«Ничего лучше не было»
Российские военные уже полтора года выполняют задачи в зоне спецоперации в новейшем всесезонном полевом обмундировании ВКПО 3.0. Эта форма разработана концерном «Калашников» вместе с Минобороны России специально для СВО. В состав полного комплекта входят флисовые термобелье и кофта, летний, демисезонный и утепленный костюмы, влаго/ветрозащитный костюм, боевая рубашка, летняя фуражка, демисезонная шапка и зимний шарф. Форма изготовлена из современных комбинированных материалов, обеспечивающих терморегуляцию при любой погоде. От общевойсковых защитных комплектов, используемы сейчас в армии России, новое обмундирование отличается не только повышенными эргономическими свойствами, но и рисунком.
Это первая в ВС РФ форма расцветки «Мультикам», прозванная военными «мультик». В нашей армии распространён камуфляж «ЕМР» (единая маскировочная расцветка), известнцый в обиходе как «Пиксель». Его расцветка — маленькие квадратики, образующие на общем плане камуфлирующую структуру — не достаточно универсальна. Она эффективно маскирует бойца в траве, но не в условиях уличного боя. «Мультикам» же разрисован пятнами разных размеров, разбивающих силуэт как вблизи, так и вдали, и на зелёном фоне, и на коричневом. Такая расцветка подходит практически для любых условий боя.
В чём ещё воюют российские военные на СВО, есть ли проблемы с их снабжением обмундированием и какая экипировка может появиться в ВС РФ в ближайшее десятилетие?
С середины 2010-х годов базовым комплексом боевой экипировки военных в ВС РФ является «Ратник» разработки ЦНИИТочмаш (входит в концерн «Калашников»). Он в ходу на СВО, так же, как прежде — в Сирии. В экипировку входят: бронешлем, противопульный и противоосколочный бронежилет и боевой защитный комплект, комплекс разведки, управления и связи «Стрелец», коммуникатор с подключением к ГЛОНАСС, видеомодуль для стрельбы из укрытия. Военный в «Ратнике» может выдерживать перепады температур от -50 до +50 градусов по Цельсию. К концу 2020 года российская армия получила более 300 тысяч этих комплектов экипировки.
По оценке «Ростеха», опыт боевого применения показал, что шлем «Ратника» 6Б47 на 40% эффективнее аналогов из стран НАТО. Он выпонен из композитных материалов, его основное предназначение — защита головы бойца от осколков массой до 1,5 гр, на которые приходится 75% ранений военных. Но шлем может уберечь и от крупных осколков диаметром 25-30 мм, и от прямого попадания автоматной пули или пули из пистолета Макарова с расстояния 5 м. Шлем, при максимальной площади защиты в 30 кв дециметров, весит всего один килограмм. Это даёт возможность военному разместить на нём дополнительные приборы и не перегрузить шею. Это оборудование интегрируется со «Стрельцом», используя который командир может видеть на планшете местонахождение бойцов, координировать их, прокладывать маршруты.
Бронежилет «Ратника» по площади защиты тоже считается одним из лучших в современной армии. На испытаниях он выдерживал до 10 попаданий бронебойно-зажигательной снайперской пули и пуль автомата Калашникова АК-74 с 10 м. Это значит, что бронежилет, в случае попадания в него пули, не спасёт солдата от ушиба и гематомы, но соханит его кости и внутренние органы. Весит он не мало: в базовом оснащении грудная и спинная панели — около 7,5 кг, в штурмовой комплектации семь защитных элементов — до 13 кг.
С 2017 года в ВС РФ поступает «Ратник-2». Он увеличивает дальность обнаружения целей ночью и в условиях ограниченной видимости в полтора раза, а кучность стрельбы стрелкового оружия — в 1,6 раза. Вес бронежилета в стандартной комплектации снижен до 7 кг, что повышает мобильность военных на поле боя. «Ратник-2» оснащён прицельным комплексом, который может работать и днем, и ночью. Экипировку планируют дополнить датчиками, отслеживающими жизненные показатели бойца — давление, температуру, пульс, частоту дыхания. Эти данные будет поступать командиру, который сможет в реальном времени быть в курсе самочувствия бойцов.
