Найти в Дзене
Кто о чём

Всё о новом двигателе ПД-8 и действительно ли он полностью российского производства?

Оглавление

Привет, друзья! Добро пожаловать в мой блог. Перед тем как мы начнём, не забудьте подписаться, поставить лайк и поддержать наш проект – вам не сложно, а мне приятно и полезно. 😉 Сегодня я расскажу об одном из самых интересных и важных проектов российской авиапромышленности последних лет – турбовентиляторном двигателе ПД-8, созданном в рамках стратегии импортозамещения. Усаживайтесь поудобнее, будет много интересной и полезной информации!

Что такое ПД-8 и зачем он нужен?

ПД-8 (расшифровывается как «Перспективный Двигатель» тягой 8 тонн) – это новейший российский авиадвигатель, который разрабатывается специально для гражданских самолётов ближнемагистрального класса. Проще говоря, это двухконтурный турбореактивный двигатель пятого поколения, способный развивать тягу до ~8 тонн. Его создают, чтобы заменить иностранные двигатели на российских самолётах регионального класса. В частности, двигатель ПД-8 призван заменить франко-российские двигатели SaM146, которыми оснащались лайнеры Sukhoi Superjet 100. Эта необходимость стала острой после введения международных санкций – закупка и обслуживание импортных авиационных деталей и двигателей оказалось практически невозможной. Российские авиакомпании и производители самолётов получили серьёзный вызов и одновременно стимул: нужно срочно создавать собственные двигатели, чтобы обеспечить технологическую независимость отрасли.

Почему именно «8 тонн» тяги? Дело в том, что в семействе перспективных российских гражданских двигателей ПД-8 занимает нишу «младшего брата». Старший – двигатель ПД-14 (~14 тонн тяги) уже разработан для среднемагистрального МС-21, а ещё более мощный старший родственник ПД-35 (~35 тонн тяги) создаётся для тяжёлых транспортных и широкофюзеляжных самолётовtass.ru. Таким образом, ПД-8 закрывает потребность в двигателе меньшей тяги – около 8 тс – идеально подходящем для региональных самолётов вроде Superjet. Изначально в прессе его даже называли «ПД-7», но финальное название закрепилось как ПД-8.

Главная цель проекта ПД-8 – обеспечить полный цикл создания авиадвигателя внутри страны и заменить импортные аналоги в сегменте ближнемагистральной авиации. Фактически, это ключевой элемент программы импортозамещения самолёта Superjet 100 (проекта SJ-100 или SSJ-New), доля иностранных компонентов в котором раньше достигала 70%. Теперь планируется заменить 97% систем на отечественные аналогиruavia.suruavia.su, и новый двигатель – наиболее сложная и важная часть этой задачи.

Как зарождался проект и история разработки

Как и многие большие проекты, создание ПД-8 началось с амбициозной идеи и необходимости. Официально разработку двигателя запустили в 2019 году, параллельно с началом работ над обновлённым самолётом SSJ-New. Проект сразу получил статус стратегически важного, поэтому сроки на него отвели весьма сжатые по меркам авиапрома. Если обычно разработка нового двигателя может занимать 8–10 лет и более, то перед командой ПД-8 поставили задачу справиться примерно за 5 лет – вдвое быстрее, чем ушло на создание старшего ПД-14! Более того, это втрое быстрее, чем разрабатывали двигатели в советское время. Без новых технологий такие темпы были бы невозможны – о них расскажу чуть позже.

