Найти в Дзене
Яркий фотомаркет

Что может Adobe Photoshop?

Современный цифровой фотограф большое количество времени уделяет глубокой постобработке отснятого кадра. Графические редакторы позволяют решать вопросы глубины полутонов, наличия резкости, правильности цвета уже после самого процесса съемки. Адепты цифровых технологий даже пытаются заместить процессом постобработки полное отсутствие навыков работы с камерой и экспозицией кадра. Мы часто слышим подобные советы: - снимайте на 1-2 ступени темнее, главное, не пересветить, а потом в редакторе подтяните, - кадрируйте с запасом, потом обрежете за счет большого разрешения матрицы, - снимайте на открытой дыре, а резкость, где надо, можно «подшарпить», - баланс белого можно не ставить, главное, снять в RAW, а потом все поправится, Неужели Adobe Photoshop так всесилен или все-таки стоит сначала научиться снимать, а редактор использовать как оружие последнего шанса? Давайте вместе разберемся в этом вопросе. И начнем с самого главного, с резкости и экспозиции (яркости) кадра. А резкость — это понят

Современный цифровой фотограф большое количество времени уделяет глубокой постобработке отснятого кадра. Графические редакторы позволяют решать вопросы глубины полутонов, наличия резкости, правильности цвета уже после самого процесса съемки. Адепты цифровых технологий даже пытаются заместить процессом постобработки полное отсутствие навыков работы с камерой и экспозицией кадра. Мы часто слышим подобные советы:

- снимайте на 1-2 ступени темнее, главное, не пересветить, а потом в редакторе подтяните,

- кадрируйте с запасом, потом обрежете за счет большого разрешения матрицы,

- снимайте на открытой дыре, а резкость, где надо, можно «подшарпить»,

- баланс белого можно не ставить, главное, снять в RAW, а потом все поправится,

Неужели Adobe Photoshop так всесилен или все-таки стоит сначала научиться снимать, а редактор использовать как оружие последнего шанса? Давайте вместе разберемся в этом вопросе.

https://images.squarespace-cdn.com
https://images.squarespace-cdn.com

И начнем с самого главного, с резкости и экспозиции (яркости) кадра. А резкость — это понятие комплексное, фактически она состоит из разрешающей способности (сколько различимых деталей поместилось в одном миллиметре снимка) и контраста (если нет контраста, то детали снимка сложнее различать). И вот теперь представьте, что наш самый удачный снимок сделан на бюджетный стандартный зум, а это как раз такой объектив, который дает контрастную картинку, но с не очень большим разрешением. Мы, увеличив снимок на мониторе, видим, что ресничек у модели не видно, точнее есть какая-то одна черная черта, но различить отдельные реснички не получается — объектив их не смог прорисовать. Такой кадр можно напечатать размером не больше, чем 30х40 см, а мы хотели 40х60 см. Загружаем фотографию в редактор и начинаем «шарпить» (повышать резкость). И что мы видим при этом — разумеется, микроконтраст на деталях снимка растет и наша «полоска-реснички» становиться контрастней и как бы резче. Но вот отдельных ресничек не появляется. И это совершенно логично, редактор может работать только с существующими деталями в кадре, если их нет (в место отдельных деталей одна большая клякса), то они уже ниоткуда не появятся, редактор сам ничего не нарисует.

https://hips.hearstapps.com
https://hips.hearstapps.com

С экспозицией кадра тоже не все однозначно, одно можно сказать точно, что ни в коим случае нельзя допускать намеренного недоэкспонирования фотографии. Да, в случае «недосвета» у вас точно не будет провала в «светах», но в «тенях» все будет очень плохо. Дело в том, что фотография, непроработанная в темных областях, при вытягивании в редакторе лишается большей части своего динамического диапазона. Как следствие, она становится менее пластичная, более плоская и в «тенях» начинают проявляться артефакты (цифровой шум). Самый лучший вариант, съемка качественной фотографии с правильной экспозицией, где присутствуют все сюжетно необходимые детали, как в «светах», так и в «тенях». Это сделать совсем несложно, в каждой камере есть встроенный экспонометр, есть законы экспонометрии, выложенные в интернете в свободном доступе (только не лайфхаки, а материал из учебников). Всего-то и надо, что немного поучиться и попрактиковаться.

https://dphotoworld.net
https://dphotoworld.net

Вообще, необходимо признать — редактор работает только с существующими деталями в кадре и то исключительно по принципу вычитания информации (уменьшения информации в кадре). Допустим, речь идет о корректировке цветности кадра, во время записи изображения на матрицу камера сохранила определенное количество информации в каждом из трех цветовых каналов (красный, синий, зеленый). То есть есть определенное количество пикселей, залитых необходимым цветом. При обработке в редакторе вы можете тонировать кадр (ввести несуществующий ранее цвет), можете уменьшить количество цвета в одном из каналов (уменьшить насыщенность красного, зеленого или синего), что приведет к изменению цветности. В любом случае вы либо добавляете несуществующую ранее информацию в файл, что искажает снимок, либо вычитаете часть информации из файла. И то, и другое допустимо, но ожидать радикального улучшения качества изображения при этом не приходится.

В случае с нарушением баланса белого во время съемки ситуация еще сложнее, при неверной настройки камеры в файл могут быть записаны одни цвета вместо других — поправить такое положение без потери полутонов практически невозможно. То есть вы идеально выправляете цвет и внешне все хорошо, но пластика кадра (полутона - динамический диапазон в цветах) может быть утеряна.

https://api2.zoomit.ir
https://api2.zoomit.ir

Что мы имеем в итоге? Разумеется, не все так печально и если в кадре допущены незначительные ошибки, то Adobe Photoshop в состоянии помочь фотографу — кадр получится замечательного качества. Мало того, уже есть алгоритмы, по которым смазанный кадр (нерезкий из-за длительной выдержки и шевеленки камеры) может быть собран в достаточно резкое изображение. Программа попиксельно воспроизводит сдвиг контуров в обратном направлении смаза — это очень примитивное объяснение, но оно дает общее представление о самом процессе восстановления резкости.

Не стоит забывать, что изначально Adobe Photoshop — это графический редактор для полиграфистов и в его арсенале есть огромное количество инструментов для отрисовки изображения. Такой функционал помогает фотографам, столкнувшимся в необходимостью глубокой технической ретуши кадра:

- поправить фигуру модели,

- вырезать и заменить фон,

- убрать лишние объекты из кадра,

- отретушировать прическу или складки на одежде,

- убрать лишние блики с предметов,

- очистить пейзаж от лишних застроек и проводов.

https://www.ratakan.com
https://www.ratakan.com

Такие операции выполняются с заведомо качественными снимками (резкими, с правильной цветностью и экспозицией), так как большая их часть производится за счет копирования и перемещения необходимых фактур (листва, участки кожи модели, поверхности предметов, …). Если снимок будет некачественным, то взять эти фактуры будет негде и ретушь не получится.

Выводы: Adobe Photoshop необходим каждому серьезному фотографу. Конечно, его инструменты не заменят навыки обращения с фототехникой (необходимо научится снимать), но во многих случаях позволят отретушировать и немного подтянуть кадра. Особенно редактор необходим арт-фотографам, которые намеренно искажают реальность и с помощью инструментов Adobe Photoshop создают прекрасные коллажи.

Как часто в своей работе вы используете инструменты Adobe Photoshop?

Как вы думаете, почему Adobe Photoshop окутан мифами о его всемогуществе в области фотографии?

© Автор: Илья Лукьянов, "Яркий фотомаркет", 2025 г.