Найти в Дзене

Сергей Лагутин: Как решить проблемы восстановления промышленности в новых субъектах РФ

Машиностроение – третья по важности, после металлургии и угледобычи, отрасль в экономике новых территорий.

Понятно, что сейчас и из-за политики Украины в прошлом и из-за ситуации, которая сложилась последние годы, промышленность находится не в лучшем состоянии. Так что делать, чтобы восстановить и развить промышленность в целом и машиностроение в частности? И нужно ли это делать России?

Начну с того, что новые субъекты - это уже Россия, и будут частью нашей страны. И использование терминов «большая земля», «новые субъекты», уже не совсем корректно. Четыре региона, вошедшие в состав России, это часть России, именно так нужно воспринимать этот факт. И восстановление промышленности и других отраслей экономики - это наша общая задача, которую мы можем решить только сообща.

Теперь к вопросу "нужно ли это"? Основная часть промышленного потенциала там была заложена в эпоху СССР. Ну помните – кооперация, межотраслевые связи, все это помогало экономике, было ее основой. И многие отрасли нашей экономики невозможно представить без промышленных предприятий в новых субъектах. Приведу пример: Россия, которая ежегодно добывает 450 млн тонн угля, очень зависит от импортных производителей горно-шахтного оборудования. А в новых субъектах подобных предприятий много. Надо просто озаботиться их восстановлением и «дать им ума».

Чтобы не быть голословным я приведу примеры предприятий: · Ясиноватский машиностроительный завод, выпускающий горно- и тоннелепроходческие комбайны, после вхождения ДНР в состав РФ может собирать до 30 машин в год против 10, производимых ранее. Оборудование завода работает более чем в 30 странах мира.

· Макеевский завод "Лазер", выпускающий горно-шахтное оборудование, реализовавший в 2022 году продукции более чем на 500 млн рублей. Завод получил грант на 100 млн рублей для закупки станков с ЧПУ.

· "Донвентилятор" — поставщик промышленного вентиляционного оборудования, в том числе для шахтных вентиляторов местного и главного проветривания.

· "Донецкий экспериментальный ремонтно-механический завод", выпускающий кроме горно-шахтного оборудования ещё и металлоконструкции для шахт.

· "Донецкий энергозавод" — производитель рудничного и взрывозащищенного электрооборудования для угольной и горнодобывающей промышленности, а также различных видов промышленного электрооборудования для газо-нефтеперерабатывающей, химической, металлургической и других отраслей промышленности, в том числе с взрывоопасными условиями эксплуатации.

· "Донецкгормаш", некогда выпускавший роторные экскаваторы и самый большой в мире вентилятор ВЦД-47 "Север". Завод поставляет оборудование для Сибиркой угольной энергетической компании (СУЭК).

Вся эта продукция будет востребованной как в ЛНР и ДНР, где износ основных фондов шахт превысил 85%, так и в других регионах России.

Отдельного упоминания заслуживают электротехнические и кабельные заводы, а также заводы запорной арматуры, без которых сложно восстановить повреждённую инфраструктуру новых территорий.

· Донецкий и Торезский электротехнические заводы вошли в электротехнический кластер Чувашии — шефство над ними взял Чебоксарский электромеханический завод. Первое оборудование донецких предприятий уже поставлено на объекты электроэнергетики, а первую электроподстанцию, произведённую Чувашией и ДНР, запустили в ноябре.

· Заводы "Донпромкабель" и "Макеевкабель", выпускающие кабельную продукцию для промышленных и бытовых потребителей.

· Луганский завод трубопроводной арматуры "Маршал", который обладает полным циклом производства 8 тыс. наименований запорной арматуры. На заводе не так давно построили новый цех на 8,4 тыс м2. Металлургические предприятия, которые находятся под контролем ЮГМК (Южная горно-металлургическая компания), а их 9 в ДНР и ЛНР. И многие из них, находятся во вполне рабочем состоянии. Предприятия, выпускающие бытовую технику. "Донфрост", производитель холодильного оборудования, наследник предприятия NORD — стабильно выпускает продукцию с 2016 года, войдя в состав российского холдинга "Диорит".

При мощности в 300 тыс. холодильников в год предприятие в 2021 году выпустило 137 тыс. холодильников, из которых 100 тыс. были реализованы в России. Недавно предприятие наладило выпуск бытовых электрических мини-печей под брендом NORDFROST.

Есть вообще уникальные предприятия, например Снежнянский машиностроительный завод "Авиатех". Это один из двух заводов в бывшем СССР (второй — в Запорожье), который выпускает лопатки компрессора турбины для вертолётов, штурмовиков и гражданских самолётов. На протяжении последних 8 лет на предприятии трудились 2,5 тыс. человек.

В Мелитополе сохранились предприятия выпускающие запчасти для сельхозтехники и гидравлику: · "Гидромаш", выпускающий строительную и пожарную технику, готовится к перезапуску, но новостей о нём нет с июля 2022 года. · Заводы "Автогидроагрегат" (амортизаторы, гидравлические цилиндры для автомобилей) и "Гидросила" (насосы шестерённые, гидрораспределители, гидроцилиндры, рукава высокого давления) возобновили свою работу прошлым летом. · Мелитопольский завод автотракторных запчастей (тормозные барабаны, роторы, ступицы, валы катков для автомобилей и с/х техники, включая комбайны) уже работает на российский рынок. Это только часть предприятий, которые вошли в экономику России.

С необходимостью восстановления и развития промышленного потенциала разобрались, теперь нужно понять суть проблем и способы их решения.