Ключевые этапы создания ПД-8: Давайте проследим хронологию этого проекта:

  • 2019 год: Старт опытно-конструкторских работ над ПД-8 и начало создания SSJ-New. Формирование технических требований.
  • 2020 год: Развертывание кооперации предприятий ОДК (Объединённой двигателестроительной корпорации). Бюджет проекта – немаленький: на разработку двигателя было направлено около половины средств из ~120 млрд руб., заложенных на программу Superjet Newinfomach.ru.
  • 2021 год: Завершён технический проект двигателя. В июле 2021 на авиасалоне МАКС публике впервые показали газогенератор ПД-8 – «сердце» будущего двигателяinfomach.ru. В это же время прошли первые стендовые испытания газогенератораzhukvesti.ru. К концу года изготовлен первый опытный образец основных узлов; разработка шла настолько быстро, что, по словам инженеров, за полтора года от техзадания собрали первый экземпляр системы автоматического управления (САУ) двигателяinfomach.ru!
  • 2022 год: Начало полномасштабных стендовых испытаний двигателя. В декабре 2022 ПД-8 впервые подняли в воздух на летающей лаборатории – самолёте Ил-76ЛЛ, на котором двигатель испытывался в воздухе на безопасном носителе. К концу 2022 года у ОДК было уже три опытных экземпляра ПД-8, проходивших разные тесты.
  • 2023 год: Активная фаза стендовых испытаний и подготовка к лётным. Весной 2023 начали изготавливать опытные образцы камер сгорания и других компонентов новой конструкци. Осенью 2023 первые комплектные ПД-8 установили на опытный самолёт SJ-100 и провели их наземную отладку – фактически, готовились к первому полёту. В ноябре 2023 сообщалось, что сертификационные сроки сдвигаются: статью в СМИ писали, что двигатель в ходе испытаний потребовал доработки некоторых характеристик. Такие вещи нередки в моторостроении, и команда учла все выявленные нюансы.
  • 2024 год: Год переломный. Изготовлены установочные партии двигателей для лётных испытаний. В конце 2024-го планировалось получить сертификат типа на ПД-8, однако на практике процесс сертификации сдвинулся на 2025 год – об этом честно говорили официальные лица. Ничего удивительного: испытания двигателей – дело сложное, и тут лучше перестраховаться, чем спешить. Тем временем на заводе в Комсомольске-на-Амуре (филиале ПАО «Яковлев», ранее ГСС) начали собирать первые опытные самолёты SJ-100 под новые двигатели.
  • Начало 2025 года: Февраль 2025 – долгожданный момент: первые опытные двигатели ПД-8 были переданы самолётостроителям для установки на опытные Superjet-100 (SJ-100)ruavia.su. Наступала самая волнительная фаза – лётные испытания на самолёте.

Первые полёты: Superjet с ПД-8 взмывает в небо

Настал исторический момент, когда новый двигатель показал себя в деле. 17 марта 2025 года в Комсомольске-на-Амуре опытный самолёт SJ-100 (Superjet New) с двумя двигателями ПД-8 впервые поднялся в воздухrostec.ru! Полёт продолжался около 40 минут, машина достигла скорости ~500 км/ч и высоты ~3000 м. Экипаж испытателей подтвердил, что программа испытательного полёта выполнена полностью, а двигатели работали устойчиво и надёжноruavia.suruavia.su. Это был огромный успех: силовая установка сразу подтвердила расчётные характеристики и стабильность.

Конечно, первый полёт – только начало большого цикла тестов. В апреле 2025 к испытаниям подключился второй опытный самолёт SJ-100 с ПД-8. В одном из полётов 8 апреля машина поднялась уже на 11 300 м и разогналась до 0,78 Маха, проведя в воздухе более 3 часовru.wikipedia.org. Таким образом, программа испытаний стремительно набирала обороты.

Фото: Лётчики-испытатели вместе с опытным самолётом SJ-100, оснащённым двумя отечественными двигателями ПД-8. На гондолах отчётливо видна надпись «ПД-8» – символ импортозамещения в российской авиации. Первый вылет этой машины состоялся 17 марта 2025 года в Комсомольске-на-Амуреrostec.ru, ознаменовав новый этап в программе испытаний.

