Герб Самары с белой дикой козой существует уже почти три века. 8 марта 1730 года в числе других гербов его утвердила императрица Анна Иоанновна после одобрения Правительствующего Сената. В некоторых источниках автором самарского герба называют сержанта полевой артиллерии Александра Чиркова, служившего в Военной коллегии в Санкт-Петербурге. Однако краеведы полагают, что он только скопировал рисунок в так называемый знаменный гербовник Миниха, причем для этого сборника сделал копии изображения не только герба Самары, но и императорского, а также еще больше 80 гербов других городов. Кто же тогда придумал наш герб? Почему на гербовом щите губернии в конце XIX века появился козел? На эти и другие вопросы «КП-Самара» помогли ответить исследователи самарской геральдики, история которой началась в XVIII веке при Петре I.
Самарская коза на итальянский манер
По одной из версий автором самарского герба может быть итальянский граф Франциск Санти, считавшийся большим знатоком геральдики. На службу в Россию его пригласил царь Петр I в 1724 году. Обладая опытом и знаниями в герботворчестве, граф стал работать в Герольдмейстерской конторе, созданной незадолго до его приезда. Занимая сначала должность помощника герольдмейстера Степана Колычева, а затем обер-церемониймейстера, Санти придал внешние атрибуты старым дворянским гербам и разработал концепции гербов многих городов. Получилось так, что именно итальянец заложил основы российской геральдической системы, используя для художественных эмблем пропорции французского щита.
По его разумению, гербы должны были отражать местные природные и экономические особенности населенных пунктов. Чтобы иметь о них представление, сотрудники конторы под руководством графа составили анкету из 22 вопросов и разослали ее по городам.
За три года Санти успел создать несколько десятков гербов. В числе прочих он придумал гербы Санкт-Петербурга, Тулы, Великих Лук. Ему приписывают и авторство герба Царицына (ныне Волгограда). Сейчас этот город не имеет своего герба, и местные жители предложили вернуть исторический эскиз, созданный в XVIII веке. Был ли в списке его творений самарский герб, точно неизвестно.
Как считает главный научный сотрудник научного отдела Самарского областного художественного музея Любовь Васильева, концепцию самарского герба вполне мог придумать Санти, но сами эмблемы городов зарисовывали живописный мастер Иван Чернавский и подмастерье Петр Гусятников, работавшие под его руководством.
Санти не знал русского языка, и все ответы, пришедшие из провинций на опросник, переводил его помощник Иван Ардабьев. Иногда возникали курьезы из-за трудностей перевода. Например, слово «старица» Санти воспринял как старуху с клюкой, а не как старое русло реки.
– Придумал ли Санти самарский герб или нет, сейчас сложно сказать. Любопытно то, что итальянский граф спустя века все же оказался в Самаре, – поделилась Любовь Васильева. –– В 1970 году в наш музей по инициативе Министерства культуры РСФСР попала редкая картина кисти итальянца Пьетро Ротари «Портрет Ф. Санти» 1750-х годов. Это полотно имеет значимую историческую и художественную ценность. Ротари являлся придворным художником при императрице Елизавете Петровне и прославился портретами «дщери Петровой» и ее вельмож. Работы итальянского живописца хранятся в Эрмитаже, Русском музее, во дворцах пригородов Санкт-Петербурга.
На долю Санти в России выпали не только почетные труды на государевой службе, но и тягостные испытания. В 1727 году по обвинению в участии в заговоре (вину он не признал) его отправили в ссылку в Сибирь. В разных городах, в том числе в Якутске и Иркутске, граф пробыл четырнадцать лет. Свободу ему возвратила вошедшая на престол императрица Елизавета Петровна в 1741 году. Она вернула Санти звание обер-церемониймейстера, пожаловала ему орден святого Александра Невского и произвела в действительные тайные советники.
