Найти в Дзене
BSP

Удивительные и интересные фотографии Нижегородской губернии времен Дореволюционной России. 20 раскрашенных фотографий. Часть III

Нижний Новгород — один из древнейших городов России, основанный в 1221 году. Изначально он был создан с четкой целью — охранять границы государства. В те времена город официально именовался Новгородом Низовской земли. Однако постепенно его предназначение трансформировалось. Со временем Нижний Новгород утратил статус оборонительной крепости, превратившись в процветающий торговый центр, где кипела бойкая торговля.

Сегодня мы отправимся в Нижний Новгород и его окрестности и посмотрим какой была жизнь в конце ХIХ, начале ХХ века. Все фотографии, как всегда отреставрировал и раскрасил. Приятного просмотра!

Земская столовая, 1891 год.

В неурожайный год 1891-го были организованы бесплатные столовые для крестьян, где нуждающиеся могли получить горячую пищу. Инициатива создания таких столовых исходила от земств и помещиков, которые стремились поддержать голодающее население в сёлах. На эти цели благотворители жертвовали значительные суммы.

Архангельский собор в Кремле, 1885-1895 год.

Михайло-Архангельский собор — православный храм, расположенный на территории Нижегородского Кремля. Этот шедевр шатровой архитектуры XVII века считается древнейшим каменным храмом города, история которого уходит корнями к временам основания Нижнего Новгорода. Собор освящён в честь архангела Михаила, покровителя русского воинства.

Автор: Живаго Александр Васильевич
Автор: Живаго Александр Васильевич

Эсеры на Дальней круче в селе Павлово, 1906-1910 год.

Эсеры (члены Партии социалистов-революционеров , или ПСР) — это одно из крупнейших политических движений в России начала XX века, представлявшее интересы крестьянства и выступавшее за радикальные социальные изменения. Партия была основана в 1902 году и стала одной из ключевых сил в борьбе против самодержавия, а позже — в период революций 1905–1907 и 1917 годов.

-3

Вид на город Арзамас у реки Теши, 1900-1917 год.

-4

Шуховская башня на промышленно-художественной выставке, 1896 год.

На фото – первая башня сетчатой формы по проекту Владимира Шухова. Самую известную башню Шухова, на Шаболовке в Москве, начали строить только в 1920 году.

Автор: Дмитрий Павлович Соломирский
Автор: Дмитрий Павлович Соломирский

Сормовская вольно-пожарная дружина. Зимний ход, 1915 год.

В апреле 1897 года на Сормовском заводе была сформирована профессиональная пожарная команда, которая также обеспечивала защиту от пожаров рабочих поселков. Именно эта дата считается официальным началом истории Сормовской пожарной охраны.

Фотограф: Дмитриев М. П.
Фотограф: Дмитриев М. П.

Вид на город Арзамас и село Выездное, 1897 год.

Это величественное кирпичное здание в стиле классицизма было возведено в период с 1803 по 1815 год при поддержке князя В. П. Салтыкова. Храм представляет собой четырёхстолпную пятикупольную конструкцию с трапезной, украшенную элегантными портиками. Главный объём включает приделы во имя святого Ильи и святых Флора и Лавра, а в трапезной находятся Рождество-Богородицкий и Никольский приделы.

Отдельно стоящая колокольня шатрового типа, сохранившаяся с XVIII века, является частью прежнего каменного храма Рождества Богородицы, построенного в 1721 году. Этот уникальный архитектурный ансамбль никогда не закрывался и продолжает оставаться важным духовным и культурным центром региона.

-7

Сормовский завод. Группа мастеров вагонного цеха возле вагона трамвая, 1911 год.

Стандартный двухосный моторный вагон Сормовского завода. Электрооборудование ВКЭ, тормозная система Вестингауз, тележки Менцеля.

Фотогрпвф: М.П. Дмитриев
Фотогрпвф: М.П. Дмитриев

Плашкоутный мост. Нижний Новгород, 1912-1917 год.

-9

Склады товаров у пароходной пристани «Самолет», 1900-1917 год.

Может показаться удивительным, но одна из первых и крупнейших пароходных компаний России в XIX веке носила название «Самолёт».

Компания была основана в 1853 году контр-адмиралом Владимиром Александровичем фон Глазенапом совместно с титулярным советником Максимилианом Бехагелем фон-Адлерскроном. Пароходство обслуживало регулярные маршруты по Волге — от Твери до Астрахани, по Оке — от Нижнего Новгорода до Рязани, по Каме — до Перми, а также по Шексне. В 1862 году флот компании насчитывал 25 пассажирских пароходов, к середине 1870-х годов их количество увеличилось до 38, а к моменту национализации в 1918 году достигло 42 судов.

Автор: А. Павлович
Автор: А. Павлович

Сормовский завод, спасение затонувшего земснаряда, 1915 год.

Земснаряд — это специальное судно или плавучая техника, предназначенная для выполнения дноуглубительных и землечерпательных работ. Основное назначение земснаряда — выемка грунта со дна водоёмов (рек, озёр, морей) для углубления судоходных каналов, портовых акваторий или создания новых водных путей. Также земснаряды используются при строительстве дамб, искусственных островов, береговых укреплений и других гидротехнических сооружений.

Автор: М.П. Дмитриев
Автор: М.П. Дмитриев

Монахини на садовых работах перед церковью Живоносного Источника в Серафимо-Понетаевском женском монастыре, 1904 год.

Автор: Дмитриев М. П.
Автор: Дмитриев М. П.

Выпуск 100-го паровоза на Сормовском заводе, 1899 год.

Во времена Российской империи Сормовский завод (ныне «Красное Сормово») выпускал разнообразную продукцию, среди которой: суда, железнодорожное оборудование, паровые машины, паровозы, вагоны, военную продукцию.

-13

Вид на кафедральный собор из заречья. Арзамас, 1900-1917 год.

-14

Село Бор Нижегородской губернии Семеновского уезда, 1903 год.

А.М. Горький и Ф.И. Шаляпин на даче на Моховых горах.

-15

Спасский собор. Во время половодья, 1890-е.

Половодья в Нижнем Новгороде в конце XIX — начале XX века оставались ежегодным и значимым явлением, существенно влиявшим на жизнь города, его жителей и окрестностей. В этот период разливы рек Волги и Оки были природной данностью, с которой местное население вынуждено было считаться.

Затопленные районы получили в народе название «Нижегородская Венеция».

Автор: Дмитриев Максим Петрович
Автор: Дмитриев Максим Петрович

Павильон Азиатского отдела. Нижний Новгород, 1896 год.

Автор: Дмитриев Максим Петрович
Автор: Дмитриев Максим Петрович

Нижегородская ярмарка во время весеннего половодья, начало ХХ века.

-18

Губернская земская управа, 1890-1910 год.

Автор: Дмитриев М.П.
Автор: Дмитриев М.П.

Нижний Новгород. Сормово. Шоссейная улица ("Большая дорога" в Балахну). Начало XX века.

-20

Предыдущий материал:

Понравилась статья, подпишитесь, это сильно помогает развитию канала!

Мой канал есть в Одноклассниках и ВК. Если вам нравится тематика моего канала, то буду рад видеть вас в телеграмм канале, где публикуется множество раскрашенных исторических снимков со всего мира. Часть больших материалов не могу опубликовать в Дзене, так как много ограничений и цензуры. Спасибо!