Чтобы ускорить сертификацию, решено было максимально задействовать несколько прототипов. Объединённая двигателестроительная корпорация в марте 2025 передала дополнительные двигатели для оснащения ещё одногосамолёта SJ-100. В апреле к лётной программе подключился третий борт – уже полностью укомплектованный отечественными системами (не только двигателями). По планам, к середине 2025 года в испытаниях участвовало три опытных самолёта, что позволило параллельно выполнять разные тестовые программы.

Летом 2025 состоялось знаковое событие: опытный Superjet с ПД-8 совершил перелёт через всю страну. В июне опытный борт (зав. №95157, названный в честь Виктора Субботина) вылетел из Комсомольска-на-Амуре и своим ходом перелетел в Жуковский (Московская область), преодолев около 6000 км с промежуточной посадкой в Новосибирскеrostec.rurostec.ru. Перелёт занял около 8 часов – фактически, новый двигатель сразу доказал способность к длительной надёжной работе. В Жуковском самолёт передали в Лётно-исследовательский институт им. М.М. Громова, где он продолжил программу сертификационных испытаний в составе специализированного центра ПАО «Яковлев»rostec.ru.

Наконец, в сентябре 2025 года радостная новость: в Комсомольске-на-Амуре поднялся в небо первый серийный экземпляр самолёта SJ-100, построенный уже на производственной линии и оснащённый штатными двигателями ПД-8rostec.ru. Этот лайнер с бортовым номером 97004 выполнил часовую программу облёта; в его конструкции учтены все обновления – новый российский фюзеляж, десятки отечественных систем вместо импортных, и главное – наши двигателиrostec.rurostec.ru. Хотя сертификация ещё завершается, сам факт первого полёта серийной машины говорит о том, что проект вышел на финишную прямую к реальной эксплуатации.

Технические характеристики ПД-8

Теперь давайте посмотрим, что же представляет собой ПД-8 «под капотом». Ниже перечислены основные технические параметры этого двигателя (для тех, кто любит цифры и факты):

  • Тип: турбовентиляторный двухконтурный двигатель без редуктора.
  • Максимальная взлётная тяга: 8 056 кгс (примерно 79 кН)uecrus.com. Это форсированный режим, который двигатель может развивать при взлёте. В нормальном взлётном режиме тяга составляет около 7 477 кгсuecrus.com, что соответствует названию «8 тонн».
  • Степень двухконтурности: 4,4uecrus.com. Это отношение расхода воздуха через внешний контур (вентилятор) к расходу через газогенератор. Для сравнения: у SaM146 этот показатель ~4,7, то есть сопоставимо.
  • Степень повышения давления (общая): 28uecrus.com. Очень достойный показатель, означающий эффективную компрессию воздуха в двигателе.
  • Удельный расход топлива на крейсерском режиме: 0,61 кг/(кгс·ч)uecrus.com. Проще говоря, это мера экономичности: сколько топлива в час тратится на каждый кгс тяги. ПД-8 обещает быть довольно экономичным для своего класса.
  • Габариты и масса: диаметр вентилятора 1228 мм (~1,23 м), длина двигателя (смешанная с соплом) ~3,59 мuecrus.com, а масса (включая мотогондолу) – около 2300 кгuecrus.com. Для сравнения, SaM146 весит примерно 1700 кг (сухой), но у ПД-8 полная масса указана с гондолой и реверсивным устройством.
  • Ресурс: точные цифры ресурса пока не разглашаются, но заявляется, что он соответствует современным требованиям по долговечности. Система автоматического управления обеспечивает мониторинг состояния, а конструкция рассчитана на длительную надёжную работу.

Конструктивные особенности: Инженеры постарались по максимуму использовать уже проверенные решения от старших проектов, адаптировав их под меньший размер. Например, камера сгорания по конструкции максимально унифицирована с уже сертифицированным двигателем ПД-14 – это сокращает риски и время доводки. В компрессоре добавили 7-ю ступень высокого давления (видимо по сравнению с SaM146), чтобы поднять степень сжатия без чрезмерной нагрузки на каждый каскад. Турбина высокого давления оптимизирована с учётом опыта ПД-14 – повышен КПД и охлаждение. По словам разработчиков, в конструкции даже заложена возможность увеличить максимальную тягу примерно на 5% без серьёзных изменений – своего рода задел на будущее.