Косуля или самка сайгака для полкового знамени
После ареста Санти работы по сочинению городских гербов перешли в военное ведомство под начало генерал-фельдмаршала Христофора Миниха (графа Бурхарда Кристофа фон Мюнниха). Военную коллегию гербы интересовали как атрибуты полковых знамен. Дело в том, что в 1724 году решили дать полкам имена сообразно областям, в которых они расположатся, и на знаменах изобразить гербы тех провинций. В задачи графа входило «малевание на знаменах» как старых, «так и вновь сочиненных» гербов и по составлении присылать их в коллегию.
Для этой работы к Миниху определили художника Андрея Баранова. В некоторых источниках Знаменный гербовник Миниха называется также гербовником Баранова.
По словам главного библиографа Самарской областной универсальной научной библиотеки Александра Завального, именно Баранов может быть автором рисунка герба Самары.
Косвенно эта версия подтверждается тем, что за два месяца до передачи дела Миниху, в мае 1728 года, пришел ответ из Самары (в то время город входил в состав Казанской губернии) на посланную еще при Санти анкету. На вопрос «и какого из тех мест каких родов скоты, звери и птицы всем имена, а особливо, где есть род какой партикулярной» симбирский воевода писал: «Из зверей – медведи, волки, кабаны, лоси, лисицы, куницы, выдры, зайцы, бобры и дикие козы». Последние чем-то приглянулись художнику, и коза украсила герб Самары, причем о ее белом цвете речь не шла. Вероятно, живописец решил, что в таком виде самарская коза будет смотреться красивее и более подходить в качестве городского символа.
– Надо думать, что на мысль дать Самаре в герб названное животное, хотя и фантастического цвета, навели существовавшие еще тогда в Самарском крае стада сайгаков, ныне совершенно исчезнувших, – писал в своей книге «Трехвековая годовщина города Самары» 1887 года городской голова Петр Алабин.
Ученые-зоологи до сих пор не могут точно определить, какой вид парнокопытного представляет самарская коза, ведь диких белых коз в природе не существует.
– В описании местной фауны и не упоминался цвет. Его определили уже в Петербурге при создании герба. А в геральдике и лев может быть красным, и слон ¬– зеленым, – отметил Александр Завальный.
Как считает старший научный сотрудник Жигулевского заповедника Владимир Вехник, скорее всего, на историческом гербе Самары изображена не коза, а косуля или самка сайгака (о чем и писал в своей книге Петр Алабин).
– Никаких диких коз в Самаре и ее окрестностях не было, а вот сайгаки в большом количестве обитали на территории нашего региона, как и косули, которых в XVIII веке часто называли дикими козами. Надо сказать, что самцы косули – с рогами, самки – без рог. На первом самарском гербе изображена коза безрогая, – рассказал Владимир Вехник.
Копии для гербовника
Когда начали составлять знаменный гербовник, то для ускорения работы пригласили военных, служивших в Санкт-Петербурге.
– По всей видимости сержант полевой артиллерии Александр Чирков хорошо рисовал, поэтому его привлекли для копирования рисунков Андрея Баранова. Чирков перерисовал в сборник примерно 88 гербов, в том числе самарский, – говорит Александр Завальный. – Сведений об этом военном художнике почти никаких не сохранилось. В мае 1729 года Миних представил в Военную коллегию знаменный гербовник. Среди включенных в него городских эмблем находилась и самарская. Непрофессиональный рисунок Чиркова с изображением безрогой козы обрамлялся золотым картушем, увенчанным серебряной короной.
8 марта 1730 года Правительствующий Сенат дал указ Военной коллегии, что гербы утверждены и по ним следует изготовить для полков знамена, а для губернаторов – печати. Так, в числе прочих гербов высочайше закрепили и изображение эмблемы Самары с описанием «В голубом поле белая дикая коза стоящая на зеленой траве».
