Мы должны научиться в течение всего дня вспоминать о Боге. Если нам плохо, обращаться с молитвой: «Господи, помоги мне». Если хорошо, возблагодарить Бога: «Господи, слава Тебе, благодарю Тебя за эту радость». Беспокоясь о ком-то, сказать: «Господи, я волнуюсь о нем, помоги ему». И так в течение всего дня — что бы с нами ни происходило, можно обратить все это в молитву.
Мы оправдываем свое нежелание молиться тем, что перегружены делами. Да, многие живут в таком ритме, в каком не жили люди в прошлом. Но в жизни всегда есть какие-то паузы. Мы стоим и ждем трамвая — три-пять минут. Едем в метро — двадцать-тридцать минут. Используем хотя бы эти паузы для молитвы, пусть они не будут потерянным временем.
Некоторые даже говорят: «Я не молюсь, потому что не умею, не знаю молитв». Для молитвы не нужно специальное умение. С Богом можно просто беседовать. На богослужении в Православной Церкви мы употребляем особый язык — церковнославянский. Но в личной молитве, когда мы остаемся наедине с Ним, нет нужды в особом языке. Мы можем молиться на том языке, на котором говорим с людьми, на котором думаем. ( Это же относится к любым другим молитвам, например Язычеству и Тд).
Молитва может быть предельно краткой.
Малоопытный пусть начнет с самых коротких молитв, на которых он сможет сосредоточиться. Богу не нужны слова — Ему нужно сердце человека.
Рассеянная молитва не имеет ни смысла, ни ценности. Здесь действует простой закон: если слова молитвы не дошли до нашего сердца, они не достигнут и Бога. Если мы не способны сосредоточиться на длинных молитвах, которые содержатся в молитвенниках, попробуем свои силы в молитвах кратких: «Господи, помилуй», «Господи, спаси», «Господи, помоги мне», «Боже, милостив буди мне, грешному».
Один подвижник говорил, что если бы мы могли со всей силой чувства, от всего сердца, всей душой сказать одну только молитву «Господи, помилуй», этого было бы достаточно для спасения. Проблема заключается в том, что мы не можем сказать этого от всего сердца, не можем сказать этого всей нашей жизнью. Поэтому, чтобы быть услышанными Богом, мы бываем многословны.