Отдельно отмечу, что цифровые технологии сыграли огромную роль в проектировании ПД-8. Благодаря полному цифровому проектированию удалось точно просчитать аэродинамику, термонапряжённость и прочность. Создан «цифровой двойник» двигателя – компьютерная модель, которая позволила отрабатывать множество сценариев и ускорить сертификациюzhukvesti.ru. Параллельно на предприятиях была внедрена система сквозного цифрового управления производством – от КБ до заводского цеха все работали в единой цифровой среде, что сэкономило кучу времениtass.rutass.ru.

На каких самолётах будет применяться ПД-8?

Основное предназначение двигателя – это, конечно, семейство самолётов Sukhoi Superjet 100 New (SJ-100). Именно под этот ближнемагистральный лайнер он создавался, чтобы заменить стоявшие на старых Superjet двигатели SaM146zhukvesti.rurg.ru. Уже первый полёт в марте 2025 подтвердил: ПД-8 отлично вписывается в самолёт, его гондолы успешно интегрированы, и характеристики соответствуют требуемым.

Однако аппетиты растут во время разработки. Пока шла работа над ПД-8, проявился интерес к другим его применениям:

  • Самолёт-амфибия Бе-200. Это уникальный российский пожарный гидросамолёт, который ранее оснащался украинскими двигателями Д-436ТП. В условиях разрыва кооперации с Украиной назрел вопрос импортозамещения и там. ПД-8 оказался подходящим кандидатом по тяге. В 2023 году разработчики даже присвоили индекс ПД-8Ч (или ПД-8 для ЧС – чрезвычайных ситуаций) под версию для Бе-200ЧС. Летом 2025 года официально объявили, что начаты работы по адаптации ПД-8 под самолёт Бе-200topwar.ru. Бывший глава ОАК Юрий Слюсарь сообщил, что уже прорабатывается модификация двигателя с учётом «оморячивания» – то есть адаптации к эксплуатации над водой (защита от коррозии, особые режимы для пожарных задач)topwar.ru. Таким образом, в ближайшие годы Бе-200 тоже получит вторую жизнь с отечественными моторами.
  • Тяжёлый транспортный вертолёт Ми-26. Неожиданное, но логичное направление – турбовальныйдвигатель ПД-8В для замены украинских Д-136 на самом тяжёлом вертолёте в мире Ми-26. Раньше предполагалось делать для Ми-26 двигатель ПД-12В (12-тонный), но весной 2023 появилась информация, что выбрана концепция именно на основе газогенератора ПД-8. Гендиректор ОДК Вадим Бадеха отметил, что ПД-8В спроектируют с применением КОМПАС-3D (отечественной CAD-системы). Новый вертолётный мотор будет на ~15% мощнее старого Д-136 и экономичнее по расходу топлива. Проект этот на инициативной стадии, но показывает универсальность платформы ПД-8.

В перспективе, если ПД-8 успешно сертифицируется и пойдёт в серию, его могут ставить и на другие машины сходного класса. Например, возможна установка на перспективные региональные самолёты, бизнес-джеты или даже беспилотные летательные аппараты соответствующей массы. Но главные три направления – SJ-100, Бе-200 и Ми-26 – уже дают двигателю достаточное «поле деятельности» на ближайшие годы.

