Найти в Дзене
Москва памятная

Могилы знаменитостей на московских кладбищах. Скульптор Матвей Манизер, актриса Юлия Борисова и другие замечательные люди родившиеся 17 март

Оглавление

Манизер Матвей Генрихович (1891–1966)

Советский скульптор – монументалист. Один из наиболее ярких представителей социалистического реализма в скульптуре. Один из первых действительных членов АХ СССР, Народный художник СССР.

Родился 5 (17) марта 1891 года в Санкт-Петербурге в семье известного художника Генриха Манизера.
С детства проявлял выдающиеся способности в рисовании и особенно в лепке.
Однако окончив гимназию, юноша неожиданно для родных поступает на математический факультет Петербургского университета, который успешно закончил в 1914 году.
Одновременно он учился в Академии художеств на скульптурном отделении и окончил его в 1916 году с золотой медалью. Через три года после окончания Академии художеств, в 1919 году, Манизер поступил на последний курс Петроградской консерватории по классу виолончели.
Таким образом к 30 годам молодой мужчина имел ТРИ высших образования.
С середины 1920-х годов начинается многолетняя деятельность Матвея Манизера как скульптора-монументалиста.

Первым осуществленным проектом Манизера становится памятник революционеру Володарскому в Ленинграде (1925 год).

-2

В работе над этим проектом ему помогала супруга Блезе-Манизер Лина Валериановна (1891–1924), к сожалению, скончавшаяся в 1924 году при родах. Сегодня могилу этой талантливой женщины-скульптора в «Некрополе 18 века» (бывшее Лазаревское кладбище) украшает памятник работы мужа, выполненный в стиле советского авангардизма.

-3

На гранитной поверхности изваяния, стилизованного под скульптурный молоток закреплен медальон из белого мрамора с рельефным портретом усопшей.

-4

Другие работы Матвея Манизера, установленные в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге):

Мемориал на кладбище "Жертв 9 января"

-5

Бронзовый барельеф, для монумента на месте дуэли А. С. Пушкина

-6

Мемориал родственников В. И. Ленина на Литераторских мостках Волковского православного кладбища

-7

Кроме того мастер огромных многофигурных композиций, академик Матвей Генрихович Манизер становится автором таких известных произведений, как памятник Чапаеву в Куйбышеве (ныне Самара), памятник Тарасу Шевченко в Харькове и многих других.

Когда в середине 30-х годов в Москве развернулось строительство метрополитена, который должен был стать лучшим в мире, Матвей Манизер вместе со своей супругой Еленой Александровной Янсон-Манизер активно принимал участие в создании его интерьеров.

Каждый человек хотя бы раз, в жизни побывавший в Москве видел бронзовые фигуры, украшающие станцию метро «Площадь революции» изготовленные авторским коллективом под руководством Матвея Генриховича.

-8

Также Манизер стал автором композиции «Белорусские партизаны» на станции «Белорусская»

-9

и оформления станции «Партизанская»

-10
-11

Его жена участвовала в оформлении станции метро «Динамо», создала 24 сюжета круглых фарфоровых рельефов, посвященных разным видам физкультуры и спорта.
Создала 16 барельефов на тему многонационального СССР и рельефный портрет И. В. Сталина в окружении знамен на станцию метро «Добрынинская» (1949).

В 40-е-50-е годы 20 века Матвей Манизер был одним из авторитетнейших советских скульпторов.
Об этом свидетельствует тот факт, что в марте 1953 года именно ему доверили снять посмертную маску И. В. Сталина.

Скончался академик Манизер в 1966 году в возрасте семидесяти пяти лет, оставив богатейшее творческое наследие.
Был похоронен на шестом участке Новодевичьего кладбища. В 1971 году рядом с ним упокоилась и супруга.
По завещанию художника, на могиле был установлен памятник его собственной работы.

-12

Совсем молодые и удивительно красивые мужчина и женщина напоминают античных героев. Их нагота не кажется неуместной на кладбище, а выглядит как воплощение вечной жизни и любви.
Наверное, они хотели, чтобы люди запомнили их молодыми и красивыми. На мой взгляд, мастеру это удалось, ведь он был действительно мастером.

Смирнов-Сокольский Николай Павлович (1898–1962)

-13

Известный советский артист эстрады, писатель, библиофил и библиограф, историк книги. Народный артист РСФСР. Выступал на эстраде со злободневными монологами и куплетами собственного сочинения.

