Подводя итоги 2024 года и представляя планы на 2025 год, художественный руководитель Театра Олега Табакова Владимир Львович Машков ответил на вопросы корреспондента журнала «Зеркало»
— Владимир Львович, в декабре 2023 года на внеочередном съезде Союза театральных деятелей РФ вы были избраны его председателем. Что изменилось в СТД за этот год?
Вопрос о перезагрузке Союза театральных деятелей назрел давно, и только сообща можно решить те проблемы, которые стоят перед российским театральным сообществом. Перемены происходят в региональных отделениях по всей стране. Это комплексная и масштабная работа, но она уже приносит свои результаты. 4 декабря в «Современнике» мы провели итоговое заседание секретариата Союза театральных деятелей России, на которое приехали все главы региональных отделений. Я посчитал необходимым рассказать им о проделанной за год работе. Для понимания масштаба проделанного приведу цифры: в 2024 году Союзом театральных деятелей проведено 155 творческих мероприятий. В них приняли участие порядка 3 тысяч человек, а зрителями ста ли более 95 тысяч. 34 театра приняли специалистов для работы с труппами театров. В 11 русских театрах Казахстана, Узбекистана, Беларуси, Кыргызстана и Абхазии прошли лаборатории и семинары. Были зарегистрированы новые региональные отделения — Донецкое, Луганское и Ханты Мансийское. За прошедший год мы приняли в наш Союз 1 330 человек.
К сожалению, самой большой проблемой является имущественный комплекс. За прошедший год в экстренном порядке потребовалось решать много вопросов правового и хозяйственного характера. Необходимо обновлять и наполнять смыслом Дома актёров (их сейчас 21 в разных регионах страны), приводить в порядок санатории и здравницы. Но мы эти трудности сообща преодолеем. И празднование нашего большого юбилея, уверен, придаст этому дополнительный стимул.
– Кстати, о юбилее Союза театральных деятелей. Расскажите, пожалуйста, как планируете отметить 150-летие организации?
В начале декабря у нас состоялось заседание Организационного комитета по празднованию 150-летия Союза театральных деятелей России, на котором мы определили ключевые мероприятия, посвящённые нашему большому юбилею. Прошедший этим летом проект «Театральный бульвар», организованный Правительством Москвы, показал, как важно театру выходить к людям, становиться ближе, какой интерес это вызывает у жителей и гостей столицы. Мы предлагаем масштабировать этот проект, чтобы участие в нём смогли принять лучшие театры из всех регионов России. Поэтому мы предложили провести в Москве на Красной площади Всероссийский марафон-фестиваль театров «Россия — Театр — Общество». Предварять этот Фестиваль на Красной площади по замыслу будет «Театральный поезд». Проект, связывающий всю страну, — по сути, театральная экспедиция на поездах из Владивостока и Севастополя в Москву. В городах по пути следования планируется организовать выступления артистов, представления театров региона, творческие встречи с театральными деятелями.
Также члены Оргкомитета поддержали нашу идею учредить в России День Артиста. Этот день станет знаковым в театральном сообществе. Его название выбрано неслучайно, оно идёт от наименования званий: народный и заслуженный артист, присваиваемых за выдающиеся заслуги и достижения в области театрального, музыкального, циркового, эстрадного и киноискусства. В качестве даты мы предложили 17 января — день рождения первого народного артиста СССР Константина Сергеевича Станиславского. Этой инициативой Союз театральных деятелей хочет восстановить историческую инициативу Марии Гавриловны Савиной и Театрального общества, когда в День актёра раз в году артисты давали спектакль, сборы от которого направлялись на строительство первого Дома ветеранов сцены в Санкт-Петербурге. Планируем, что 17 января 2026 года будет объявлено об учреждении Дня Артиста, и мы дадим старт 150-летнему юбилею СТД РФ.
Важным событием для театрального сообщества всей страны станет принятие Концепции развития театра в России до 2035 года. Разработка этой концепции будет проводиться в ходе цикла мероприятий, направленных на развитие театрального дела. Для молодёжи, которая уже выбрала театр своей будущей профессией, в 2026 году запланировано проведение Всероссийского фестиваля студенческих и дебютных спектаклей театральных вузов и ссузов. Мероприятий запланировано очень много. Для нас важно отдать дань великим театральным мастерам, привлечь молодую смену, заинтересовать наших будущих зрителей. И благодаря таким масштабным проектам показать, насколько многогранен театр.
– В декабре вы были в Беларуси. Было подписано несколько соглашений в сфере культуры. Уже начали планировать совместную деятельность?