Кто и как создаёт ПД-8: кооперация и инновации

Проект ПД-8 – это не только про сам двигатель, но и про новые подходы в организации разработки. Головным разработчиком выступает рыбинское предприятие ОДК-Сатурнzhukvesti.ru – именно там собран основной центр компетенций по гражданским двигателям (кстати, SaM146 тоже делали они совместно с французами). Но в одиночку «Сатурн» такую задачу бы не потянул быстро, поэтому в работу вовлечены пять структурных подразделений ОДКzhukvesti.ru. В их числе пермский ОДК-Авиадвигатель, ухтинский ОДК-СТАР (разработчик САУ), московские и питерские институты и другие. По сути, создана широкая кооперация, где каждая часть корпорации отвечает за свой узел – компрессор, турбину, автоматику, материаловедческие исследования и т.д.

Особо отмечается вклад ученых материаловедов. В сотрудничестве с НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ для ПД-8 было разработано 5 новых жаропрочных сплавовinfomach.ru. Лопатки турбины отливаются из новейших отечественных никелевых сплавов, способных выдерживать огромные температуры и нагрузки. Раньше подобные материалы закупались за рубежом, теперь же созданы свои – это большое достижение. Более того, применяются аддитивные технологии: отдельные детали изготавливаются методом 3D-печати металлом, что удешевляет и ускоряет производствоrg.ru. Например, пресс-служба Ростеха сообщала, что в силовой установке Ми-26 на основе ПД-8 будут широко использованы детали, «выращенные» на 3D-принтерахrg.ru.

Инновации коснулись и процесса производства. На предприятиях ОДК внедряется компьютерное зрение – системы машинного зрения контролируют качество лопаток компрессора и турбины, автоматизируя то, что раньше делал глаз человеческого контролёраtass.ru. А искусственный интеллект помогает в принятии решений на отдельных этапах технологического процессаtass.ru. Всё это – элементы цифровой фабрики, которые позволили сократить время разработки и сборки. Недаром в ОДК отмечают, что задача сделать двигатель за 5 лет (в 2-3 раза быстрее прежнего) стала реальной именно благодаря сквозной цифровизации производстваtass.ru. В конструкторских бюро применялось параллельное проектирование (концепция Concurrent Engineering), когда разные узлы разрабатывались одновременно в единой информационной среде, а 3D-модели деталей сразу шли на производство без бумажных чертежей (т.н. технология PMI).

Конечно, столь быстрые темпы требовали и серьёзных ресурсов. Государство инвестировало значительные средства: как упоминалось, около 60 млрд руб. (половина бюджета SSJ-New) направлено именно на двигательinfomach.ru. Однако эти вложения окупаются стратегической важностью – появляется отечественный продукт, который раньше просто негде было взять.

Насколько ПД-8 «российский»? Материалы и комплектующие

Пожалуй, один из первых вопросов, который приходит на ум: а нет ли в новом двигателе скрытых импортных компонентов? Ведь нередко звучит скепсис – мол, назвали российским, а внутри половина из Китая или ещё откуда. В случае ПД-8 разработчики подчёркивают максимальную «российскость» каждой детали.

Во-первых, как уже сказано, материалы – свои. Новые сплавы для горячей части, отечественные композиты и покрытия. Те же рабочие лопатки турбины сделаны из нашего жаропрочного никеля (разработанного в институте ВИАМ)infomach.ru, а не из импортных болванок.

Во-вторых, система автоматического управления (САУ) двигателя – полностью отечественная. Это отдельный повод для гордости: если раньше в гражданских двигателях использовали импортную электронику, то здесь сделали сами. Оборудование, контролирующее работу двигателя (все датчики, блоки управления тягой, расходом топлива и т.д.), собрано на базе 100% российских электронных компонентов и материаловinfomach.ru. Разработкой САУ занималось пермское предприятие ОДК-СТАР, и уже к началу 2022 года они изготовили первый комплект, доказав, что можем сами. Владимир Артяков (первый зам главы Ростеха) тогда отметил: «Система автоматического управления для ПД-8 будет собираться из полностью отечественных материалов и элементной базы», обладая при этом высокими показателями надёжностиinfomach.ru.

