Найти в Дзене
ДМИТРИЙ ВОЛКОВСКИЙ

Высокоскоростной, скорый, пассажирский...Какие бывают поезда?!

Для начала полезно вспомнить, что собственно подразумевает под собой определение словом поезд. Поезд- это сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, имеющий установленные сигналы, а также отправляемые на перегон и находящиеся на перегоне локомотивы без вагонов и специальный самоходный железнодорожный подвижной состав. С поездом разобрались - теперь рассмотрим: "Какие же бывают поезда?!". Высокоскоростные поезда – Это такие поезда, которые на отдельных участках маршрута движутся со скоростью от 200 до 400 км/час. К таким поездам относится накой подвижной состав как электропоезда Сапсан и отдельная модификация электровозов ЭП20 с измененными передаточными характеристиками привода под высокоскоростное движение например в следовании с поездом "Невский экспресс". Скоростной поезд на отдельных участках маршрута скорость поезда может реализовывать скорость от 100 до 200 км. С такими поездами например сл
Высокоскоростной поезд Сапсан ЭВС1
Высокоскоростной поезд Сапсан ЭВС1

Для начала полезно вспомнить, что собственно подразумевает под собой определение словом поезд.

Поезд- это сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, имеющий установленные сигналы, а также отправляемые на перегон и находящиеся на перегоне локомотивы без вагонов и специальный самоходный железнодорожный подвижной состав.

С поездом разобрались - теперь рассмотрим: "Какие же бывают поезда?!".

Высокоскоростные поезда – Это такие поезда, которые на отдельных участках маршрута движутся со скоростью от 200 до 400 км/час. К таким поездам относится накой подвижной состав как электропоезда Сапсан и отдельная модификация электровозов ЭП20 с измененными передаточными характеристиками привода под высокоскоростное движение например в следовании с поездом "Невский экспресс".

-2

Скоростной поезд на отдельных участках маршрута скорость поезда может реализовывать скорость от 100 до 200 км. С такими поездами например следуют электропоезда Ласточка.

-3

Тут немаловажной особенностью является такая характеристика, как "маршрутная скорость", которая для этих поездов должна быть более 140 км/час. Т. е недостаточно разово, в одом месте разогнаться, высокую скорость следования необходимо выдерживать на всем пути следования.

Поезд пассажирский - поезд для перевозки пассажиров, багажа и почты, сформированный из пассажирских вагонов.

Пассажирский поезд - это поезд которому разрешено развивать скорость до 120 км/ч. Тут также имеются особенности.

-4

Например Пассажирский скорый – это поезд, который имеет маршрутную скорость от 50 до 91 км/час. В то время как обычный Пассажирский поезд или стандартный имеет маршрутную скорость до 50 км/час, хотя его техническая скорость в больше части сопоставима со скорым поездом.

Поезд пассажирский длинносоставный - пассажирский поезд, длина которого превышает норму длины, установленную графиком движения на участке следования этого поезда.

Поезд пассажирский повышенной длины - пассажирский поезд, имеющий в составе более 20 вагонов;

Пригородный поезд - это железнодорожный состав для выполнения пригородных пассажирских перевозок по железной дороге Как правило, пригородный поезд останавливается на всех остановочных пунктах на маршруте, имеющих пассажирскую платформу. Длина маршрута пригородного поезда, как правило не превышает 200 км, но в случае, если маршрут проходит по территории одного субъекта Российской Федерации, либо в границах двух субъектов, один из которых город федерального значения, может превышать 200 км . Посредством согласований пригородные поезда выполняют роль «сетеобразующего» транспорта, позволяющего с гарантированными пересадками переехать от пункта А в пункт Б.

-5

Определить классификатор поезда несложно по присваиваему ему номеру:

Высокоскоростные поезда имеют номера в диапазоне 751–788.

Скоростные поезда нумеруются в диапазоне от 701 до 750.

Скорые поезда пронумерованы в интервале от 1 до 298 и от 801 до 898.

Пассажирские поезда имеют номера в интервале с 301 по 698. Номерами с 451 по 598 обозначены сезонные или разовые поезда.

Двигаемся дальше.

Поезд грузопассажирский - это поезд, формируемый на малоинтенсивных линиях (участках) из грузовых и пассажирских вагонов, предназначенных для перевозки грузов и пассажиров, к таким поездам можно отнести воинские эшелоны и рабочие поезда.