Союз театральных деятелей России получил предложение от белорусских коллег подписать соглашение о сотрудничестве. В итоге подписано три соглашения — с Белорусским союзом театральных деятелей, Белорусским союзом кинематографистов и Союзом писателей Беларуси. Я считаю, будет здорово, если они примут участие в праздновании нашего 150-летия. Это предложение уже поддержал министр культуры Республики Беларусь Руслан Чернецкий. У нас много общего — литература, культура, языки очень близкие. Мы можем совместно развиваться на благо культуры наших стран. Кстати, ранее в этом году мы подписали похожий меморандум и с Союзом театральных деятелей Кыргызстана. Из ближайших планов хочу отметить приближающееся 80-летие Победы в Великой Отечественной войне — это наш общий праздник.
И мы уже работаем над этим. Я говорю о киноленте по повести Бориса Васильева «В списках не значился». Все роли в этом фильме исполняют артисты театра Табакова и студенты нашей театральной школы. Совсем недавно закончились съёмки. Часть проходила в Беларуси, в Бресте, а затем наша съёмочная группа переехала в кинопарк «Москино», где была построена огромная часть Брестской крепости, включая 20-метровую колокольню. Мы один народ. Народ с одной судьбой, одними чувствами. И одним прошлым, которое всегда будет с нами. Защитники силы духа. Крепость не сдалась. Она ис-текла кровью, но не сдалась. Образ лейтенанта Плужникова, мальчишки, до последнего вдоха сражавшегося с фашистским захватчиком, — это символ мужества советского человека, символ всех неизвестных, безымянных солдат, память о которых живёт и по сей день. Мы планируем выпустить фильм к маю — к празднованию 80-й годовщины нашей Великой Победы. Планируем, что фильм будет представлен и в Беларуси. Уверен, такое произведение на киноэкране необходимо, чтобы мы знали, откуда мы. Особенно это необходимо для молодого поколения.
— Изменения сейчас претерпевают фестиваль и премия «Золотая Маска». Что послужило причиной изменений? И какой теперь будет «Маска»?
Когда мы готовили XXX церемонию награждения премии «Золотая Маска», между театральными деятелями возникла дискуссия о качестве отобранных спектаклей, и даже высказывались мнения, что Премию стоит отменить. В течение этого года мы провели большую общественную дискуссию и приняли общее взвешенное решение изменить Положение о Премии. Одно из наиболее значимых новшеств — награждать только лучшие спектакли как коллективный труд большого числа людей, всего театра. С конкурсного цикла 2024-2025 года мы будем выявлять лучшие спектакли в драматическом театре, театре балета, оперы, оперетты и мюзикла, театре кукол. Каждое направление творческого пространства предъявит лучшее, из чего можно будет составить гастрольную программу. Моя мечта, чтобы потом эти спектакли были показаны не только в Москве, но и в других крупных городах России, чтобы Премия действительно стала Всероссийской.
— В этом году вы стали художественным руководителем и Современника, анонсировали проект «Единство индивидуальностей». В чём заключается концепция проекта?
«Современник» и Театр Олега Табакова — два театра, без которых невозможно представить себе театральное пространство страны. Это два творческих коллектива с разными биографиями и стилями, которые, тем не менее, объединены общей художественной идеей. В основе концепции «ТОТ Современник» лежит единый тип русского психологического театра, главным выразительным средством в котором был и остаётся Артист. Галина Борисовна Волчек была убеждена: «Человек, артист — главный инструмент театра. Артист на сцене — в каком бы жанре, в какой бы экспериментальной форме он ни существовал, — всегда опирается на психологию человека. Именно это и объединяет его со зрителем». Кроме того, «ТОТ Современник» — это содружество людей, объединённых историческими корнями, именами отцов-основателей, художественной и этической идеей и общими целями. Мы все здесь — наследники и продолжатели метода К. С. Станиславского, ученики и преемники.
Такая уникальная форма сосуществования двух родственных театров позволяет расширять границы творчества, обновлять театральный язык. Два ярких и самостоятельных театра успешно соседствуют и дополняют друг друга, оставаясь при этом индивидуальностями. Красноречивым доказательством этого станут совместные спектакли, в которых задействованы актёры обеих трупп.
— Сегодня артисты ТОТ выходят на сцену Современника. А в какой стадии реконструкция двух площадок ТОТ?
Действительно, обе сцены театра Олега Табакова в настоящее время закрыты на проведение ремонтных работ. При этом ремонт Исторической сцены театра на улице Чаплыгина в Москве будет завершён уже в 2025 году. Огромная благодарность Правительству Москвы и С. С. Собянину — проведена серьёз ная работа. Мы уделяем внимание сохранению исторического характера зданий, одновременно стремимся внедрить современные технологии, благодаря которым наши театры станут комфортнее и для зрителей, и для артистов. Если говорить о здании на Сухаревской — станет больше гримёрок, появятся четыре репетиционных зала и отдельный блок помещений для Театральной школы Табакова.
