Найти в Дзене

НЕСТРАХОВЫЕ ПЕРИОДЫ (Проверьте: может быть, ваша пенсия должна быть гораздо больше?)

Оглавление

Современные пенсионеры, последние представители людей «старой формации», своего рода «вымирающий вид», со своими недостатками, но и со своими положительными качествами и особенностями, свойственными людям, правосознание которых сформировалось в историческую эпоху СССР. Поскольку в те времена граждане ещё доверяли своему государству, некоторые «остаточные явления» у большинства представителей нашего поколения ещё заметны. Например, пенсионеры, чаще всего, не ставят под сомнение размер своей пенсии. Не задают «неудобные» вопросы, типа: куда исчезли деньги на пенсионное страхование, которые мои работодатели перечисляли за меня в Пенсионный фонд и почему «пенсионные накопления» (надо же, как такое могло случиться?) – как-то «не накопились».

-2

А «счетчик» всё «тикает»

Никому не советую испытывать на себе перспективу уклонения от налоговых обязательств. Эти деньги с вас местные «мытари» получат, даже не сомневайтесь. Причем «счетчик» (налоговые штрафные санкции) начнет работать, без предупреждения, с первого дня возникшей задолженности. Обратитесь за разъяснениями у местную налоговую, - вам вежливо объяснят: для кого «мытари» взыскивают деньги? Для вас, уважаемые налогоплательщики, для вашего же блага. Правда, не каждый способен это почувствовать, так это - от неосведомленности, от недостатка правовой культуры. И никто вам этот долг не простит и не спишет, поскольку ваш взыскатель – государство, а с государством торговаться не принято. Вот вам и второй «постсоветский симптом» - отсутствие у пенсионеров навыков (очень часто – желания) бороться за свои права.

«Старые грабли» ничему так и не научили

-3

С пенсионным обеспечением в России вообще как-то не заладилось. Ведь, казалось бы, и Фонд пенсионный переименовали, и всю верхушку бывшего фонда «публично выпороли» (показательные уголовные дела и публикации в СМИ были). Но вот не доверяют граждане пенсионным реформам, от одного упоминания слова «пенсионный» шарахаются. Ведь вывеску сменили, а привычки остались старые. Не случайно в народе по-прежнему считают, что схема самого популярного мошенничества современности выглядит так: «Пусть твой работодатель «отстёгивает» мне четверть от твоих доходов, раз в месяц. А пока ты до пенсии доживешь, я денежки эти «прокручу» и тебе же их верну». Сколько себя помню, но в новейшей истории России реформа пенсионного обеспечения граждан идет непрерывно, причем в одном направлении и с одним и тем же результатом. Но самое время завершить затянувшееся вступление и приступить к главному вопросу, что такое «нестраховые периоды» трудового стажа и как их можно использовать для увеличения размеров пенсии?

-4

Технология подсчетов

На размер пенсии в первую очередь влияют размер заработной платы, длительность страхового стажа и возраст обращения за назначением страховой пенсии. Кроме того, по действующим правилам расчета пенсии в стаж засчитываются такие социально значимые периоды жизни человека, как срочная служба в армии, уход за ребенком, ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет и так далее (перечень внушительный). Периоды работы, в течение которых за гражданина уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд, называются страховыми. Наряду с ними существуют нестраховые периоды – когда гражданин как правило не работает и за него работодатели не отчисляют взносы на обязательное пенсионное страхование, но его пенсионные права на страховую пенсию при этом формируются.

Перечень нестраховых периодов определен статьей 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», к ним относятся:

· период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы (органы внутренних дел, Государственная противопожарная служба, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, войска национальной гвардии Российской Федерации);

· период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

· период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности;

· период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

· период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

· период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

· период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;

· период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности;

· период, в течение которого лица, необоснованно привлеченные к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированные, были временно отстранены от должности (работы) в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

-5

Внимание, это особенно важно

Перечисленные нестраховые периоды учитываются в стаж при назначении пенсии в случае, если им предшествовала и (или) за ними следовала трудовая деятельность независимо от её продолжительности. Если страховой и нестраховой периоды по времени совпадают, то при исчислении страхового стажа учитывается один из них по выбору обратившегося гражданина.

