Найти в Дзене

Что означает цвет бумажных этикеток на виниле\ виниловых пластинках фирмы "Мелодия"?

Есть ли скрытые сакральные знания в цветах этикеток (лейблов, яблок, пятаков) на пластинках Всесоюзной фирмы "Мелодия" родом из Советского Союза? Вокруг этого яростно ломают копья представители старой коллекционной школы. Среди коллекционеров существует мнение, что цвет бумажной этикетки на виниле при прочих равных (таких как номер матрицы, название завода, выпустившего пластинку, и тп) напрямую влияет на качество записи. Рассказывая об этом, виниловые коллекционеры поколения "дип папл" многозначительно намекают на то, что мол "поймет лишь посвященный". А пока вы не начали читать дальше, напомню, что это - новый канал и попрошу поддержать автора (и его кота, которому регулярно нужен корм), подписавшись на наш музыкально-виниловый канал. Вы подписались? Точно? Точно-точно? :) Далее вкратце объясню сакральный смысл древних советских меломанских преданий - и касаются они, в основном, пластинок из 1980-х годов. Тогда бытовало поверье, что пластинки с черными или темно-синими этикеткам

Есть ли скрытые сакральные знания в цветах этикеток (лейблов, яблок, пятаков) на пластинках Всесоюзной фирмы "Мелодия" родом из Советского Союза?

Вокруг этого яростно ломают копья представители старой коллекционной школы. Среди коллекционеров существует мнение, что цвет бумажной этикетки на виниле при прочих равных (таких как номер матрицы, название завода, выпустившего пластинку, и тп) напрямую влияет на качество записи. Рассказывая об этом, виниловые коллекционеры поколения "дип папл" многозначительно намекают на то, что мол "поймет лишь посвященный".

А пока вы не начали читать дальше, напомню, что это - новый канал и попрошу поддержать автора (и его кота, которому регулярно нужен корм), подписавшись на наш музыкально-виниловый канал.

Вы подписались? Точно? Точно-точно? :)

Далее вкратце объясню сакральный смысл древних советских меломанских преданий - и касаются они, в основном, пластинок из 1980-х годов. Тогда бытовало поверье, что пластинки с черными или темно-синими этикетками обладают лучшим качеством звука.

К примеру, самыми лучшими по звуку считались виниловые пластинки с вот такими лейбаками:

-2

Как вариант, синие лейблы тоже считались достойными и приближенными к абсолютному идеалу по звучанию. Порой доходило до абсурда, когда коллекционеры готовы были переплачивать за пластинку от "Мелодии" с темной этикеткой, наивно полагая, что это - гарантия превосходного звука. Кстати, я время от времени сталкиваюсь с этим и сейчас.

-3

Соответственно, красноватые этикетки с черными буквами считались второсортными - мол, запись на них звучит хуже:

-4

И самыми плохими по звучанию среди меломанов-староверов считались виниловые пластинки СССР с серо-белыми бумажными наклейками (яблоками). Их в конце 1980-х действительно выпускали великое множество.

Собиратели винила объясняли это так: на первые оттиски с матриц (они традиционно считаются лучшими по звучанию) якобы клеили темные этикетки, на более поздние оттиски - красные... ну и далее, вплоть до бело-серых.

-5

Важно понимать, что при этом меломаны СССР еще и различали заводы, на которых делали пластинки. К примеру, лучшим считался МОЗГ (Московский опытный завод "Грамзапись"), далее - Апрелевский завод, далее - Ленинградский. При этом был еще Рижский, а также не самые лучшие Ташкентский завод, и завод "Мелодии" в Тбилиси. Название завода также не являлось тайной и его всегда указывали на бумажной этикетке пластинки.

-6

Но вот пришло время развенчать миф о влиянии цвета бумажной этикетки на звучание пластинки. Пояснения не так давно опубликовало солидное издание "Аргументы и Факты". Собственно, это же подтверждает опыт: качество записи определялось прежде всего исходным материалом, техническим состоянием оборудования, квалификацией звукорежиссеров и другими подобными данными.