Важно понимать, что ПД-8 – не копия иностранных решений, а своя разработка, но с учётом накопленного опыта. Иногда можно услышать фразу, что ПД-8 якобы «использует горячую часть от ПД-14, а холодную часть от SaM146». Это не совсем корректно. Скорее, верно сказать, что технические решения ПД-14 послужили базой – т.е. взяли наработки по компрессору, камере, турбине и масштабировали/адаптировали их под нужную тягуru.wikipedia.org. А опыт по SaM146 учли в части компоновки с самолётом, монтажных размеров, может быть – взяли за основу некоторые габариты вентилятора и размещение агрегатов (ведь ПД-8 должен «встать» на место SaM146 на крыле без больших переделок). Но прямого заимствования деталей нет: все компоненты ПД-8 спроектированы заново и производятся заново, просто не с нуля, а с оглядкой на предшественников. Как выразился один из конструкторов, «у ПД-8 судьба легче, чем у ПД-14, поскольку многие технологии и материалы уже были освоены при создании ПД-14»take-off.ru.

Иными словами, ПД-8 можно считать полностью российским продуктом. При его создании, конечно, не стеснялись использовать лучший мировой опыт (и свой, и чужой) – но критически важные узлы и технологии разработаны внутри страны. Это именно то, что и подразумевается под технологическим суверенитетом.

Текущий статус проекта (на конец 2025 года)

Итак, что же мы имеем на сегодняшний день? На дворе осень 2025 года, и проект ПД-8 вышел на финишную прямую сертификации. По официальным данным, сертификационные испытания двигателя находятся на завершающем этапеtopwar.ru. Заместитель главного конструктора ПД-8 Артём Бадерников в июле 2025 сообщил, что проведено более 100 различных тестовых программ, и команда находится буквально в финальной стадии больших испытанийtopwar.ru. Планируется получить сертификат типа на ПД-8 осенью 2025 годаtopwar.ru – скорее всего, ориентиром был сентябрь, но возможно небольшое смещение на конец года. В любом случае, цель – завершить сертификацию до конца 2025 годаruavia.suruavia.su.

Параллельно разворачивается серийное производство. Предприятия ОДК заявили о полной готовности начать выпуск ПД-8 серийно – фактически заводские линии подготовлены заранее, чтобы не терять времяtopwar.ru. Первые четыре серийных двигателя планируется собрать еще в 2025 годуruavia.su, а с 2026 года выйти на темп порядка 30 двигателей в годruavia.su. Это разумные цифры: они примерно соответствуют потребностям в двигателях для выпуска 20–30 самолётов SJ-100 ежегодно (каждому самолёту нужно по два двигателя, плюс запасные).

Авиастроители тоже не сидят сложа руки. Как упоминалось, первый серийный Superjet New уже совершил полёт в сентябре 2025, и в разной степени готовности на заводе находятся до 24 самолётов SJ-100rostec.rurostec.ru. Конечно, эти лайнеры смогут пойти в авиакомпании только после сертификации двигателя и самой самолётной системы, но к этому всё идёт. Правительство ожидает, что поставки серийных SJ-100 с двигателями ПД-8 начнутся весной 2026 годаruavia.suruavia.su. К этому времени должны быть завершены все бюрократические процедуры и получены одобрения Росавиации.

Несколько слов о впечатлениях испытателей: по отзывам, двигатель показывает отличные результаты, ровно соответствующие расчётным характеристикамruavia.su. Генеральный директор ОДК Александр Грачёв отмечал в марте 2025 после первых полётов, что ПД-8 полностью подтвердил заданные параметры и ведёт себя устойчиво во всех режимахruavia.su. Это воодушевляет – значит, больших доработок не потребуется и можно уверенно двигаться к сертификации.

Конечно, впереди ещё много работы: повышенный ресурс, отработка отказобезопасности, совершенствование программного обеспечения САУ и т.д. Но критически важных рисков уже не осталось – ПД-8 из стадии опытного изделия переходит в стадию промышленного продукта.