Распространён на СВО и тактический бронежилет класса защитной структуры Бр4 «Модуль-Монолит» производства НПО Специальных материалов. Как рассказал Вестнику ТАСС «Россия. Юго-Запад» эксперт в области снаряжения и экипировки, автор телеграм-канала STRAZH Павел Страж, их выдвали мобилизованным, «поскольку ничего лучше не было, а надо было много и сразу».
«Модуль-Монолит» защищает спину, грудь и бока солдата при поражении осколками и боеприпасами АК74 5,45 х 39 мм, АКМ 7,62 х 39 мм на дистанции 10 м. Жилет эргономичен: он равномерно распределяет нагрузку на тело, оснащён климатическим амортизационным подпором, а стальные бронепластины имеют анатомический профиль. Бронежилет оснащён валиком для фиксации оружейного ремня и системой для установки дополнительного снаряжения Molle на грудной и спинной секциях. Она позволяет крепить элементы разгрузочной системы — подсумки под магазин АК, ВОГ, РГД, рации, аптечки. «Модуль-Монолит» первого размера весит 12,2 кг, второго — 14,3 кг.
НПО Специальных материалов с учётом опыта СВО несколько видоизменило бронежилет. Основной результат рестайлинга — снижение его массы. Он весит около 10,5 кг в зависимости от размера. Новая модель приобрела ещё один пояс-фиксатор поясничного объема, что ещё эффективнее снимает нагрузку с плеч бойца и распределяет её на тело. Также производитель стал выпускать «Модуль-Монолит» и в расцветке «мох», широко распространённой на СВО.
Как рассказал Вестнику Страж, наши военные в зоне спецоперации используют шлемы NIJ II и бронежилеты Rouin-3 с керамическими пластинами иранского производства.
«Они выдаются не массово, достаточно маленький процент в сравнении с нашими производителями. По качеству они примерно как «Модуль-Монолит»», — сказал эксперт.
Правительство России ещё в начале ноября 2022 года получило поручение президента России Владимира Путина выстроить работу по обеспечению военных в зоне СВО экипировкой. Позже он сообщал, что вопросы о снабжении ВС РФ ежедневно ставятся на встречах с Минобороны РФ. А в декабре на встрече с членами Совета по правам человека Путин заявил, что имевшиеся проблемы с экипировкой «уже должны быть решены». В июле 2023 года заместитель министра обороны Юнус-Бек Евкуров объявил об отмене приказом министра обороны сроков носки формы в зоне СВО. И подчеркнул, что бойцам после штурмовых действий должны сразу же выдавать одежду взамен вышедшей из строя: «всё на месте есть, никаких проблем не должно быть, и их нет».
Но какая ситуация со снабжением экипировкой наших военных в зоне СВО наблюдается сейчас?
Кому война, а кому...
«Сейчас то, что положено, в основном, доходит до бойцов на СВО — те же комплекты ВКПО 3.0. Их поступает в войска очень много, выдают прямо на местах в пунктах временной или постоянной дислокации. Однако, не повсеместно, но точечно, наблюдается нехватка экипировки и чаще всего зависит от командиров на местах, от того, насколько они честны и ответственны. Основная проблема — воровсво старшин и перепродажа комплектов на Авито», —рассказал Вестнику Страж.
По словам волонтёра из Белгорода, который занимается покупкой и отправкой снаряжения и экипировки военным на СВО, «на передовой сейчас можно разжиться хоть танком, но если подразделение стоит безвылазно в лесу, то все ходят оборвышами».
«При этом приезжают начальники и наказывают за неуставной вид. Что касается наличия экипировки на складах Минобороны — там она есть. Мы много раз покупали на московском рынке Садовод короба с экипировкой — на ней бирки складов Минобороны. Но такое впечатение, что кладовщикам выгодно договориться, списать и продать экипировку, чем честно организовывать её поставки на СВО. Как рассказал мне один офицер, военным даже проще просить что-то у волонтёров, чем ждать со склада и потом ещё за это отвечать. К примеру, маскировочные сети проще просить у нас — мы ждём только «спасибо» и отчётное фото. Если сеть пришла со склада, то через месяц — проверка. А сетей у тебя из 10 только четыре, а шесть ты не списал. Значит, эти шесть ты продал — оплати по полной», — рассказал Вестнику волонтёр.
