Найти в Дзене
Анастасия Миронова

"Дневник писателя" Достоевского: именно у нас родился писатель с самым глубоким знанием человека, а мы не читаем его публицистику

Достоевский был удивительным по ширине и глубине не только писателем и мыслителем, но и гражданином. Он и публицистический журнал возглавлял под названием "Гражданин". В широком смысле гражданином можно было назвать человека, который радел о благополучии общества, нравов и государства, понимал их проблемы и желал преобразований к лучшему. Часто ум Достоевского-журналиста и Достоевского-бытописателя называют публицистическим, а его "Дневник писателя" – публицистикой. Но, к примеру, историк Ключевский называл публицистами людей, которые входили в историю России гражданственным дерзновением во имя ее благополучия: писали статьи в журналы, предлагали прожекты законов, созывали кружки для обсуждения тех или иных проблем. По Ключевскому и Павел Пестель из "Союза спасения" мог считаться публицистом. А был он на самом деле неравнодушный гражданин. Достоевский тоже им был. И пережил большой период всплеска гражданского интереса к темам устройства общества, его порокам, к природе российских зако
Ф.М. Достоевский / okna.hse.ru
Ф.М. Достоевский / okna.hse.ru

Достоевский был удивительным по ширине и глубине не только писателем и мыслителем, но и гражданином. Он и публицистический журнал возглавлял под названием "Гражданин". В широком смысле гражданином можно было назвать человека, который радел о благополучии общества, нравов и государства, понимал их проблемы и желал преобразований к лучшему. Часто ум Достоевского-журналиста и Достоевского-бытописателя называют публицистическим, а его "Дневник писателя" – публицистикой. Но, к примеру, историк Ключевский называл публицистами людей, которые входили в историю России гражданственным дерзновением во имя ее благополучия: писали статьи в журналы, предлагали прожекты законов, созывали кружки для обсуждения тех или иных проблем. По Ключевскому и Павел Пестель из "Союза спасения" мог считаться публицистом. А был он на самом деле неравнодушный гражданин.

Достоевский тоже им был. И пережил большой период всплеска гражданского интереса к темам устройства общества, его порокам, к природе российских законов и их правоприменения. Наше счастье, что период этот выпал на конец жизни Достоевского, на пору наивысшей силы его гения, отчего его гражданская проза стала важнейшим материалом для изучения Россией самой себя.

Фото: uraic.ru
Фото: uraic.ru

Да-да, это гражданская проза. Странно: гражданская поэзия есть, а прозы такой нет. Зря! Достоевский создал именно гражданскую лирику в прозе. Она безусловно имеет художественную ценность и должна изучаться наравне с другими произведениями. Я бы "Дневник писателя" и публицистику Достоевского изучала в школе. Это важнее, чем прочитать "Братьев Карамазовых", потому что "Карамазовых" в школе не понять, а гражданскую прозу понимать нужно и можно и потому что в своей публицистике Достоевский порой показывает куда большее знание человеческой натуры, русского характера, специфики русского государства, чем продемонстрировал в своих художественных произведениях.

И писал он "Дневник писателя" уже после "Преступления и наказания", "Идиота", "Бесов". Когда был умнее, сильнее, опытнее, чем ранний сам же

Но самое важное: Достоевский всегда свободен от гнета своих политических или идеологических воззрений. Почвенник, он крайне строго и даже беспощадно описывает пороки русского народа. Отбывший каторгу "оппозиционер", то есть, вольнодумец, он при этом высмеивает запад, рискуя прослыть при жизни квасным зашоренным патриотом. Однако, высмеивая запад (который в то время ограничивался Европой), Достоевский искренне говорит о западной культуре и литераторе, высоко их ценит и пропагандирует. Это не сложность, а честность взглядов умного писателя и гражданина. Только глубокий ум и только полная свобода от догмата идеи, веры, политических убеждений позволяют так глубоко и точно описывать Россию.

Внимательность Достоевского к природе государства и живущего в нем нашего человека поражает. Практически все, что Достоевский написал, к примеру, о природе чиновничества, о российском суде, о полиции, о семейном насилии, о русских и образовании, актуально до сих пор. Как будто он сел и сделал заметки уже в 2025 году, настолько они точны. Можно зарабатывать деньги, просто внимательно прочитав публицистику с письмами Достоевского и кстати, к каждому новостному поводу доставать эссе, разбирать на цитаты. Как он угадал, что нам это пригодится? А просто феноменально знал человека и знал свой народ. С таким знанием рождаются великими писателями.