Впрочем, старая теория с отличным звучанием черных и темно-синих пятаков на пластинках СССР все-таки находит свое реальное подтверждение. Только объяснение это никак не связано с "цветовой дифференциацией" виниловых штанов... пардон, этикеток.

-7

На самом деле, черные и темно-синие этикетки использовались преимущественно для экспортных изданий. И их было действительно сравнительно немного. Дело в том, что их было сложнее и дороже печатать: для нанесения текста на темные поверхности требовалась специальная серебристая краска, которая была дорогой и более сложной в технологии нанесения. Ее оставляли для "парадных" изданий - чтобы выглядело "дорого-богато".

Кстати, по этой же причине ярко-красные этикетки с серебристыми буквами - это обычно тоже экспортные издания.

-8

Однако к концу 1980-х годов из-за повального дефицита (с бумагой в стране тоже была напряженка), большую часть этикеток стали печатать на обычной бело-серой бумаге, а черные и синие лейбаки к тому времени практически исчезли. Так что никаких секретов тут нет.

-9

Как версия, существуют воспоминания ветеранов винилового производства (к сожалению, безымянные), которые тоже вполне похожи на правду. Согласно этой версии, цветовая дифференциация было, но только в 1970е и только на Ленинградском заводе. Именно оттуда меломаны подхватили миф о цветовых "кодах", якобы зашифрованных в бумажных этикетках.

Цитирую:

"До создания "Мелодии" каждый завод, как нормальная фирма, имел свой дизайн и краски подбирал под него. После создания Мелодии, несмотря на прибл.унификацию дизайна, краски остались.

Апрелевский ,как известно, до "Мелодии" большей часть делал диски голубые с черными надписями, но в 1963-64 перешел на розовые и на "Мелодии" они были такими же.

Ленинградкий выпускал пластинки серии "Аккорд" с желтым полем и зелеными надписями и рисунками - на Мелодии то же.

Рижский как делал пестрые цветастые "Ligo" и "Melodija", так и продолжал их делать, только "Мелодия" была по-русски. Т.е. дизайн сохранили. Про Ташкентский уверенно ничего не скажу.

Так было до начала 1970х, потом началась постепенная унификация. Легендарное колорирование (первые 5000 - черные, следующие синие, следующие зеленые, потом еще какие-то, а в конце большая партия красных) имела место, но довольно недолго, менее десятилетия (как эксперимент) и только на Ленинградском заводе! И в легендах есть большущая ошибка - говорится, что худшие были белыми, на самом деле Ленинград тогда белых не делал вообще!

Однако имело место другое дело: на Апрелевке "сверхпечати" (то есть, печати сверх заказов, естественно, в т.ч. с изношенных матриц) делали только с белой этикеткой, но многие из них звучат еще вполне пристойно. Не уверен, но в Ленинграде и Ташкенте, похоже, было то же самое. Рига сверхзаказных не делала никогда - это факт.

1980е прошли под знаменем развала всего, и уж с этих лет пластинки выпускались под теми этикетками, какие были. Пришла красная бумага - на красной. Пришла белая - на белой. Пришла оберточная - на оберточной".

Да уж. Такие вот дела.

-10

Так что я все-таки советую руководствоваться при выборе пластинок в первую очередь не цветом этикетки, а состоянием самого винила и названием завода-изготовителя. Синие и черные этикетки - обычно экспортные варианты с лучшим качеством звучания. Если винил с любым цветом этикетки произведен на МОЗГ - то это тоже лучшая рекомендация. Так что истинное наслаждение музыкой кроется в большинстве случаев не в "цветовой дифференциации виниловых штанов", а в чистоте и глубине звучания.

Кстати, в нынешнее время, при высоком развитии полиграфических технологий рекомендую обращать внимание в первую очередь на номера матриц пластинок. В первую очередь, потому что пластинка - это не этикетка, а именно сам винил с каталожным номером, выбитым на нем - а наклеить на эту болванку и тогда и сейчас могли любую полиграфию. Вот так:

О подобных современных подделках с переклеенными этикетками я написал в другой своей статье на этом канале. Читайте на здоровье, и не забудьте подписаться.