-6

Начиная с 2015 года, размер страховой пенсии определяется исходя из индивидуального пенсионного коэффициента пенсионера, величина которого, в том числе, зависит и от продолжительности страхового стажа. При этом в страховой стаж, кроме периодов работы, включаются и «нестраховые» периоды, и за них государство начисляет пенсионные баллы.

Отсюда следует вывод: за перерасчетом пенсии следует обращаться только тем гражданам, кому она была назначена до 2015 года. При исчислении пенсий, назначаемых по новой пенсионной формуле с 2015 года, по закону учитывается наиболее выгодный вариант, поэтому в их перерасчете нет необходимости. Сколько могут добавить за уход за детьми, например? По уходу за первым ребёнком начисляются 1,8 баллов, за вторым ребёнком - 3,6 балла, за третьим и четвёртым - 5,4 баллов за каждый год ухода. Баллы начисляются не более чем за четверых детей и не более, чем за 6 лет ухода за детьми в общей сложности.

Сумма повышения размера пенсии после перерасчета у всех разная. Нет определённой фиксированной суммы повышения. Для кого перерасчёт окажется выгодным? Не для всех. Следует признать, что специалисты ФСПО выбирают наиболее выгодный для гражданина вариант расчёта пенсии. Проблема эта решается просто, в режиме запрос-ответ если, конечно, к вашему заявлению приложить все необходимые документы. Сложно решается эта задача индивидуальными предпринимателями и теми гражданами, у которых трудовой стаж прерывался, но надлежащих доказательств наличия нестрахового периода найти не удаётся.

-7

Заявительный порядок

Многое из того, что в законодательстве связано с социальным обеспечением граждан обусловлено наличием условия, которое именуется, как «применение мер социального обеспечения в заявительном порядке». Для того, чтобы государство приступило к предоставлению гражданину некоторых видов социальной поддержки (социального обеспечения, предусмотренного, кстати, Конституцией страны), гражданин должен об этом попросить (заявить), письменно, с обоснованием правомерности упомянутых мер социальной поддержки.

-8

«Свежо предание, но верится с трудом»

Совсем недавно «отшумели» дискуссии относительно создания в России единой информационной системы, которая в автоматизированном режиме будет определять, когда у гражданина возникают права на льготы и иные меры социальной поддержки. Реализовать эту идею планируется на базе информационных порталов федерального и регионального уровней, наподобие платформы «Госуслуги». Мне уже показалось, что это – какая-то ошибка, «отходы законотворчества», неизбежный сопутствующий результат работы законодателей. Оказалось – нет никакой ошибки, всё серьёзно: правительство твердо намерено решить в «цифре» и эту проблему тоже . Придется, видимо, вернуться к этой теме, в одной из следующих статей, в которой, как обычно, обозначу «в сухом остатке» суть проблемы, сформулирую собственные взгляды, отвечу на комментарии. Следите за публикациями, будет интересно.

-9

Государство с пенсионерами не церемонится

В одной из своих давних статей я писал о том, что именно благодаря «заявительному» характеру предоставляемых льгот далеко не все пенсионеры воспользовались возможностью сохранить от принудительного списания с их пенсионных счетов прожиточного минимума. Просто потому, что законодатель предусмотрительно установил этот, так называемый, заявительный порядок, при соблюдении которого у пенсионера такое право возникало. Для гражданина, далекого от юриспруденции, быть в курсе отечественного законотворчества немыслимо. Не заявил письменно о своем желании сохранить прожиточный минимум на своём пенсионном счете – твои проблемы, "кто не успел, тот опоздал". Вот и сейчас, сколько пенсионеров не воспользовались пока своим правом на увеличение размера пенсий за счет нестраховых периодов трудового стажа? Сколько это, в масштабах страны? И почему право гражданина, предоставленное Конституцией, зависит от наличия у гражданина навыков пользователя компьютером и выхода в интернет? Вот в следующей статье и обсудим.