Найти в Дзене
ЯМАЛ-МЕДИА

«Такого в моей практике ещё не было»: как советский чудо-доктор спас карьеру будущего чемпиона мира

Спортивная карьера Евгения Паладьева закончилась, когда ему не было ещё и тридцати – вернувшись из армии, в 28 лет хоккеист узнал, что на его место нашли кого-то помоложе. К этому времени он уже стал трёхкратным чемпионом мира и чемпионом СССР в составе «Спартака». Однако всех этих достижений могло бы и не быть, если бы в 17-летнем возрасте судьба не свела спортсмена с уникальным доктором. Евгений с детства всё своё свободное время проводил на местном катке – в Усть-Каменогорске, где он жил, больше половины года стояла зима. Как только заканчивались уроки, школьник отправлялся домой, где привязывал к валенкам коньки, и до 22 часов уходил кататься. Особой радостью для детей тогда было посещение тренировок или игр заводских команд, потому что была возможность подавать им мячи. Однако в школьные годы Паладьев был футболистом, играл в качестве центрального нападающего за сборную Казахстана. В 1965 году его вызвали в Алма-Ату готовиться к спартакиаде школьников. Пока спортсмен там находился
Оглавление

Спортивная карьера Евгения Паладьева закончилась, когда ему не было ещё и тридцати – вернувшись из армии, в 28 лет хоккеист узнал, что на его место нашли кого-то помоложе. К этому времени он уже стал трёхкратным чемпионом мира и чемпионом СССР в составе «Спартака». Однако всех этих достижений могло бы и не быть, если бы в 17-летнем возрасте судьба не свела спортсмена с уникальным доктором.

Фото: Lyudmila2509/Shutterstock/Fotodom
Фото: Lyudmila2509/Shutterstock/Fotodom

Встреча, изменившая жизнь

Евгений с детства всё своё свободное время проводил на местном катке – в Усть-Каменогорске, где он жил, больше половины года стояла зима. Как только заканчивались уроки, школьник отправлялся домой, где привязывал к валенкам коньки, и до 22 часов уходил кататься. Особой радостью для детей тогда было посещение тренировок или игр заводских команд, потому что была возможность подавать им мячи.

Однако в школьные годы Паладьев был футболистом, играл в качестве центрального нападающего за сборную Казахстана. В 1965 году его вызвали в Алма-Ату готовиться к спартакиаде школьников. Пока спортсмен там находился, периодически выходил на прогулку по городу.

«И вот как-то раз, гуляя по городу, зашёл на Главпочтамт. И встретил там Баулина (Юрий Баулин – шестикратный чемпион СССР, чемпион Европы. – прим. авт.) с начальником команды «Торпедо».
- Ты тут что делаешь?
- В футбол приехал играть.
- Поехали с нами на «Золотую шайбу» в Новосибирск», - вспоминал в интервью Паладьев.

«Поставили связку погибшей женщины»

Юрий Баулин ранее видел, как Евгений играет в хоккей за «Металлург». И пригласил его в команду. Там школьник «покатался некоторое время». А позже случайно встретился с тренером уже в Алма-Ате. Услышав про «Золотую шайбу», Паладьев сорвался в Новосибириск и с того момента играл только в хоккей. За такое самовольство его тут же выгнали из школы. Пришлось заканчивать вечернюю.

Но не прошло и года, как Евгений получил серьёзнейшую травму, после которой обычно на спортивной карьере можно было ставить крест. 17-летний хоккеист во время игры за усть-каменогорский «Торпедо» разорвал переднюю крестообразную связку. Однако удача улыбнулась ему и на этот раз – спортсмену посчастливилось попасть на приём к уникальному врачу, Константину Пальгову.

«Я пришёл к нему в клинику на первую консультацию. Клиникой, правда, это назвать было сложно – обыкновенный одноэтажный барак. Прихожу, а там свет выключили. Так Пальгов лампадку с керосином зажёг. И вот он с этой керосинкой смотрел мою связку. Сказал, что надо оперировать. Позже позвонил Баулин: «Появилась хорошая связка». А я тогда ещё совсем пацан был. Что за связка появилась – не пойму. Оказалось, какая-то молодая женщина попала под поезд. Погибла, но ноги остались целые. И у неё вырезали крестообразную связку, чтобы поставить мне. Операцию, правда, делали уже в другой больнице».

