Найти в Дзене
В Движении

Сарай по цене квартиры: почему Волга ГАЗ-24-02 была одновременно мечтой и головной болью советского человека

Здравствуйте! Изготовление ГАЗ-24-02 началось в 1972 г, через 2 года после того как на конвейер встала обычная «24-ка». Автомобиль вызвал колоссальный ажиотаж среди советских автолюбителей. Но все понимали, что приобрести такую машину будет, как минимум, сложно. Ведь и «Волгу ГАЗ-22», предыдущий «Универсал», свободно не продавали — только отдельным, особым гражданам. У 24-02 примерно такая же история, хотя и с некоторыми особенностями. По сути, это обычная 24-я Волга. В 70-е годы всё это казалось безумной роскошью: мягкая обитая панель, штатные часы, даже радиоприемник. Широкие отдельные кресла, в отличие от 21-й Волги. Карман в левой двери. Конечно, в 80-е такой роскошью по сравнению, скажем, с «Жигулями-шестёркой» или «семёркой», и даже с «Москвичом-люкс», это не выглядело. Но в Волге оставалось главное: у неё оставался простор и сохранялась престижность уже потому, что она — Волга. Этот факт делал машину престижной. А вот в задней части Волга «кончается» — по крайней мере, в том с

Здравствуйте! Изготовление ГАЗ-24-02 началось в 1972 г, через 2 года после того как на конвейер встала обычная «24-ка». Автомобиль вызвал колоссальный ажиотаж среди советских автолюбителей.

Но все понимали, что приобрести такую машину будет, как минимум, сложно. Ведь и «Волгу ГАЗ-22», предыдущий «Универсал», свободно не продавали — только отдельным, особым гражданам.

-2

У 24-02 примерно такая же история, хотя и с некоторыми особенностями. По сути, это обычная 24-я Волга. В 70-е годы всё это казалось безумной роскошью: мягкая обитая панель, штатные часы, даже радиоприемник.

Широкие отдельные кресла, в отличие от 21-й Волги. Карман в левой двери. Конечно, в 80-е такой роскошью по сравнению, скажем, с «Жигулями-шестёркой» или «семёркой», и даже с «Москвичом-люкс», это не выглядело.

Но в Волге оставалось главное: у неё оставался простор и сохранялась престижность уже потому, что она — Волга. Этот факт делал машину престижной.

-3

А вот в задней части Волга «кончается» — по крайней мере, в том смысле, что кончается волговская роскошь и престижность. Сзади она выглядит как грузопассажирский автомобиль.

Задние сиденья, мягко говоря, не очень удобные, особенно для дальней поездки. Я бы назвал их «диванчиками». Но зато они раскладываются.

-4

Кроме всего прочего, машина семиместная. Это первый советский серийный семиместный универсал. Здесь есть третий ряд сидений. Правда, сидеть там ещё хуже, а забраться туда довольно сложно. Тем не менее, он есть.

-5

Интересно, что поначалу в прессе это заднее сиденье иногда называли детским. Непонятно, о каких детях шла речь, если эти машины в основном поступали в государственные учреждения, но они поступали и в такси.

-6

И это было важным событием — появилось такси с 6 пассажирскими местами. Возможность ехать большой компанией. А если всё сложить, то получалась огромная погрузочная площадка, на которой можно было перевозить что-то крупное, вплоть до небольшого холодильника.

-7

Интересно, что прокатиться в такси-универсале 24-02 стоило 15 коп. за км, а в обычной 24-й - 10 коп. за км. Но в середине 70-х, как водится, всё уравняли.

Справедливость восторжествовала в том смысле, что всё подорожало. И проезд как в седане, так и в универсале стал стоить 20 коп. за км. Поэтому интерес к этой машине с точки зрения такси, только увеличился.

-8

Официальная грузоподъёмность машины — 400 килограммов. Задние рессоры, естественно, усилены, так что сюда можно было погрузить много: мешки с картошкой, ящики с помидорами или стройматериалы. Только вот далеко не все могли себе это позволить.

Ещё одна особенность, на мой взгляд очень хорошая и удачная — ниша для запасного колеса. Такой в 22-й Волге не было.

-9

Под капотом здесь опять же Волга. Всё знакомо, всё понятно. Стандартный волговский двигатель: 2,45 литра, 95 л.с., потом даже 100 л.с. С карбюратором К-126Г. Далеко не самый совершенный прибор, но зато простой и, в общем, не хуже, чем пресловутый 151-й, который стали ставить потом.

-10

Конечно, сюда бы дизель — и дизели на таких машинах ставили, только не для нас. В Западной Европе продавали машины с 2.1-литровым дизельным двигателем Peugeot Indenor мощностью до 70 лошадиных сил.

Интересно, что дизельные машины собирали на главном конвейере ГАЗа. У 24-ки универсала даже был отдельный индекс — ГАЗ-2477. Их собирали на главном конвейере.

-11

Чего у Волги не отнимешь, так это комфорта, мягкости хода. Конечно, универсал чуть-чуть пожёстче, потому что, как я говорил, рессоры усилены и рассчитаны на большие нагрузки, но в принципе всё равно ход очень мягкий и комфортный.

Ещё одно свойство Волги — это эталонное переключение передач. Такого больше нигде нет, ну только на Жигулях-классике. Первая машина с такими короткими ходами, что называется «двумя пальцами» переключая — это, конечно, была Волга.

-12

Купить такую Волгу было практически невозможно. И дело не только в цене, хотя цена была сумасшедшая. Первая 24-ка, когда появилась, стоила около 9 тысяч рублей, а эта стоила 12 тысяч рублей.

Совершенно баснословные деньги! Но дело в том, что Волга была дефицитом и в частном пользовании она была только у особенных людей. В частности, в Москве хорошо знали Волгу Универсал с номерами 00-13 ММО.

-13

Это была Волга знаменитого актёра Юрия Никулина. Он в своё время в рассказывал, как получал её на Горьковском автозаводе и что, пока он ехал обратно домой, перестал работать стеклоподъёмник, перестала работать антенна, протекал салон, а через год пришлось перебирать двигатель.

Ведь знали, кому эту Волгу сдавали, наверняка знали! И тем не менее это было именно так. Такой социалистический реализм. Но при этом машина всё равно была безумно престижной.

-14

Машина, которая стоила сначала 12 тысяч, а потом, в середине 80-х, по-моему, что-то около 16 тысяч, на рынке доходила до 30 тысяч. То есть некоторые люди, получавшие возможность её купить, продавали её на вторичном рынке практически за двойную цену.

В новой перестроечной жизни Волги-универсалы уже перестали быть престижными. Их стали использовать как грузовики. Чего в них только не возили! Поэтому машины постепенно умирали, да и сегодня на дорогах можно встретить ГАЗ 24-02 но очень, очень редко.