Найти в Дзене

Красят ли траки гусениц?

Цитата из изданной в 2016 г. книги в моём соавторстве: Гусеничную ленту с резинометаллическим шарниром окрашивать запрещается, поэтому её цвет стальной, а при длительной стоянке машины на открытом воздухе, траки приобретают рыжий цвет покрывающей их ржавчины. Бывают случаи, когда рьяные командиры для устранения неприглядного вида ржавчины на гусеницах дают команду окрасить их в чёрный цвет. К сожалению при подготовке этого издания раздел «Окраска» был заимствован из нашей книги 2002 года практически без переработки, поэтому оттуда перекочевала и грубая ошибка про окраску гусениц. Что удручает ещё больше. За 20 с лишним лет не припомню случаев, чтобы кто-то из читателей подверг критике это утверждение или сообщил об ошибке! Суть ошибки. В повседневной эксплуатации траки гусениц в самом деле не положено красить. Их не красит и завод изготовитель, поэтому если новые машины застоялись перед отправкой в войска, гусеницы на них достаточно быстро покрываются слоем ржавчины. Однако при постано

Цитата из изданной в 2016 г. книги в моём соавторстве:

Гусеничную ленту с резинометаллическим шарниром окрашивать запрещается, поэтому её цвет стальной, а при длительной стоянке машины на открытом воздухе, траки приобретают рыжий цвет покрывающей их ржавчины. Бывают случаи, когда рьяные командиры для устранения неприглядного вида ржавчины на гусеницах дают команду окрасить их в чёрный цвет.

К сожалению при подготовке этого издания раздел «Окраска» был заимствован из нашей книги 2002 года практически без переработки, поэтому оттуда перекочевала и грубая ошибка про окраску гусениц.

Что удручает ещё больше. За 20 с лишним лет не припомню случаев, чтобы кто-то из читателей подверг критике это утверждение или сообщил об ошибке!

Суть ошибки. В повседневной эксплуатации траки гусениц в самом деле не положено красить. Их не красит и завод изготовитель, поэтому если новые машины застоялись перед отправкой в войска, гусеницы на них достаточно быстро покрываются слоем ржавчины. Однако при постановке на хранение траки, всё же, красить положено, только используется для этого не такая краска, как для окраски остальной машины.

Обратимся к Руководству по хранению БТВТ издания 1985 г. [1]:

Фрагмент из Руководства по хранению БТВТ
Фрагмент из Руководства по хранению БТВТ

Как видим, при подготовке машин к хранению металлическая часть гусениц окрашивается используемым для гидроизоляции поверхностей битумным лаком.

Кстати, в этом фрагменте из Руководства мы можем наблюдать пример анахронизма — обозначение «лак № 67» использовалось в соответствии с ГОСТ 312–43. С 1973 года оно было изменено на «лак БТ-5100 ГОСТ 312–73», а к моменту издания Руководства в 1985 г. действующим был уже ГОСТ 312–79.

Аналогичную картину, с немного изменённым набором красителей, наблюдаем в ТО и ИЭ на танк Т-64А [2]:

Фрагмет из ТО и ИЭ танка Т-64А
Фрагмет из ТО и ИЭ танка Т-64А

Не буду приводить цитаты из ТО и ИЭ для других машин — там картина аналогичная.

Примеры танков на хранении с окрашенными гусеницами:

Т-64БВ на длительном хранении
Т-64БВ на длительном хранении
Т-80БВ на длительном хранении
Т-80БВ на длительном хранении

Моделистам на заметку: гусеницы модели танка вполне можно выкрасить черным цветом, только и покраска всей модели должна соответствовать танку на хранении — никаких потертостей выступающих частей, потёков масла и грязи.

Автор: В. Чобиток

Источники информации:

  1. Руководство по хранению бронетанкового вооружения и техники. — М. : Воениздат, 1985. — 295 с.
  2. Объект 434. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Кн. 2. — М. : Воениздат, 1986. — 766 с.