Можно наугад брать хотя бы "Дневник писателя" и читать: все будет актуально. Заметки о подобострастии русской аристократии к европейцам, о природе космополитизма, о бесчеловечном капитализме американского извода...

Обо всем у него есть эссе, да такие, что каждое будет почти наверняка лучше и актуальнее, чем что, что наши публицисты и разные эксперты понапишут на злобу дня

К примеру, сейчас обсуждают жестокость маргинальных родителей - у Достоевского есть великолепное эссе, в котором он доступно и совершенно исчерпывающе описывает природу насилия над ребенком: почему бьют, почему нельзя бить. Эссе не одно такое, но самое важное на эту тему - "Дело родителей Джунковских с родными детьми". О семье небедного чиновника, который затерроризировал детей так, что забитые дети, когда умерла сестра, от озлобленности стали хлестать ее тело прутиком.

А эссе "Среда"? Оно о том, что нам сейчас будет малопонятно - суде присяжных, о том, как у нас вводился этот суд и как он уперся в самодурство мужика. Для нас это уже чуждо, у нас де-факто нет суда присяжных, проблема с ним у нас другая - подкуп. А в то время проблема была - что присяжные не понимали сути закона, а судили "по благодати". По душе и по народным представлениям о грехе. И приводит один пример: как оправдали присяжные мужика, который годами издевался над своей женой, порол ее, держал голодом и довел до петли. Оправдали! Чтобы сказать, что они народ и они власть! Удивительное эссе.

Достоевский очень любил ходить в суды, слушал дела, читать обвинительные речи прокуроров. Там, говорил Достоевский, жизнь, там человек голый.

Я когда-то писала, что у Достоевского в "Братьях Карамазовых" мужики в конце осудили Митю только потому, что у них власть, они проучить хотели. Не потому, что сочли виновным, а потому, чтобы он власть их уважал. Страшное дело

Если хотите привить человеку с молодых лет уважение к природе человека, к своему народу, к природе закона и права. Хотите сверить свои представления о воспитании ребенка с мнением Достоевского - тоже читайте "Дневник писателя". Я бы всем супругам советовала прочитать его статью о тех же Джунковских, статью "Детские секреты" (о том, как девочка решила уйти из дома, чтобы мама не ругала ее за прогул школы), статью "Земля и дети". Это вообще важнейший текст, который у нас не может не вызывать оторопь: он о том, что разрастание городов съело у человека свободу, что ребенок должен расти на свободе, на земле.

Серия текстов об адвокате Спасовиче - то, что я отдельно вынесу в обзор. Достоевский разбирает речь адвоката, который взялся защищать отца, избивавшего свою внебрачную дочь в угоду мачехе.

Очень много писал Достоевский об эмигрантах, причем, писал о них как со смехом, так и с состраданием. Как о людях без корней и лишенных языка. Достоевский считал огромной ценностью право говорить на своем языке. Я тексты Достоевского "Русский или французский язык", "На каком языке говорить отцу отечества", его статью без названия о том, как "маменьки" отнимают у детей будущее, выбирая для них с рождения чужой модный язык, перечитывала в эмиграции. Они помогли мне когда-то быстрее понять, что я не хочу жить за границей, где оказалась, а хочу вернуться в свою языковую среду.

Вообще, перечислять публикации Достоевского с рекомендательными целями - дело смешное. Если встретите еще кого-то, кто станет так делать, бегите сразу же! Публицистика Достоевского из "Гражданина" это тексты, которые были созданы на пике его гения. Это последние годы его жизни и работы, предшествовавшие написанию "Братьев Карамазовых".

Нам в России невероятно повезло: именно у нас родился писатель, который лучше кого бы то ни было знал природу человека. Его публицистические статьи нужно читать и знать все!

Нам несказанно повезло, а мы не читаем его публицистики, написанной в годы наивысшей его силы, наиострейшего ума, когда Достоевский уже получил весь отпущенный ему опыт и освоил весь доступный человеку прозаический инструментарий. "Дневник писателя" - драгоценность, которой нет у других народов, потому что у них не было Достоевского, а если и были его подобия, то они не оставили после себя тома журнальной острой публицистики.

Читайте! Мы имеем своего гения, который к концу своей жизни взялся рассказать нам о нашей жизни, нашем народе, наших нравах, наших грехах. Мы имеем и не читаем.