Это был последний светский бал перед тем, как в Лондоне погасили огни...
Последний грандиозный бал мирного времени — драгоценности, бальные платья, кавалеры во фраках и нескончаемый поток шампанского.
Почётными гостями были король Георг VI и королева Елизавета, но среди толпы был и молодой студент Джек Кеннеди, которому однажды предстояло стать легендарным президентом Соединённых Штатов.
И уже рассвело, когда ушли последние отставшие.
И всё это ради удивлённой и немного растерянной 17-летней девушки Розалинд Мод Кьюбитт.
Мир пришёл, чтобы воздать должное этой застенчивой аристократке, но, несмотря на то, что общество ненадолго обратило на неё внимание, она так и не прославилась.
Позже эта честь достанется ее дочери Камилле – ныне королеве.
Однако в ту жаркую июльскую ночь 1939 года в центре внимания была именно Розалинда, хотя её мать Соня, которую некоторые считали внебрачной дочерью короля Эдуарда VII, была её близкой соперницей в тот вечер и во многие другие.
Когда дело доходило до роскоши, Соня могла с лёгкостью соперничать с монархом, которого называли Там-Там, и была полна решимости не жалеть средств, чтобы представить свою дочь обществу.
Она вышла замуж за богатого лорда Эшкомба, хотя в их браке , в то время уже были трещины, которые привели к разводу.
Бал проходил в Холланд-хаусе, расположенном на 50 акрах частной земли в самой дорогой части Лондона, в не последнем особняке в столице.
Тучи войны уже сгущались, но никто не понимал, когда они прибыли в тот вечер, что после того, как будет выпит последний бокал шампанского, высшее общество Великобритании уже никогда не будет прежним. Сам Холланд-хаус будет разрушен бомбардировками.
«Двадцать четыре часа великолепия, — писал член парламента и автор дневников Чипс Ченнон, — великолепия старого мира!»
«Как только мы приехали, мы попали в переделку — розовые дебютантки, вдовствующие королевы с тиарами, послы, члены королевской семьи — все в такой толпе, какой я никогда не видел. Нельзя было ни танцевать, ни двигаться... в конце концов я нашёл инфанту Марию Кристину ,дочь короля Испании и принцессу Сесилию Прусскую , дочь кронпринца Пруссии и отвел их в комнату, где мы выпили шампанского.
Весь Лондон был в сборе — я увидел королеву Испании на диване, а королева Англии была с лордом Рочестером. Она была в белом и в короне.
Легендарный руководитель оркестра Эмброуз привёл своих музыкантов, чтобы они играли всю ночь напролёт, а огромные сады Холланд-хауса были освещены прожекторами, чтобы гости могли побродить по ним.
А где же была звезда шоу?
Розалинд Кьюбитт, возможно, и была причиной, по которой её мать Соня устроила бал, но она не считалась достаточно важной персоной, чтобы присутствовать на ужине перед балом.
Среди гостей за столом были король и королева, посол США Джо Кеннеди, Ноэл Кауард, невероятно богатый махараджа Джайпура и — увы — благонамеренный и совершенно невинный принц Фридрих Прусский, студент Кембриджа, которого через несколько недель интернируют и отправят в канадский лагерь для военнопленных.
Тем временем юную Розалинду развлекала старая подруга её матери, Мария Денисон, чей муж командовал Королевской яхтой, и добродушный старый генерал Десмонд Бил-Браун.
Бил-Браун командовал Королевскими уланами, среди молодых офицеров которых теперь был 22-летний лейтенант Брюс Шэнд.
История умалчивает о том, встретились ли Брюс и застенчивая Розалинда впервые взглядами в тот вечер или она танцевала с молодым Джеком Кеннеди в Лондоне во время его учёбы в Гарварде. Но как только в 1945 году был объявлен мир, Брюс и Розалинда поженились.
Хотя многие гости унесли с собой воспоминания о великолепии её выпускного бала, для самой девушки всё это, возможно, было слишком.
Когда в 1965 году пришло время представить обществу её дочь Камиллу, она хоть и была достаточно богата, предпочла коктейльную вечеринку в ресторане Searcys в Найтсбридже, а затем общий бал в Суррее.
Среди гостей были такие же дебютантки, как Анджела Невилл, которая встречалась с принцем Чарльзом до Камиллы; леди Мэри-Гэй Керзон, чья дочь Крессида Бонас встречалась с принцем Гарри; Миранда Сеймур, которая впоследствии стала известной писательницей; и Салли Фармило, которая впоследствии стала актрисой на Говард-Уэй, но больше всего запомнилась своим скандальным романом с писателем Джеффри Арчером во время судебного разбирательства по делу о клевете.
Последним именем в списке гостей было имя Сары Корбетт, чей отец Артур — впоследствии лорд Роуоллан — вошёл в историю как человек, женившийся на Эйприл Эшли, одной из первых женщин, сменивших пол.
Каждая из них привлекала больше внимания, чем ничем не примечательная Камилла Шанд, пока в 1992 году не стала известна как тайная возлюбленная принца Чарльза. С тех пор, конечно, она прославилась как успешная и уважаемая королева-консорт.
Но на её выпускном балу никогда не было ни короля с королевой, ни будущего президента США.
У матери Розалинд, которая умерла от остеопороза в 1994 году, всегда будет это особое воспоминание.
После её последнего вальса они выключили свет. И Лондон оставался в темноте почти шесть долгих лет.