Найти в Дзене
Ника Калашникова

антиутопия сегодня: интеграция, виртуализация, чипизация… и речные твари

по роману Веры Богдановой “Павел Чжан и прочие речные твари” открываю электронную почту. письмо от Госуслуг озаглавлено “Культурная интеграция России и Китая“, читаю: “Здравствуйте
В программе проходящих в 2024—2025 годах перекрёстных Годов культуры России и Китая проводится более 200 мероприятий: театральные гастроли и выставки, конкурсы и фестивали. Сейчас в кинотеатрах страны можно…” невольно улыбаюсь, но скорее нервной улыбкой от нечаянного узнавания там, где не ожидала - что уже? месяц назад, помниться, я что-то писала в своём канале о том, как ненавязчиво, вроде как от доброты душевной, москвичей одаривают Китайским новым годом: тематические убранства по бульварному кольцу, одноименный фестиваль со множеством площадок по всему городу, большой надувной дракон на пол- Камергерского переулка… конечно, интеграционные процессы, сближение России и Китая на фоне противостояния угрозам “коллективного запада”, всё понятно… или я ещё под впечатлением от только что закончившего звучать в м

по роману Веры Богдановой “Павел Чжан и прочие речные твари”

фото: @ronster_production: вид на Москва-Сити с Воробьевых гор, 2015г.
фото: @ronster_production: вид на Москва-Сити с Воробьевых гор, 2015г.

открываю электронную почту. письмо от Госуслуг озаглавлено “Культурная интеграция России и Китая“, читаю:

Здравствуйте
В программе проходящих в 2024—2025 годах перекрёстных Годов культуры России и Китая проводится более 200 мероприятий: театральные гастроли и выставки, конкурсы и фестивали. Сейчас в кинотеатрах страны можно…

невольно улыбаюсь, но скорее нервной улыбкой от нечаянного узнавания там, где не ожидала - что уже? месяц назад, помниться, я что-то писала в своём канале о том, как ненавязчиво, вроде как от доброты душевной, москвичей одаривают Китайским новым годом: тематические убранства по бульварному кольцу, одноименный фестиваль со множеством площадок по всему городу, большой надувной дракон на пол- Камергерского переулка… конечно, интеграционные процессы, сближение России и Китая на фоне противостояния угрозам “коллективного запада”, всё понятно… или я ещё под впечатлением от только что закончившего звучать в моих наушниках романа Веры Богдановой “Павел Чжан и прочие речные твари”?..

удивительно, ведь он был написан в период пандемии, ещё до событий СВО и сопутствующей ей международной обстановке, но сейчас звучит особенно актуально.

я пропустила его выход в ноябре 2021 года, не прочитала сразу, хотя за творчеством Г-жи Богдановой слежу с интересом. может быть, это к лучшему: тогда, в разгар ковидной изоляции, мы все испытывали стресс на фоне слома привычного уклада жизни, а в сети пышно цвели конспирологические теории, связанные с прививками, темы чипизации населения могли показаться центральными в романе. Павел Чжан, главный герой, как раз ключевой разработчик программного обеспечения к таким чипам. но может ли определять героя только его работа - сложная , ставящая перед ним моральный выбор, или его определяет поиск выхода из сложившейся жизненной ситуации, обусловленной личной драмой? все способности Павла направлены на карьерный рост и реализацию мечты - уехать из колонизированной России в метрополию - Китай; он просто не желает видеть острых этических вопросов, которые ставит его разработка… у него другие стимулы - страшные и неумолимые - побег от себя, вернее, своего прошлого, от детских травм с взрослыми бедами… роман сегодня, как мне видеться, может восприниматься полнее и шире по смыслу, ощущаться острее - как предостережение. а как по другому, ведь не секрет, что писатели немного провидцы. даже сами того не подозревая, они порождают смыслы, трактовка которых может меняться со временем; в данном случае - расширяться. но, как не крути, тема насилия над детьми не может никого отставить равнодушным, как и атомизация общества на фоне растущей виртуализации сфер жизни. остросоциальный взгляд Веры Богдановой привлек меня ещё в “Сезоне отравленных плодов”, романе, который вышел в 2022 году, но вернемся к Павлу Чжану и речным тварям…

итак, перед нами антиутопия в лучших традициях - эпического масштаба - с линиями судеб трёх героев: историями их детства, их семей и близких. всё, как есть: люди с биографиями, а заодно и с инфернальными фантазиями. тут хочется особо отметить, что Вера Богданова добросовестный, вдумчивый рассказчик. она рачительно раздает эпитеты явлениям и процессам только там, где без этого не обойтись, тщательно с некоторой осмотрительностью выбирает самые точные сравнения, узнаваемые на подсознательном уровне метафоры - так, чтобы всё было понято правильно, даже то, чему не может быть прямого описания. она действует обдуманно и последовательно, как её главный герой, справедливо и местами откровенно жестоко - она намерено не жалеет своего читателя; она и так изрядно постаралась, чтобы развлечь его экшеном - увлечь стремительно развивающейся лентой событий. но, кажется, её цель иная - она стремиться пробудить читателя, вдохновляя его историями преодоления главных героев, их нравственным выбором, она ставит лицом к лицу перед глобальными вызовами современности, будоражит сознание картинами ближайшего будущего, а значит, подготавливает к нему.

стоит отметить и огромную подготовительную работу к этому произведению, и проработку специфических и технологических тем - имея за плечами опыт работы в IT, у меня нет никакого желания придираться. зато есть желание горячо поблагодарить автора за известную целеустремленность в написании столь сложного, многомерного произведения и отдельно за человечность, гуманизм и нравственность - всё без жеманства и натяжек.

а что за речные твари, откуда взялись… стоит прочитать, чтобы разобраться самостоятельно и распробовать эту прелюбопытную смесь из китайского и славянского эпоса, которой сдобрен текст романа, как чудесной приправой с восточными нотками…

-2