Заключение

Подводя итог, я хочу отметить, что история с двигателем ПД-8 – это, без преувеличения, поворотный момент для российской гражданской авиации. Впервые за постсоветский период мы создаём с нуля современный гражданский авиадвигатель и доводим его до производства. Этот проект продемонстрировал, что даже под жёстким санкционным давлением Россия способна развивать высокотехнологичные продукты – пусть и с определённой задержкой от изначальных планов, но всё же успешно.

ПД-8 стал полностью отечественным двигателем, в котором применены лучшие отечественные материалы, современные технологии (от цифровых двойников до 3D-печати) и учтён многолетний опыт. Да, на его создание ушло несколько лет напряжённого труда сотен специалистов, но результат того стоит: новый двигатель обеспечит независимость программы Superjet и других самолётов от внешних факторов. Это значит, что авиация России получит «своё сердце», которое невозможно отключить санкциями или экспортным контролем.

В ближайшие месяцы ждём официальной сертификации ПД-8 и запуска его в серию. Успешное завершение этой программы позволит не только оснастить флот Superjet-100 новой версией SJ-100 для отечественных авиалиний, но и откроет дорогу к модернизации других машин (Бе-200, Ми-26 и т.д.). В более широком смысле, ПД-8 – это фундамент для целого семейства двигателей. Далее на его основе могут развиваться и другие модели, как в сторону увеличения тяги, так и специализированные версии.

От первого лица могу сказать: наблюдать за развитием ПД-8 было увлекательно и волнительно. Вроде бы совсем недавно о нём только заговорили, а сегодня он уже летает на самолётах и приближается к тому, чтобы возить пассажиров в регулярных рейсах. Это большая победа инженерной мысли и промышленности России. Будем надеяться, что все оставшиеся шаги пройдут успешно, и очень скоро мы с вами сядем в самолёт, который взлетает на отечественных двигателях ПД-8. На этом у меня всё – спасибо, что дочитали до конца! Не забудьте поддержать блог лайком и подпиской, если материал оказался полезным. До новых встреч и мягкой посадки!

Источники и ссылки:

  1. Официальные характеристики двигателя ПД-8 на сайте Объединённой двигателестроительной корпорацииuecrus.comuecrus.com.
  2. Статья Жуковского авиасалона 2021 о продвижении проекта ПД-8, ключевые параметры и унификация с ПД-14zhukvesti.ruzhukvesti.ru.
  3. Сообщение ТАСС о внедрении цифровых технологий при создании ПД-8 (интервью В. Теплова, ОДК) – о сокращении сроков разработки в 2-3 раза и применении машинного зрения, ИИtass.rutass.ru.
  4. Новостная сводка RuAviation о первом полёте SJ-100 с двигателями ПД-8 – подробности лётных испытаний 17.03.2025 и планы сертификацииruavia.suruavia.su.
  5. Пресс-релиз Ростех (июль 2025) о перелёте опытного SJ-100 с ПД-8 из Комсомольска-на-Амуре в Жуковский – подтверждение успешных испытаний и начала сертификационных полётовrostec.rurostec.ru.
  6. Публикация «Военное обозрение» (июль 2025) со ссылкой на ТАСС – о ходе сертификации ПД-8, планах адаптации на Бе-200 и начале серийного производства (4 двигателя в 2025)topwar.rutopwar.ru.
  7. Статья на infomach.ru о создании системы автоматического управления ПД-8 – подтверждение 100% российской элементной базы и материалов в САУinfomach.ruinfomach.ru.
  8. Новость Российской газеты (октябрь 2022) – о разработке вертолётного ПД-8В для Ми-26, использовании новейших материалов, 3D-печати и опыте ПД-14rg.rurg.ru.
  9. Статья Wikipedia: «ПД-8» – общая информация о двигателе, история проекта, лётные испытания (данные проверены по состоянию на 2024–2025 год)ru.wikipedia.org.