Что касается полка, связанного с Самарой, то в 1727 году Козловский солдатский полк, базировавшийся в Астраханской губернии, переименовали в Самарский гарнизонный солдатский полк. Через некоторое время его расформировали. Еще один полк – 147-й пехотный Самарский появился позже и дислоцировался далеко от Самары. Однако в 1898 году на его полковом знаке повторили изображение самарского герба в его первом варианте – из знаменного гербовника.
Вместо козы думали изобразить на гербе зеленую могилу, лазоревое поле и золотой знак серы: «понеже в Самаре много могил и в земле множество родится серы». Что касается могил, то объяснить это можно только наличием курганов. А залежей серы и других руд близ Самары действительно было немало. В петровские времена серу добывали для изготовления пороха. В итоге все же победила дикая белая козочка, пусть и фантастическая, но не лишенная изящества.
Облики козы и явление козла
За три века самарский герб видоизменяли шесть раз: в разных вариантах представляли белую козу, добавляли к ней детали и символы, сообразно веяниям времени и смене эпох. Например, в 1780 году при Екатерине II самарская коза обрела прямые рога и покрылась шерстью. В таком виде ее поместил на щит герольдмейстер Волков, работавший тогда над гербами городов Симбирского наместничества, в которое как уездный город входила и Самара. В тот период поводом для создания гербов послужило учреждение новых губерний и провинций. Несмотря на изменившийся облик главного персонажа, за Самарой сохранили герб образца 1730 года с прежним описанием: «Дикая коза белая, стоящая на траве в голубом поле».
Шерстистой коза была больше 70 лет до тех пор, пока Самара не стала губернской. Указ об образовании Самарской губернии был издан 6 декабря 1850 года императором Николаем I. Публично об этом объявили 1 января 1851 года на торжественном приеме по случаю создания новой губернии. В июне того года утвердили немного измененное изображение герба Самары: козу облагородили и «короновали». Рисунок городской героини стал более сложным и усовершенствованным. Прямые козьи рога заменили на ветвистые (семь ветвей символизировали семь уездов). Щит увенчала золотая императорская корона, как символ объединения российских земель. Однако описание осталось историческим: «в голубом поле стоящая на траве белая дикая коза».
Герб Самары мог измениться еще и в 1859 году. В это время управляющий Гербовым отделением Департамента герольдии Сената барон Бернгард Кене стал приводить российскую геральдическую систему в соотвествие с правилами западноевропейской (в первую очередь немецкой) геральдики. Изменения коснулись ряда гербов. Так, самарская коза стала серебряным диким козлом (по правилам на гербах нет белого цвета и фигурируют самцы животных), исчезла и зеленая трава. Описание этого варианта выглядело следующим образом: «В лазоревом щите серебряный дикий козел с золотыми рогами, червлеными глазами и языком, и черными копытами. Щит увенчан золотой стенчатой короной и окружен золотыми колосьями, соединенными Александровской лентой».
Идея Кене в силу разных причин осталась нереализованной, но позднее нашла воплощение в самарском губернском гербе, утвержденном в июле 1878 года с той разницей, что щит увенчала императорская корона, и его обрамляли золотые дубовые листья, соединенные Андреевской лентой. С этих пор в самарской геральдике коза и козел начали сосуществовать: коза так и осталась эмблемой Самары, а козел символизировал Самарскую губернию. Это явление породило немало шуток и курьезов. Например, из-за геральдической путаницы в самарском фольклоре появилась фраза из тюремного сленга: «За козла ответишь!»
На здании драмтеатра, построенного в 1888 году, то есть всего через десять лет после появления губернского рогатого символа, изобразили герб с горным козлом. Позже примерно в 1960-е годы при реконструкции театра вместо канонического герба появилось изображение козла с длинными загнутыми рогами, который не имел ничего общего с высочайше утвержденным. В Самарской губернии таких никогда не водилось. Кто допустил эту оплошность, лицезреть которую мы можем по сей день, до сих пор неясно.
