Найти в Дзене
КиноБуква

Маленький шедевр, который стоит увидеть каждому - фильм «Идеальные дни» о поэзии повседневности уборщика туалетов в Токио

Жемчужина современного кинематографа. Такие фильмы сейчас редкость. Простая и одновременно сложная история о магии повседневности, осознанном выборе, тонкой внутренней гармонии и таланте с легкой улыбкой принимать всё, что дарит мир. Фильм, который в моем личном рейтинге попадает как минимум в лучшее за год, как максимум – это один из самых трогательных, тёплых и душевных фильмов в принципе. Уникальное кино со спектром эмоций от смеха до слез, где все пропитано рисунками теней, создаваемых листвой деревьев через призму солнечного света. Сразу же после титров мне захотелось включить «Идеальные дни» еще раз. Это удивительный эффект, ведь профессия главного героя – уборка общественных туалетов. А Кодзи Якусё стал победителем Каннского фестиваля - 2023 в номинации «главная мужская роль». Так же фильм стал лауреатом в номинации «Приз экуменического жюри», независимой кинонаграды, вручаемой на различных международных кинофестивалях, включая Канны, как за художественное качество, так и религ
Оглавление

Жемчужина современного кинематографа. Такие фильмы сейчас редкость. Простая и одновременно сложная история о магии повседневности, осознанном выборе, тонкой внутренней гармонии и таланте с легкой улыбкой принимать всё, что дарит мир. Фильм, который в моем личном рейтинге попадает как минимум в лучшее за год, как максимум – это один из самых трогательных, тёплых и душевных фильмов в принципе. Уникальное кино со спектром эмоций от смеха до слез, где все пропитано рисунками теней, создаваемых листвой деревьев через призму солнечного света.

Сразу же после титров мне захотелось включить «Идеальные дни» еще раз. Это удивительный эффект, ведь профессия главного героя – уборка общественных туалетов. А Кодзи Якусё стал победителем Каннского фестиваля - 2023 в номинации «главная мужская роль».

Так же фильм стал лауреатом в номинации «Приз экуменического жюри», независимой кинонаграды, вручаемой на различных международных кинофестивалях, включая Канны, как за художественное качество, так и религиозную, социальную и гуманистическую проблематику.

«Мир состоит из множества миров; некоторые из них связаны, а некоторые нет».

🎬Идеальные дни (2023)

Perfect Days

Казалось бы, Хираяма (Кодзи Якусё) живет, как в дне сурка. Монотонность, рутина, одно и тоже каждый день. Взрослый мужчина. Уже очень взрослый и очень одинокий. Его призвание, не побоюсь этого слова – убирать туалеты. Городские общественные туалеты, которые находятся на улицах Токио (тут, конечно, стоит отметить, как выглядят эти объекты – просто конкурс футуристичной красоты на выставке современного искусства от японских дизайнеров, и с каждым рабочим местом Хираямы ты уже ждешь, чем же тебя поразит следующее).

Хираяма встает рано утром, пока еще не рассвело. Умывается, опрыскивает из пульверизатора свой домашний садик, натягивает комбинезон, покупает кофе в автомате, едет на работу под звуки ретро-музыки, звучащей с кассет (музыка здесь – как отдельный герой, и продумана настолько, так соответствует каждой сцене, что просто браво режиссеру - «The House of the Rising Sun» The Animals, «Perfect Day» Лу Рида, «Redondo Beach» Пэтти Смит, «Pale Blue Eyes» The Velvet Underground, «Walkin' Thru The) Sleepy City» The Rolling Stones, «Brown Eyed Girl» Ван Моррисона...), далее следует работа.

Хираяма с такой тщательностью, вниманием заботой(?) убирается, что не любоваться этим просто невозможно. Вытирает каждую пылинку, подворачивает туалетную бумагу треугольничком, как в отелях, с зеркальцем (!!!) проверяет ободок унитаза со всех сторон. Кстати, ни одного неприятного кадра здесь нет, если вы вдруг озаботились вопросом физиологии.