Ситуация с обеспечением мобилизованных и добровольцев складывается несколько разная, несмотря на то, что служба материально-технического обеспечения Минобороны обязана выдавать обмундирование и тем, и другим. Мобилизованным, как поделился с Вестником один из них, выдавали уставные форму, бронежилеты, термобельё, аптечки.
«Иногда нам привозили «обновки", но там все размеры - на великанов. Некоторые ребята ходили на боевые задания в спортивных костюмах и кроссовках», — сказал он.
А вот добровольцам Минобороны экипировку не предоставляет. По словам источника, близкого к военному ведомству, участники СВО, с которыми он общался, рассказывают, что едут на фронт «со своим».
«Если в начале СВО Минобороны ещё что-то могло дать добровольцам из формы — те же берцы, то сейчас этого нет. Расчёт на то, что доброволец должен сам купить себе всё при подписании контракта на единовременное пособие, которое ему выплачивают — от 400 тыс. до 3 млн. руб. Самая дорогая позициия — бронежилет. Их либо покупают сразу, либо снимают с тех трупов, которых удаётся вытащить с передовой. Мой собеседник сказал, что их часть воюет на Херсонском направлении, где бои носят позиционный характер, стороны разделяет Днепр, по обеим берегам много «двухсотых». Вытаскивать их никто не хочет, поскольку сразу попадёшь под острел. Но некоторые рискуют, чтобы завладеть трофейным оружием, бронежилетом или каской — у ВСУ они хорошего качества. Всё это можно потом продать или обменять через закрытый телеграм-канал. Мой собеседник также сказал, что СВО перешла на товарно-денежные отношения и даже похвастался, что сумел купить себе Порше-Кайен за 9 млн. руб, на котором мечтает погонять по ночной Москве, когда впернётся с войны», — рассказал Вестнику источник.
Проблема с вещевым обеспечением военнослужащих ВС РФ существовала и до СВО, но она подняла её на поверхность. Система МТО не испытывалась масштабными и продолжительными боевыми действиями: Минобороны «не запаслось» таким количеством экипировки, которым сейчас можно было бы обеспечить каждого из почти 700 тыс. военных — по словам Путина, столько военнослужащих сейчас находятся в зоне СВО.
Стоит вспомнить и о бывшем заместителе министра обороны России генерале армии Дмитрия Булгакова, который отвечал за материально-техническое обеспечение войск. На посту замминистра он находился 14 лет и был снят с него через три дня после начала частичной мобилизации 24 сентября 2022 года, после чего стал генеральным инспектором Управления генеральных инспекторов МО РФ. В июле Булгакова задержали по делу о коррупции, которое может быть связно с поставками в войска по завышеной цене некачественного питания — в том числе, в зону СВО.
Чего, при таком раскладе, можно ожидать от состояния «вещевой компоненты» МТО? До сих пор не известно, куда, например, пропали со складов осенью 2022 года полтора миллиона комплектов военной формы.
Экипировка будущего
Между тем, опыт СВО показывает, что хорошая экипировка определяется модульностью, эргономичностью, качеством материалов, пошивом и комплектацией. Всем этим пунктам отвечает комплект боевого снаряжения (КБС) «Стрелок» производства ООО «Триада-ТКО» (входит в концерн «Калашников») — он приходит на смену «Ратнику» как пример снаряжения, отвечающего требованиям и условиям современного военного конфликта. «Ратник» же постепенно отходит на второй план, потому что за 10 лет его существования в войсках появились новые материалы, технологии, изменилась и специфика ведения боя.