Поезд грузовой предназначен для перевозки различных грузов (товаров). Устаревшее название — товарный поезд или в просторечие товарняк можно еще отыскать в литературе или кинофильмах уходящей эпохи.

-6

Поезд грузовой длинносоставный - грузовой поезд, длина которого превышает норму длины, установленную графиком движения на участке следования этого поезда. Как правило для большинства станций в РФ при их проектировании условная длинна грузового поезда составляет 76 условных вагонов. Что значит условных, все очень просто длинна одного условного вагона это длинна стандартного четырехосного полувагона (полувагон это вагон для перевозки грузов не имеющий крыши) по которой сравнительным методом измеряется поезд в котором могут находиться и восьмиосные цистерны и другие нестандартные вагоны. Тут как говорилось питоном в известном мультике: " А в попугаях, т.е в. полувагонах я длиннее." Но вторым критерием является вес поезда и тут по разным участкам в зависимости от плана и профиля пути, т.е.с учетов руководящих подъемов, спусков и и кривых устанавливаются весовые нормы на один стандартный поезд под тяговые характеристики применяемого типа локомотива, Стремление у унификации в СССР в свое время ставило эталоном 6400тонн. Но в горной местности эта норма имела либо более низкие показатели либо увеличения мощности тяги, например применяется двойная тяга т е поезд ведут сразу два локомотива.

В случае пропуска тукого Поезда грузового длинносоставного без переформирования он проводиться двойной тягой когда в обоих локомотивах находятся локомотивные бригады или двумя локомотивами оснащенными СМЕТ (системой многих единиц) с одной бригадой. В такой поезд также может выделятся подталкивающий локомотив. К данной категории поездов можно отнести так называемые "Соединенные поезда" - такой поезд следует с распределенной по длине состава тягой т.е. один или более локомотивов находятся в середине или в хвосте состава. Такие локомотивы раньше оснащались доболнительной радиостанцией, позже системой КОНСУЛ, а с начала 2000х тысячных годов ИСАВП-РТ (Интеллектуальная система автоматизированного движения поездов распределенной тягой).

-7

Поезд грузовой соединенный - грузовой поезд, составленный из двух и более сцепленных между собой грузовых поездов с действующими локомотивами в голове каждого поезда.

Поезд грузовой повышенной длины - грузовой поезд, длина которого в условных единицах (осях) - 350 и более осей. Тут следует отметить, что в отличие от предыдущего определения вес такого поезда не превышает допустимой нормы. В добавление к перечисленным уже способом их перемещения следует добавить например так называемы 100 вагонники с тройником, т е локомотивом с тремя секциями в голове и тягой в 1,5 раза выше стандартной. В таких поездах существует проблема с торможением и отпуском так как скорость тормозной волны с локомотива не успевает реализовать своевременное срабатывание воздухораспределителей вагонов, если сказать проще то часть незаторможенных хвостовых вагонов может натыкаться на уже притормаживаемые и наоборот поздно отпускать тормоза. Для устранения этого негативного фактора на хвостовой вагон устанавливают БХВ (блок хвостового вагона) который включается в тормозную магистраль поезда ТМ управляется с локомотива по радиоканалу. Следует отметить что все истории с длинносо тавными поездами сопряжены с напряженностью пропуска так как акой состав выйдя с узловой. танции формирования может не поместиться нм

и на одной промежуточной станции и как правило следует как литерный поезд до крупной узловоц станции.

Предвичу аопрос любознательного. итателя: " А что за поезд называют - литерный?

Литерный поезд — укоренившееся название поезда высокой важности, перевозящего именитых персон (чаще всего — первых лиц государства) или ценный груз.

Изначально так назывались поезда, обозначавшиеся буквой т.е. литерой вместо номера — что свидетельствовало об их особом статусе. Позднее это название закрепилось за всеми поездами высокой важности.

При движении по железнодорожной магистрали литерный поезд обладает неоспоримым приоритетом: движение других поездов (номерных) всегда подстраивается под график движения литерного. Кроме того, на станциях и разъездах литерные поезда обслуживаются в первую очередь.

Почти всегда в составе литерного поезда присутствуют специальные вагоны (вагоны-салоны, бронированные вагоны и так далее). В абсолютном большинстве случаев специальными службами обеспечивается охрана литерного поезда на всем пути его следования.

Классификация поездов регламентируется пожалуй главным документом для железных дорог России: "ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" - МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ . Утверждены приказом Минтранса России от 23 июня 2022 г. № 250 ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