Родился 5 (17) марта 1898 года в Москве в семье типографского наборщика П. И. Сокольского и театральной портнихи С. Г. Смирновой.
С детства обожал книги. Работал продавцом в книжном магазине на Неглинной улице в Москве, а писал небольшие заметки в московские газеты.
С 1915 года выступал на эстрадах летних театров, и в московском театре миниатюр «Одеон».

После революции стал постоянным участником агитационных концертов. Выступал в рабочих клубах, а также перед красноармейцами и матросами, перед которыми обычно представал в образе «братишки» Бывалого. Вторым его излюбленным персонажем того времени стал обыватель-мещанин.
В начале 30-х годов Смирнов-Сокольский первым на нашей эстраде отказался от образа-маски. Его выступления носили форму прямого диалога со зрительным залом. Одним из главных принципов его работы стал лозунг «Утром в газете – вечером в куплете».
Его репертуар, который он писал, сам менялся практически ежевечерне. Он выступал со злободневными фельетонами-монологами, не только с эстрады, но и по радио.

В годы Великой Отечественной войны постоянно выступал перед ранеными в госпиталях, выезжал на фронт.
В 1954 году по инициативе Николая Павловича в Москве был открыт Театр Эстрады, ставший в последствии самой престижной концертной площадкой в нашей стране.

Николая Павловича Смирнова-Сокольского называли «рыцарем книги». Он собрал лучшую в нашей стране и одну из лучших в мире библиотеку, в которую входили первые и прижизненные издания русских классиков. Собирал альманахи, рукописные журналы, рисунки XVIII–XX веков.
Написал несколько научных трудов, посвященных истории книги, а также выпустил двухтомник «Моя библиотека».

Ныне уникальная коллекция, содержащая около 20000 томов передана в Российскую государственную библиотеку.

Скончался Н. П. Смирнов-Сокольский 13 января 1962 года. Похоронен на восьмом участке Новодевичьего кладбища.

-14

Рядом с ним похоронена его жена и верная помощница, занимавшаяся подготовкой к изданию всех его книг, артистка Театра Сатиры Близниковская (Смирнова-Сокольская) Софья Петровна (1901—1982).

Полевой Борис Николаевич (1908–1981)

-15

Замечательный советский писатель, киносценарист, журналист, литературный функционер и общественный деятель. Герой Социалистического Труда, Лауреат двух Сталинских премий и Международной премии Мира. Кавалер трёх орденов Ленина.

Родился 4 (17) марта 1908 года в Москве в интеллигентной семье. Отец был известным юристом, мама врачом. Фамилия при рождении Кампов.

В 1913 году семья переехала в Тверь, куда отец получил назначение городским судьей.
С 1917 по 1924 годы Борис учился в городской школе № 24, окончив которую поступил в местное техническое училище, после которого работал технологом на текстильной фабрике. В 1926 году начал писать в местные газеты «Тверская деревня», «Пролетарская правда», «Смена». Тогда же появился и его литературный псевдоним Полевой. Фактически он перевел свою фамилию Кампов с латинского (campus — поле).

В 1927 году в Твери была издана первая книга очерков Б. Н. Полевого «Мемуары вшивого человека» о жизни людей тверского «дна». Книга получила высокую оценку Горького и с 1928 года Борис Полевой становится профессиональным журналистом.

Борис Полевой в молодости
Борис Полевой в молодости

В 1939 году в журнале «Октябрь» была опубликована его первая повесть «Горячий цех», получившая доброжелательные отзывы критики и принесшая автору первую известность за пределами Твери. Перед самым началом Великой Отечественной войны Борис Полевой окончательно переселяется в Москву.

Сразу же после начала боевых действий он фронтовой корреспондент, сначала «Пролетарской правды», а с конца октября газеты «Правда» на Калининском фронте. Он первым написал о подвиге 83-летнего крестьянина Матвея Кузьмина, повторившего, подвиг Ивана Сусанина.
Прошёл всю войну. В 1945 году был первым журналистом, описавшим ужасы только что освобождённого Освенцима.

-17

Кроме огромного количества, заметок, статей и очерков написанных Борисом Полевым за годы войны он выпустил несколько книг «От Белгорода до Карпат» (1945), «Повесть о настоящем человеке» (1946), «Мы — советские люди» (1948), «Золото» (1949—1950).
Наибольший успех выпал на долю написанной за 19 дней «Повести о настоящем человеке» посвящённой подвигу лётчика А. П. Маресьева.
Только в первые несколько лет книга была выпущена в разных изданиях общим тиражом более 2000000 экземпляров. Повесть была экранизирована, а композитор Сергей Прокофьев написал одноименную оперу.

