИЛ-2. И пусть излишне придирчивые критики акцентируют своё внимание на том, что во время битвы за Москву в действующих частях ВВС РККА ещё не было двухместных вариантов «чёрной смерти». Это не самое главное, намного важнее высокое качество показа эпизодов атаки штурмовиком наземных целей и воздушного боя с немецкими истребителями.
Создателей картины, которых многократно упрекали в негласном состязании с широко обсуждаемым в то время голливудским фильмом «Выживший». Однако эпизоды, в которых показывалась борьба за выживание советского раненого лётчика, оказавшегося в суровых лесных условиях зимы 1941-42 гг., нисколько не портят фильм, а наоборот, служат вполне достойным и логичным дополнением к главному сюжету.
Также безусловным плюсом киноленты является второстепенная сюжетная линия, связанная с проблемой нравственного и патриотического выбора мирных жителей, оказавшихся на оккупированной врагом территории. Очень многим предстояло решить, будет ли он оказывать посильную помощь советским бойцам и командирам, оказавшимся в силу различных обстоятельств в немецком тылу, или же пойдёт на сотрудничество с немецкими оккупационными властями.
Кроме того, перед зрителем предстают самые разные жизненные коллизии и вполне реальные примеры поведения военнослужащих «окруженцев», оказавшихся в экстремальных боевых и бытовых ситуациях. Ну, и, конечно же, самое сильное, незабываемое и неизгладимое эмоционально-душевное впечатление вызывают финальные кадры перед титрами, в которых перечисляются имена советских лётчиков-героев, продолживших летать и выполнять боевые задания, будучи полностью и подчистую «списанными» по медицинским показаниям. Своими подвигами и заслуженными боевыми наградами они конкретными примерами доказали, что обидный статус-термин «инвалид» или «ампутант» не имеет к ним никакого отношения.
Так же стоит отметить, что к категории хороших современных отечественных художественных фильмов, повествующих о самых разных событиях Великой Отечественной войны, можно смело и однозначно отнести следующие кинокартины:
«По зову сердца» (2024 год; производство – Россия. Режиссёры – Игорь Станиславович Угольников. Авторы сценария – Игорь Угольников, Евгений Айзикович, Александр Балахонов и Лана Лин);
«Праведник» (2023 год; производство – Россия. Режиссёр – Сергей Владимирович Урсуляк. Автор сценария – Геннадий Ромович Островский);
«Старое ружьё» (2014 год; производство – Россия. Режиссёр – Кирилл Александрович Белевич. Автор сценария – Сергей Валерьевич Калужанов);
«Переводчик» (2013 год; производство – Россия. Режиссёр – Андрей Александрович Прошкин. Автор сценария – Игорь Владимирович Порублев).
Рецензии на эти фильмы и мини-сериалы будут обязательно представлены в последующих публикациях, посвященных обзорам современного российского военного кинематографа.
ПОЛНОСТЬЮ ПУБЛИКАЦИЮ «Российские фильмы о Великой Отечественной войне, за которые не стыдно» МОЖНО ПРОЧЕСТЬ, ПЕРЕЙДЯ ПО УКАЗАННЫМ ССЫЛКАМ:
Часть 1-я
Часть 2-я
Часть 3-я
Все присутствующие в статье изображения символики Вермахта, частей СС, NSDAP, а также прочих военных, идеологических и политических структур нацисткой Германии, а равно цитирование высказываний военно-политических руководителей, самых разных представителей и современников Третьего рейха используются в данной публикации исключительно в историческом контексте и ознакомительных целях, а потому не являются и не могут служить какими-либо аспектами и элементами какой бы то ни было политической пропаганды, идеологии или агитации.
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)