У меня есть задумка сделать в нашем здании на Сухаревской «центр чувств», где будет работать библиотека, — она будет доступна всем желающим, причём и днём и ночью, также появится большое театральное кафе и телевизионная студия. Самое главное: здание на Сухаревской полностью перейдёт в ведение театра. Раньше мы занимали только небольшую его часть, а остальные помещения ещё с 1990 годов принадлежали коммерческому банку и другим организациям. Сейчас достигнута договорённость о передаче всего здания в ведение нашего театра.
— На экраны начали выходить филь мы с осмыслением происходящего в зоне СВО. А пытаются ли это сделать в театрах?
В театре есть понятие «зеркало сцены». Театр — это отражение нашей жизни. Поэтому — либо мы отражаем и живём со своей страной, её победами и переживаниями, либо мы вне своей страны. Первый удар ведь был нанесён по русской культуре. А что такое отменить нашу культуру? Это значит отменить нас с нашим языком, мыслями, ценностями. Отменить мир, в котором мы живём. И если мы не будем на передовой в борьбе с этим — то и мы не нужны. Зачем тогда театр? Зачем люди искусства, которых слушают, которым дано право говорить со сцены?
И это очень интересный опыт — наш заведующий литературной частью Олег Антонов и артист театра Табакова Севастьян Смышников были в Крыму на арт-кластере «Таврида», где встречались с ребятами, про шедшими СВО. И в ходе их бесед родилась история, на основе которой сейчас создаётся пьеса «Позывной Тишина». Постановка спектакля ведётся при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив. Кстати, это будет первый спектакль, в котором примут участие артисты и Театра Олега Табакова, и театра «Современник». И мне кажется, получается очень искренняя, пронзительная, честная история. Совсем пониманием важности откровенного разговора о специальной военной операции. Когда я ездил по военным госпиталям, встречался с ранеными, я каждый раз говорил им: «Ребята, у вас есть невероятный личный опыт. В таких пограничных с жизнью ситуациях, в которых вы по бывали, открываются высшие смыслы человеческой жизни. Записывайте всё, что помните. Здесь и сейчас вы можете передать свои воспоминания современникам и следующим поколениям».
— А как в отрасли обстоят дела с кадрами? При нашем театре есть театральная школа. Чем она отличается от других?
Если институты не завязаны с театрами, а театры не интересуются тем, кого выпускают вузы, — это провал. Театр — постоянно развивающийся организм. А у каждого организма есть сердце — главный орган, центр всей жизни. Так и у Театра Олега Табакова есть место, откуда начинается его жизнь. И это наша Театральная школа Олега Табакова. Только у нас реализуется экспериментальная программа, аналогов которой нет нигде. Только в нашей Школе можно получить высшее образование при поступлении после 9 и 10 класса. Это единственная подобная образовательная программа в стране. Мы соединили два уровня образования — средний общий и высший — и создали интегрированную программу, благодаря которой студенты как можно раньше начинают осваивать профессию. Ребята приходят к нам совсем юными, но именно в это время они способны развивать необходимые для артиста качества. Это «период ущелья», очень важный для человека, когда формируется личность. Именно поэтому мы считаем правильным начинать взращивать способных людей с самого раннего возраста.
Чтобы это сделать, мы ездим по всей стране, отбираем абитуриентов в разных городах России. Они поступают к нам и на протяжении пяти лет живут и учатся в школе-пансионе. Это очень важно. Они все вместе находятся в одном здании, в од ной творческой и рабочей атмосфере, это способствует их быстрому развитию. Как я отмечал в ответе на предыдущий вопрос, артисты должны обучаться в своей среде. Более того, проживая в нашей Школе, студенты ни о чем не думают, кроме учёбы. Им ничего не мешает развиваться интенсивно и полно. В этом им уже помогает разнообразие дисциплин. Педагогический коллектив нашей Школы разработал методику, важный аспект которой посвящён развитию как можно большего количества навыков. Современный мир постоянно бросает нам вызовы, и надо держать этот удар. Сейчас артисты должны уметь всё, то есть им необходимо быть хорошо образованными. Педагоги Школы Табакова дают не только стандартные знания и навыки, которые есть в других театральных вузах, но и те, которые нельзя получить больше нигде. Это акробатика, степ, престидижитация, перкуссия и другие дисциплины. Несмотря на насыщенную образовательную программу, все студенты участвуют в спектаклях Театра Олега Табакова. Чем раньше молодой человек выйдет на профессиональную сцену с опытными актёрами, тем быстрее получится познать профессию. Эта программа существует уже почти шесть лет. И в этом учебном году выпустился первый в истории Театральной школы Олега Табакова курс, который эту программу освоил. Одиннадцать человек стали самыми молодыми профессионалами в этой области, и каждый из них получил приглашения в различные театры и кинопроекты. Шесть из них стали частью труппы Театра Олега Табакова. Я рад, что наша методика показала такие результаты. Это значит, что мы на правильном пути.