Борис Полевой и Алексей Маресьев
Борис Полевой и Алексей Маресьев

Осенью 1945 года Борис Полевой в качестве корреспондента газеты «Правда» присутствовал на Нюрнбергском процессе.

Корреспонденты газеты "Правда" на Нюрнбергском процессе: Борис Полевой, Всеволод Вишневский и Виктор Темин
Корреспонденты газеты "Правда" на Нюрнбергском процессе: Борис Полевой, Всеволод Вишневский и Виктор Темин

После войны карьера Полевого резко пошла в верх. Он был вице-президентом Европейского общества культуры, секретарём правления Союза писателей СССР, председателем Правления Советского фонда мира, и занимал еще множество должностей.

Будучи человеком, несомненно талантливым, иногда бывал противоречив. Например, известно, что он с одной стороны выступал одним из самых яростных обличителей Бориса Пастернака, называя его «Литературным Власовым», а с другой фактически отказался организовать «осуждение» Фриды Вигдоровой за защиту Иосифа Бродского, сказав: «Защищать её я не буду, но и топить не буду».

В 1961—1981 годах занимал пост главного редактора журнала «Юность». Это был «золотой век» лучшего советского молодёжного журнала. На его страницах печатались Василий Аксенов, Борис Васильев, Дина Рубина и многие другие замечательные прозаики. Евтушенко, Рождественский, Ахмадулина несли сюда свои новые стихи. Именно Полевой открыл сначала для советского, а потом и зарубежного зрителя гениальную юную художницу Надю Рушеву.

Несмотря на свою огромную загруженность Борис Полевой не оставлял творчества и продолжал публиковать, статьи, очерки мемуары.

Скончался Борис Николаевич Полевой летом 1981 года. Похоронен на девятом участке Новодевичьего кладбища.

-20

Мемориальная доска в память о замечательном писателе установлена на доме №13 по Беговой улице в Москве.

-21

Борисова Юлия Константиновна (1925–2023)

-22

Неподражаемая советская и российская актриса, Герой Социалистического труда, народная артистка СССР.

Родилась ровно 100 лет назад в Москве.
В 1947 году окончила Высшее театральное училище имени Б. В. Щукина и была зачислена в труппу Государственного академического театра имени Е. Б. Вахтангова, на сцене которого дебютировала ещё, будучи студенткой. Более 75 лет блистала на прославленной сцене, в течение нескольких десятков лет оставаясь ведущей актрисой театра.

Спектакли с её участием вошли в золотой фонд не только отечественного, но и мирового театра.
Уже в середине 50 –х годов прошлого века публика буквально ломится на спектакли с её участием:

«На золотом дне» - Анисья Молокова
«На золотом дне» - Анисья Молокова
«Город на заре» - Наташа
«Город на заре» - Наташа
«Иркутская история» - Валька-дешёвка
«Иркутская история» - Валька-дешёвка

и конечно же «Идиот» в постановке А. Ремизовой 1958 года

Настасья Филипповна
Настасья Филипповна

В том же 1958 году кинорежиссер Иван Пырьев пригласил Юлию Борисову и её коллегу по театру Юрия Яковлева на главные роли в экранизацию великого романа Достоевского.

Князь Мышкин – Юрий Яковлев, Настасья Филипповна – Юлия Борисова
Князь Мышкин – Юрий Яковлев, Настасья Филипповна – Юлия Борисова

Это был второй из всего трех фильмов в которых снялась Юлия Константиновна. До этого в 1948 году она снялась в фильме «Три встречи» посвященным судьбам фронтовиков вернувшихся к мирной жизни.

-28

Ещё одной замечательной работой Юлии Константиновны в кино стала главная роль в фильме «Посол Советского Союза».

-29

Её героиня женщина-дипломат Елена Николаевна Кольцова, прототипом которой стала Александра Михайловна Коллонтай является примером беззаветного служения Родине.

Но всё же главной любовью Юлии Константиновны всю жизнь оставался театр имени Вахтангова, на сцене которого она сыграла 35 ролей, причем главных.
Её партнерами были незабываемые актеры

Василий Лановой

«Принцесса Турандот»
«Принцесса Турандот»
«Милый лжец»
«Милый лжец»

Михаил Ульянов

«Антоний и Клеопатра»
«Антоний и Клеопатра»

и многие другие.

К счастью, многие спектакли с участием великой актрисы были сняты на пленку и сегодня их можно увидеть на канале «Культура» или найти в интернете.

Юлия Константиновна Борисова прожила удивительно долгую и хочется верить счастливую жизнь. Скончалась 8 августа 2023 года, на 99-м году жизни. Похоронена на Даниловском кладбище рядом с сыном и матерью.

-33

На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи.