В самом узком месте пролив Мессина всего 3 километра шириной. Казалось бы, что тут сложного? Для сравнения: крымский мост имеет длину 19 километров. Длина морских участков одного 7 километров и другого 5,5 километров. А население в Сицилии в два раза больше, чем в Крыму.
То есть пролив меньше, население больше, а мост так и не построили. В 2025 году правительство Италии снова пообещало, что построят мост. Но итальянцы в это уже не верят.
Итальянцы даже шутят, что это не мост, а национальный мем. Мол, мост через пролив Мессина — это как обещание начать новую жизнь с понедельника. Только в масштабах страны. Надо сказать, что не без причин. Уже 25 правительств подряд заявляли, что построят этот мост, но всё как-то не складывается.
Природа против
Первая проблема — это сама природа. Пролив Мессина славится своими буйными водами. Настолько буйными, что древние греки верили, что там живут морские чудовища. Современным инженерам, конечно, не до мифов, но факт остаётся фактом: строить в таких условиях задача сложная.
К тому же, дно пролива — это каньон. Оно очень глубокое. Установить опоры моста в воде практически невозможно. Поэтому в текущем проекте предлагается построить две башни на берегах, а не в воде. Это делает мост самым длинным однопролётным мостом в мире — на целый километр длиннее, чем любой существующий.
Землетрясения и древние римляне
А ещё тут есть землетрясения. В 1908 году в этом районе произошло мощнейшее землетрясение, которое почти полностью разрушило города Мессина (на Сицилии) и Реджо-Калабрия (на материке). Погибли десятки тысяч людей. Это стало самым смертоносным землетрясением в истории Европы.
Исследователи выяснили, что тектонические плиты, вызвавшие это землетрясение, проходят как раз через пролив Мессина. Так что есть риск повторения катастрофы.
Кстати, древние римляне тоже думали о том, как соединить Сицилию с материком. Философ Плиний Старший предлагал построить понтонный мост — типа плавучего моста из лодок. Но римляне отказались от этой идеи, когда поняли, что торговля у них идёт в основном с севера на юг, а не с востока на запад.
Экономика и мафия
Теперь перейдём к экономике. На Сицилии живёт почти 5 миллионов человек. И все они, по сути, отрезаны от итальянской дорожной сети. Грузовики, поезда, люди — всё это переправляется на паромах. Кстати, в проливе Мессина до сих пор ходит единственный в Европе железнодорожный паром.
Но главная проблема даже не в этом. Всё упирается в мафию. В южной Италии мафия контролирует строительные компании, профсоюзы и поставщиков материалов. Если вы хотите что-то построить, будьте готовы, что придётся за это заплатить.
Например, в Калабрии (это регион на материке, как раз напротив Сицилии) есть шоссе, которое называют «вечно недостроенным». Мафия намеренно затягивает строительство и ремонт, чтобы постоянно получать деньги. Даже Европейский Союз, который финансировал этот проект, в итоге потребовал вернуть сотни миллионов евро из-за коррупции.
И вот тут мы подходим к главному парадоксу. Если Сицилия и Калабрия остаются изолированными, их экономике от этого будет хуже, а мафия будет только сильнее. Но чтобы построить инфраструктуру, которая уменьшит эту изоляцию, нужно платить мафии. Такой вот замкнутый круг.
Итальянское правительство даже предлагало привлечь армию для строительства дорог, потому что местным компаниям доверять нельзя.
Так будет ли мост?
Мост через пролив Мессина это совокупность всех проблем Италии: природных, экономических и коррупционных. Итальянцы уже привыкли к тому, что этот мост остаётся лишь на бумаге.
Но, с другой стороны, если его всё-таки построить Сицилия и Калабрия получат доступ к дорожной сети, экономика оживёт, а влияние мафии ослабнет. Вот только кто возьмётся за такой проект?