В конце XIX и начале XX веков герб украшал многие здания самарских казенных учреждений. Так, сохранился он на фасаде бывшей пожарной части на улице Чернореченской. Восстановлен на здании бывшей Самарской губернской земской управы (улица Фрунзе, 116).
Любопытно и появление в 1878 году грота у фонтана в Струковском саду. Его построили пленные турки. Несмотря на год, совпадающий с «воцарением» на гербе козла, на вершине грота красуется позолоченная скульптура козы. Когда она там возникла, точно неизвестно. Во всяком случае ее нет на дореволюционных фотографиях этого места. Как предполагают самарские краеведы, козочка здесь могла поселиться в середине ХХ века.
Хотя в советское время, после революции 1917 года, стране было не до гербов, и о них надолго забыли.
В Самаре (в то время Куйбышеве) о гербе вспомнили только в преддверии 400-летия города в 1985 году. Но тогда возродить старый герб не решились. Новый вариант с монументом Славы представил главный архитектор Советского района Владимир Ляпин. В нижней части щита он воспроизвел и старый самарский герб, уменьшив его в разы. Куйбышевский герб просуществовал всего семь лет.
В 1992 году Совет народных депутатов утвердил герб Самары с почти историческим описанием: «В лазоревом поле стоящая на траве дикая белая коза». Императорскую корону на нем восстановили только через шесть лет. Последний вариант по описанию соответствовал гербу губернского города Самары, принятому в 1851 году.
В том же 1998 году восстановили и исторический герб Самарской области, утвержденный Александром II с изображением серебряного дикого козла на щите, увенчанном императорской короной и окруженным золотыми дубовыми ветвями, обвитыми Андреевской лентой.
Удивительно, что самарский герб до сих пор не внесен в Государственный геральдический регистр России из-за несоответствия методическим рекомендациям Геральдического совета при главе государства. Знаку отказали в государственной регистрации до внесения изменений (размещенная над щитом корона не соответствует современному статусу муниципального образования – для городского округа предусмотрена золотая башенная корона о пяти зубцах, а не императорская). Еще ошибкой является наличие белого цвета. В геральдике его заменяет серебряный.
Самарская коза как символ и региональный бренд прославилась только чуть больше года назад. Совсем недавно этот образ начали использовать в своих работах мастера-ремесленники региона. За короткое время он успел стать узнаваемым и полюбился самарцам и гостям города.
Как сказала Любовь Васильева, за минувшие века самарские художники и рукодельники почему-то не изображали козу на своих полотнах и не воплощали в работах. В Самарском областном художественном музее нашли только одну картину Валентина Пурыгина «Студеный овраг» 1960-х годов, где на берегу Волги пасутся белые козы. Еще одно полотно с белыми козами из частной коллекции под названием «Ширяевские козы» 2008 года, выставлявшееся в музее, принадлежит кисти самарского художника-импрессиониста Алексея Попова.
Геральдический «зоопарк» губернии
Геральдика губернии «населена» всевозможными животными. В гербах городов, районов и весей Самарской области чаще всего встречаются пернатые. Например, золотой с белым хвостом орел есть на гербе Безенчукского района, серебряная дрофа с червлеными глазами и золотыми ногами – Большеглушицкого района. Символ Исаклинского района – глухарь с золотыми клювом, Хворостянского района - голубь. Жигулевск прославляет сказочная жар-птица. В его окрестностях на Могутовой горе можно увидеть скульптуру горной козы (часто эту достопримечательность называют и козлом). Она появилась здесь в 1990-е годы, но ее автор пожелал остаться неизвестным.
К слову, коза есть еще на гербе Волжского и Приволжского районов, а козел с золотыми рогами эмблемирует Красноярский район. Есть в самарской геральдике и другие звери. Например, лось представляет Шигонский район, конь – Камышлинский, лисица – Сергиевский, кошки – Кошкинский, а бык – Сызрань.
Автор: Татьяна ПЕТУНИНА