«Стрелок» состоит из бронежилета «Корсет плюс» по классу защиты Бр5, модулей дополнительной защиты, рюкзака объемом 30 л. и транспортировочной сумки. Бронежилет закрывает 70% от площади тела и защищает от винтовочных бронебойных патронов с пулей со стальным термоупрочненным сердечником. Бронеэлементы обладают повышенным уровнем противоосколочной стойкости — не менее 630 м/с. «Корсет плюс» оснащён системой распределения веса: часть его веса со спины и плеч переносится на пояс и бедра.
«В ВС РФ в прошлом году поставили 25 тыс. комплектов КБС «Стрелок», он выдаётся бойцам в зоне СВО. Он примечателен тем, что у него есть все дополнительные модули — боец сам может решать, какой ему необходим для выполнения задачи. Бронежилет сконструирован так, что военный может самостоятельно регулировать его положение на себе под комплект обмундирования в зависимости от времени года», — рассказал Вестнику Страж.
Тем временем, инженерная мысль в области разработки и создания экипировки солдата будущего не стоит на месте. Несколько лет российские разработчики создают боевой комплект третьего поколения «Сотник». Ожидается, что его поставки в армию начнутся в 2025 году. В экипировку должны войти перспективные стрелковые комплексы, системы связи и жизнеобеспечения. Её оснастят микро-беспилотниками разработки группы «Кронштадт», которые будут передавать изображение на забрало шлема или очки. Интеграция дронов в экипировку поможет военным быстро получать информацию о действиях противника и повысит скорость реакции на меняющуюся обстановку. Такие дроны — аппараты вертолётного типа размером с ладонь — используют при ведении боёв в городской застройке военные армий США и Великобритании.
«Сотник» будет весить около 20 кг — тяжелее «Ратника», но для улучшения физических возможностей военных в экипировку внедрят пассивный экзоскелет. Это углепластиковое рычажно-шарнирное механическое устройство, повторяющее суставы человека. Оно облегчает переноску вооружения, боеприпасов и снаряжения, помогает военным выдерживать длительные марши. В отличие от активного экзоскелета, пассивный не имеет источников питания, электроники и датчиков. Это делает его лёгким (он весит от 4 до 8 кг), автономным и простым в обслуживании. Такой экзоскелет может использоваться не только во время боя, но и в тылу, например, для обслуживания и ремонта техники или строительства. Компания «Ростех — Доверенные платформы Робототехнические комплексы» уже представляла образец пассивного экзоскелета весом 6 кг, позволяющий человеку переносить нагрузку до 60 кг.
Ожидается к 2025 году и появление опытного образца снаряжения четвёртого поколения «Легионер». Над его созданием трудятся более 30 НИИ и оборонных предприятий во главе с ЦНИИТочмаш. Серийные поставки «Легионера» планируются к 2035 году. Этот боевой защитный комплект с зимней маскировкой и очками будет иметь функции терморегулирования, вентиляции пододежного пространства. Основное отличие «Легионера» от «Ратника», по заявлениям разработчиков, в снижении массы, повышении защитных характеристик и в возможности интегрировать её с различными боевыми системами. В состав «Легионера» должен войти бронешлем с системой дополненной реальности, способный получать данные от дронов. Также в поле зрения солдата будет выводиться информация об обстановке на поле боя, сигналы управления и предупреждения об опасности. Сообщалось и о создании костюма из композитной брони, которая полнотью закроет тело бойца.
«Легионер» сделает военных практически неуязвимыми для осколков и пуль, поможет переносить перепады температур, даже — химическую и радиоактивную угрозу. Такую экипировку вполне можно назвать скафандром, а солдата, облачённого в него — киборгом. Вполне возможно, что в будущем будет разработана экипировка, способная действовть на поле боя и без человека «внутри» — то есть, речь пойдёт уже о роботах, обладающих искуственным интеллектом и управляющихся военными дистанционно. Это практически исключит необходимость присутствия военных (той же пехоты) на поле боя, а это — самый эффективный способ повышения живучести, ради которой и совершенствуется экипировка.
Ирина Альшаева, военный обозреватель Аналитического центра ТАСС
Статья была ранее опубликована в ВК: