Найти в Дзене
Уголок урбаниста

Рейсов нет: 4 бывших пассажирских аэропорта Москвы

Московский авиаузел (МАУ) является крупнейшим по загруженности в России и важнейшим транспортным хабом на всем постсоветском пространстве. Сейчас МАУ состоит из 4 аэропортов: Шереметьево, Домодедово, Внуково и Жуковский, которые в 2024 году приняли суммарно 76 млн. авиапассажиров - примерно половина всех российских авиаперевозок. Интересно, что в позднесоветские годы в бытность единственной советской авиакомпании "Аэрофлот" у каждого столичного аэропорта была своя специализация. Так, международные рейсы выполнялись только из "Шереметьево", кроме того, отсюда летали лайнеры внутри СССР в северные регионы, Белоруссию и Прибалтику. "Внуково" преимущественно обслуживал рейсы в Молдавию, Закавказье, на Кавказ, Украину и курорты Чёрного моря. Из "Домодедово" лайнеры преимущественно "провинциальных" авиаотрядов доставляли пассажиров в Поволжье, Сибирь, Среднюю Азию, на Урал и Дальний Восток. Тем не менее, в 90-е годы с приходом рыночных отношений и частных авиакомпаний, включая иностранные,
Оглавление

Из каких закрытых сейчас аэропортов когда-то летали наши бабушки с дедушками?
Из каких закрытых сейчас аэропортов когда-то летали наши бабушки с дедушками?

Московский авиаузел (МАУ) является крупнейшим по загруженности в России и важнейшим транспортным хабом на всем постсоветском пространстве. Сейчас МАУ состоит из 4 аэропортов: Шереметьево, Домодедово, Внуково и Жуковский, которые в 2024 году приняли суммарно 76 млн. авиапассажиров - примерно половина всех российских авиаперевозок.

Интересно, что в позднесоветские годы в бытность единственной советской авиакомпании "Аэрофлот" у каждого столичного аэропорта была своя специализация. Так, международные рейсы выполнялись только из "Шереметьево", кроме того, отсюда летали лайнеры внутри СССР в северные регионы, Белоруссию и Прибалтику. "Внуково" преимущественно обслуживал рейсы в Молдавию, Закавказье, на Кавказ, Украину и курорты Чёрного моря. Из "Домодедово" лайнеры преимущественно "провинциальных" авиаотрядов доставляли пассажиров в Поволжье, Сибирь, Среднюю Азию, на Урал и Дальний Восток. Тем не менее, в 90-е годы с приходом рыночных отношений и частных авиакомпаний, включая иностранные, это разделение было практически стерто.

Однако на заре отечественной пассажирской авиации первых пассажиров обслуживали совсем другие воздушные гавани, которые были закрыты, в некоторых случаях снесены и сейчас уже стали частью истории из-за активно разрастающегося мегаполиса и его пригородов.

Сегодня мы предлагаем вам вспомнить историю ныне не действующих столичных аэропортов, откуда в свое время летали наши родители, а также бабушки с дедушками. Также на территории современной Москвы располагались ныне ликвидированные Тушинский аэродром (1931-2014), аэродром авиазавода им. Хруничева в Филевской пойме (1929-1970-е), аэродром полярной авиации "Захарково", военный аэродром в Измайлово и др., но пассажирские перевозки с них никогда не осуществлялись.

1. Центральный аэродром им. Фрунзе (1910-2003)

vedomosti.ru
vedomosti.ru

Аэродром, открытый в 1910 году, располагался на Ходынском поле и стал первой московской воздушной гаванью. С 1922 году отсюда начали выполняться первые в СССР пассажирские перевозки, также осуществлялись экспериментальные и показательные полёты. В 1931 году у Ленинградского проспекта появилось здание аэровокзала, что дало название ближайшей станции метро Аэропорт, открытой в 1938 году. В 1936 году в ходе реконструкции появилась бетонная ВПП.

В 1947-1948 годах в связи с ростом города почти все рейсы из аэропорта перенесли в "Быково", "Внуково" и "Люберцы". Однако летное поле по-прежнему использовалось расположенными около него ОКБ и авиазаводами для испытания новых самолетов, в частности, Ил-76, Ил-86 и Ил-96.

В 1965-2005 годах близ аэрополя действовал аэровокзал, откуда пассажиров на автобусах доставляли прямо к трапу самолета. В 1960-е годы осуществлялось также вертолетное сообщение с аэропортами московского авиаузла.

С 2003 года годы полёты с аэродрома были окончательно прекращены, а территорию застроили жильём с ТРЦ, а также разбили парк и открыли станцию метро.

2. Быково (1933-2010)

airliners.net
airliners.net

Второй по счету столичный аэропорт открылся в 1933 году в 35 км на юго-восток от центра мегаполиса. Рядом находилась одноименная ж/д платформа Рязанского направления. На время закрытия Центрального аэродрома им. Фрунзе в 1936-1937 годах выполнял функции главной столичной авиагавани. В 1960-80-е годы аэропорт использовался для выполнения коротких рейсов в города центрального региона РСФСР, а также иногда в Прибалтику и на Украину на самолетах Як-40, Як-42, Ан-24 и др. После 1979 года длина ВПП составляла 2200 метров.

В 90-е годы аэропорт был приватизирован, продолжая обслуживать рейсы малой и средней протяжённости. В 2011 году авиагавань закрыли, терминал снесен.

Территория бывшего аэропорта сейчас используется под склады, парковку и трассу для рейсинга. Неподалёку под пассажирские перевозки в 2016 году был адаптирован аэродром ЛИИ им. Громова (Жуковский).

3. Остафьево (1934-2024)

Я.Карты
Я.Карты

Аэродром на территории Новой Москвы построили в 1934 году для нужд НКВД, а позднее ВВС и ВМФ. В 1995 году Остафьево стало местом совместного базирования дочерней авиакомпании "Газпром" вместе с военными. С 2000 после реконструкции был построен терминал для чартерных перевозок вахтовиков, а также рейсов бизнес-авиации, в т.ч. международных. Длина ВПП составляет 2000 м.

В 2024 году авиагавань была закрыта для полётов, на её месте планируется возвести технопарк и жилье. Рейсы Газпрома перенесёны во "Внуково".

4. Люберецкий аэродром (1932-2000-е)

pastvu.com
pastvu.com

Аэродром с грунтовой полосой появился в 1932 году в 15 км от центра города между Рязанским и Новорязанским шоссе почти сразу за МКАДом, в районе нынешней московской улицы Авиаконструктора Миля и Городка Б города Люберцы. Вначале он использовался для нужд военных.

После прекращения пассажирских полетов на Центральном аэродроме, в Люберцах с 1948 года по начало 1950-х годов принимал также пассажирские и почтово-грузовые рейсы. В дальнейшем аэрополе использовалось НИИ по ремонту и эксплуатации авиатехники (НИИ ЭРАТ), Московским вертолетным заводом М.Л. Миля и Ухтомским вертолетным заводом.

В 1990-е годы аэродром был закрыт, а его территория застроена жилыми домами.

👍 Подпишись, ставь лайк, комментируй!