Откуда взялось бульварное кольцо Москвы? Что здесь было раньше? И что за город был у столицы?
Предшественник Бульварного кольца
Бульварное кольцо Москвы, к которому мы привыкли, возникло на месте бывших стен так называемого Белого города. Белым городом называли зону Москвы, которая почти полностью опоясывала Кремль и Китай-город. До конца она не замыкалась, на юге упираясь в Москва-реку.
У Белого города была своя стена и свои башни, появившиеся уже после Кремлевских и Китайгородских стен, но примыкая к ним с южной стороны.
Что бы лучше понять, о чем речь, посмотрите на карту ниже.
Откуда такое название?
По версии русского и советского историка П.В. Сытина в Белом городе силились преимущественно дворяне и бояре, находившиеся на постоянной царской службе. По этой причине эти земли не облагались налогом, т.е. были «белыми» и именно это и легло в основу названия Белого города.
По другой версии название происходит от цвета стен, выкрашенных белой известью.
Интересен и тот факт, что Белый город называли так же Царь-град. Возможно потому, что здесь жили люди из царской службы. На ранних же этапах тут так же была загородная резиденция Московского князя. Удивительно, но в 14 веке за стенами Кремля уже был пригород. Именно в 14 веке эта территория и начинает застраиваться.
Первые стены
К концу 14 века у Белого города появляются первые серьезные оборонительные укрепления. Это были земляные валы с вырытым рвом. Такая система оборонительной крепости была типична для многих русских городов того времени. Обычно на высоких земляных валах выстраивались деревянные стены. В свое время даже Московский Кремль начинался с высоких земляных валов и деревянных стен на них. Так же было и у Белого города.
Новые стены
После набега крымских татар в 1571 году деревянные стены Белого города уничтожаются огнем. Но необходимость в крепостных стенах здесь остается. В это время Москва стремится отходить от деревянной застройки в пользу каменной. В первую очередь в противопожарных целях, чтобы город не выгорал в пожарах. Белогородская стена так же должна была стать каменным сооружением. Так по поручению царя Федора Иоанновича правительство, возглавляемое боярином Борисом Годуновым, начинает курировать вопрос строительства новых укреплений. Строительные работы были начаты в конце 16 века. Возглавил их известный зодчий Федор Конь, который впоследствии построит стены Смоленского Кремля.
После появления новых стен Москва преобразилась. Это отмечали многие современники того времени. Стены придавали городу больше красоты и изящности. Они были увенчаны зубцами и «ласточкиными хвостами», как это было у кремлевских стен.
Свое основное предназначение крепость продемонстрировала сразу же после или даже во время строительных работ, когда в 1591 году крымский хан пытался очередной раз напасть на Москву. Он подошел к крепостным стенам, но на штурм так и не решился и был вынужден отступить.
Стена Белого города тянулась на 9,5 км и имела 27 башен. Одиннадцать башен имели ворота. Впоследствии ворот стало только десять. До сих пор в Москве некоторые площади носят название этих ворот, например площадь Покровские ворота, Арбатские ворота, Никитские ворота и другие. Даже Пушкинская площадь раньше называлась площадью Тверские ворота.
Появление Бульварного кольца
Но время шло, татаро-монголы и крымские татары давно перестали быть угрозой для России, а характер войн кардинально поменялся. У России появились новые территории и свой флот. Москва оставалась глубоко в тылу. Стены Белого города, как оборонительное сооружение, утратили свое прямое назначение. Указом Екатерины II они окончательно исчезают с облика Москвы. И хоть основной снос крепости пришелся на 1770-е и 1780-е года, последний фрагмент стены был снесен уже в 19 веке.
На месте стен высаживаются деревья и образуется Бульварное кольцо, которое и по сей день радует москвичей и гостей столицы. Но само кольцо, как и стена Белого города, полностью не замыкается, ограничиваясь с юга Москвой-рекой. Да и бульвар не является цельным, он состоит из десяти отдельных бульваров, последовательно сменяющих друг друга. Самым первым таким бульваром был Тверской, который был разбит в 1796 году.
В советское время была идея замкнуть кольцо, продолжа его по Замоскворечью. В рамках реализации этой идеи была снесена часть старинной постройки и воздвигнуты Большой и Малый Устьинские мосты. Но реализовать задуманное так и не вышло.
В наш век тоже поднимался вопрос о замыкании кольца с юга, и вроде как вопрос был практически решенным, но прошло уже десять лет, а бульвар так и остается граничащим с Москвой-рекой.
Историческая находка
Считалось, что историческая архитектура стен Белого города была утрачена навсегда. Но в 2007 году начинается строительство подземного паркинга на Хохловской площади. В результате строительных работ обнаруживают значительный участок фундамента стены Белого города. Его высота местами была более метра, а ширина 4,5 метра.
Вырытый котлован, в котором находилась историческая находка, долгих 9 лет ждал своей участи. В итоге в 2016 году этот котлован приобретает форму амфитеатра, а отреставрированный участок стены становится музейным экспонатом под открытым небом.
Этот участок стены приобрел статус археологического памятника, а амфитеатр вокруг него стал популярным местом отдыха москвичей.
Вот так со временем мы начинаем ценить то, что когда-то за ненадобностью спешили снести.
Спасибо, что дочитали статью до конца.
Буду рад Вашему лайку 👍 или комментарию 💬.
И если статья была полезной, прошу подписаться на мой канал, что бы не пропустить что-то новое из хорошо забытого старого.