  • физическое восстановление промышленных предприятий, строительного потенциала у России хватит, главное обеспечить застройщиков оборудованием, в том числе крановым, и я об этом писал в предыдущей статье- , это можно сделать быстро, и мы знаем как;
  • кадровая проблема, она остро стоит во всей стране, в настоящий момент более 3,5 миллионов вакансий и цифра продолжает расти, и особенно остро эта проблема стоит на новых территориях. Решить ее можно за счет привлечения кадров из уехавших из-за конфликтов жителей, сейчас устойчивая тенденция к их возвращению. За счет жителей других регионов России. И за счет демобилизованных участников СВО. В последнем случае, так же решается очень важная проблема трудоустройства ветеранов СВО и их социальная адаптация. Но именно для промышленности нужны квалифицированные кадры. То есть их нужно обучать, или с «нуля» или повышать квалификацию. Очевидно, что нужно создавать Центры компетенций, причем мое мнение - и на новых территориях, и в регионах России, как минимум в крупных и промышленно развитых. На примере Омска, мы уже давно ведем работу по созданию в Омске своего рода краностроительного центра России, в том числе создание кампуса, где будут проживать и обучаться будущие специалисты. В том числе из других регионов страны, а также иностранцы из стран-партнеров. Кстати, в финансовом плане к решению кадровой проблемы могут подключиться работодатели, обеспеченность их предприятий квалифицированными кадрами – залог успеха;
  • кооперация с существующими предприятиями России. Восстанавливая разрушенные связи, которые создавались еще при СССР, необходимо учитывать новые тенденции в экономике. Кооперация должна быть так же и с предприятиями из других стран. Международное сотрудничество не только возможно, оно необходимо. Прежде всего, стоит смотреть на страны бывшего «варшавского блока», ближайших союзников СССР, это Венгрия, Болгария, а также другие страны Европы - Италия, Германия, в которых очень развито крановое производство. Стоит рассматривать и другие страны. И это логично, потому что в прошлом многие предприятия из этих стран были завязаны в единую «кооперационную цепочку». Надо только восстановить эти связи, учитывая интересы всех сторон.
  • инновации - необходим принципиально иной подход к использованию инновационных решений и технологий, есть такой проект Московский инновационный кластер, как пример правильного подхода, но, к сожалению, он работает полноценно только в столице, необходимо создать подобный проект на федеральном уровне. Для того чтобы потребители, в данном случае промышленные предприятия имели возможность доступа к инновациям, а инноваторы имели возможность выхода на рынки сбыта;
  • логистика. Это важная часть развития промышленности новых территорий и России в целом. И, как показывает мировая практика, решение только лишь логистической проблемы может привести к резкому росту экономики. Я про проект Магистрали и выдающегося республиканца Эйзенхауэра. Напомню, в 1954 году, сразу после Корейской войны Эйзенхауэр решил, что сеть высокоскоростных магистралей просто необходима для США.

-2
«Если мы хотим решить проблему загруженности дорог, то вся федеральная система хайвеев должна быть утверждена как единый проект с конкретной датой завершения. Тогда можно будет провести необходимое планирование и инженерную подготовку», - сказал тогда президент Эйзенхауэр.

Согласно плану нужно было построить 66 000 км высокоскоростных дорог стоимостью $27 млрд за 13 лет. Сеть магистралей была рассчитана на автомобильный поток, который ожидался через 20‑лет. Все дороги должны были жестко соответствовать утвержденному стандарту, а именно ширина дорог 4 полосы, скорость передвижения автотранспорта 125 км/час, и передвижение по всей стране без остановок. Звучит не реально, правда? Тем не менее все получилось, правда понадобилось больше времени, почти в два раза, и объем финансирования в ходе реализации увеличился в пять раз (до 125 млрд. долларов). И экономический эффект от проекта сложно переоценить. Это и развитие отдаленных территорий, и существенное снижение себестоимости для производителей и, наконец, создание (укрепление) общенационального рынка.

Получилось у них, и я не вижу причин, почему не получится у нас. Посмотрите на пример Москвы, вспомните, какой она была 20 лет назад, а сейчас столица нашей Родины занимает лидирующее положение среди мегаполисов мира, в том числе как инновационная столица, и стабильно занимает первое место по комфортному проживанию для жителей города.

Какая связь между новыми территориями, Москвой, Эйзенхауэром и кранами?

Решать вопрос с машиностроением, а особенно с грузоподъемным оборудованием, России придется в самое ближайшее время. А параллельное восстановление промышленности в стране и в новых субъектах, да еще и в такие короткие сроки, диктуемые суровой реальностью - это еще и задача из жанра «миссия невыполнима»… Да, задача восстановления машиностроения поставлена и находится на особом контроле у Президента страны, в настоящее время локально происходит консолидация и ускорение многих процессов.

НО… у нас сейчас есть еще много общих векторов совместного развития не только с союзниками, но и с нынешними и, надеюсь, бывшими оппонентами.

И если решать вопрос концептуально и стратегически взаимовыгодно, то он станет своего рода «магистралью Эйзенхауэра», только уже в мировых масштабах, как трансконтинентальный проект.

У нас есть многое для того, чтобы реализовать глобальный проект по восстановлению и развитию промышленности и компетенции. Многое уже сделано. И есть самое главное - желание, мотив, и ВЕРА, ведь развивая промышленность страны, в том числе новых территорий, мы работаем на будущее всей страны. Сейчас я говорю от своего имени и от имени нашей команды. И от имени многих единомышленников среди числа предпринимателей, управленцев и чиновников, которые готовы и хотят участвовать в процессе.

Текст: Сергей Лагутин