Обедает Хираяма в парке. Это всегда сэндвич и какой-то напиток в тетрапаке. Вечером – традиционная японская баня (очень интересное сооружение), ужин в одном и том же бистро, где бармен приветствует его стандартным «спасибо за ваш труд». Перед сном - обязательное чтение книги. А завтра все по новой.

В выходной у Хираямы – уборка квартиры (где всегда настолько идеально чисто (от его минималистичной комнаты с аккуратными стопками книг и полочками с кассетами я пришла в восторг), что приходиться разбрасывать комки пыли, очевидно, заранее где-то собранные, чтобы замести их веником, потом прачечная, поход в маленький книжный, к стенду с недорогими, распродажными изданиями, где можно купить Фолкнера, сборник рассказов Патриции Хайсмит «Одиннадцать», или эссе японской писательницы Ая Кода.

Обед в баре, куда Хираяма ходит уже много лет, так как ему очень нравится его владелица. А еще обязательный пункт выходного дня – посещение фотолаборатории. Забрать готовые фото, купить новую пленку и сдать в проявку и печать ту, что отснял за прошедшую неделю. А снимает Хираяма деревья. На старенький Olympus, на черно-белую пленку. Свет и тени кленов в парке. В Японии это явление называется Komorebi — игра света и тени, создаваемая трепещущими листьями, игра, которая существует только здесь и сейчас. Поэтому у Хираямы целый шкаф с металлическими коробками, где хранятся снимки, разложенные по годам. Каждый – уникален.

  • Хираяма = ритуал, структурированность и упорядоченность. Режиссер не рассказывает, почему мужчина живет так, как живет (скромная квартира, недостаток денег, не престижная работа), он лишь приоткрывает завесу прошлого, и зрителю предстоит самостоятельно домыслить – что же случилось? Почему Хираяма одинок, почему не общается с родной сестрой, что такого сделал его отец, что сейчас Хираяма отказывается навещать его в доме престарелых…

  • Хираяма = человек-деталька. Он замечает прекрасное и необычное в каждой мелочи. Он добр, немногословен, отзывчив, невероятно трудолюбив. Он тот, чей труд незаметен для большинства, но необходим также, как и любой другой. Хираяма – перфекционист и интеллектуал, после целого дня в компании унитазов, пусть и супер-технологичных, он читает «Дикие пальмы» Фолкнера.
  • Хираяма ценит то, что имеет. Он подставляет лицо небу каждый раз выходя утром из дома. Он приветствует городского сумасшедшего. Он не готов расстаться со своими ретро-кассетами, хотя за них предлагают очень большие деньги.

Но в его такие устоявшиеся будни время от времени врывается нечто, что становится в мироощущении Хираяма хаосом, встряхивая и переворачивая привычный день. К примеру, знакомство с девушкой коллеги, внезапный приезд юной племянницы, найденный листок бумаги в одном из туалетов с игрой в крестики-нолики, встреча с бывшим мужем владелицы бара… Но Хираяма и в такие моменты с благодарностью принимает все, что происходит. Потому что всё не случайно. И как бы не хотелось контролировать свою жизнь – это не всегда получается.

Это фильм о душе. О чувствах. О созерцании. О боли. И когда в финальной сцене Хираяма улыбался со слезами на глазах новому дню под «Feeling Good» Нины Симон, я улыбалась и плакала вместе с ним.

Кадр из фильма «Идеальные дни», 2023 год, режиссер Вим Вендерс
Кадр из фильма «Идеальные дни», 2023 год, режиссер Вим Вендерс

Кому смотреть? Я бы, конечно, советовала всем и каждому. Хотя, наверное, это просто мое желание убедить как можно большее количество читателей обратить внимание на «Идеальные дни».

Подойдет тем, кто ценит не одноразовое кино со смыслом. Зрителю с тонкой душевной организацией. Тем, кто готов отложить борщ в сторону и два часа созерцать (рекомендую на языке оригинала с субтитрами, это очень важно – кого смущает японский, то диалогов тут мало, но впечатления от аутентичной речи совсем иные) жизнь простого, незнакомого, но такого чудесного человека по имени Хираяма.

Кто-нибудь смотрел этот фильм?