Спас карьеру будущего чемпиона

Восстановление после операции заняло у Паладьева очень мало времени – уже через 4 месяца он поехал с командой на сборы. Процесс разработки ноги был очень болезненным, но парень терпел. Как-то раз хоккеист оказался в Москве, где встретился с Зоей Мироновой (советская конькобежка, доктор медицинских наук – прим. авт.). Она, узнав его историю со связкой, была сильно удивлена.

«Спрашивала, что это за чудо-доктор такой живёт в «Устинке». Ведь я после той операции не просто в спорте остался, а ещё и чемпионом мира стал. Такого в практике Мироновой ещё не было», - рассказывал Паладьев.

Спустя 3 года после травмы, в 1968-м, Евгений уже оказался в «Спартаке», а в 1969-м команда стала чемпионом СССР. До того, как Паладьев попал в «Спартак», его Баулин хотел отдать в ЦСКА, но его не взяли. А в 1970 году, после чемпионата мира, Анатолий Тарасов предложил спортсмену перейти в ЦСКА. Евгений отказался, так как для него переход в другую команду был сродни предательству. Это решение позже сильно ему аукнулось.

«Я себе только что приговор подписал»

«После этого, помню, зашел ко мне Лутченко. Я ему говорю: «Володь, по-моему, я себе только что приговор подписал». Так, собственно говоря, и вышло. Тарасов такое прощать не умел. Поэтому я и пролетел мимо чемпионата мира 1971 года, потом мимо Олимпиады-1972… Хотя до последнего тренировался с командой. До последней минуты. Объясняли, что визу не успели сделать, ещё что-то такое. А я ведь понимал, что уж точно не слабее других был. В 1969-м на чемпионате мира мы вообще практически в две пары защитников играли. И я тогда 4 шайбы забросил. В 1970-м по окончании сезона вошел в состав лучшей пятёрки чемпионата СССР.
А в 1971 году в самый последний момент «отцепили» меня, Сашку Якушева и Виктора Зингера. В душу плюнули. Могли хотя бы заранее сказать. А в 1972 году перед Олимпиадой мне вообще сообщили, что якобы на тренерском совете тренер Юрий Баулин заявил, что я не достоин играть в сборной, потому что плохо себя веду в команде. Ну подумайте! Как мог собственный тренер об игроке, у которого есть возможность поехать на Олимпиаду, такое сказать?!»

Когда до 27-летия хоккеиста оставалось всего 5 дней, его остановили две машины ГАИ и машина военной инспекции. Сказали, что у него есть два варианта: пойти в армию или в тюрьму. Паладьев пошёл в армию, и в течение года должен был отыграть в СКА МВО. Вернувшись, Евгений пришёл в «Спартак» и услышал, что там омолодили состав.

«Там сказали: «Ты, мол, сам военкомам сдался».

Жизнь после «Спартака»

Паладьева взяли в «Локомотив», но после двух месяцев игры он ушёл. Окончив хоккейную карьеру, Евгений отработал 4 года замдиректором спортбазы «Маяк» в Химках, затем несколько лет тренировал команду заводу «Энергомаш». После развала СССР подрабатывал сторожем-охранником в совхозе «Марфино», работал в частном охранном предприятии, занимался частным извозом.

В 1998 году Паладьев перенёс инфаркт, следом ему диагностировали подагрический полиартрит. 9 января 2010 года вследствие продолжительной болезни легендарного чемпиона не стало.

Друзья, если вам понравилась статья, ставьте «лайк» и подписывайтесь на канал «Ямал-Медиа». Здесь мы ежедневно публикуем интересные статьи и видео о жизни на Крайнем Севере, а также увлекательные факты и истории, происходящие на планете Земля.

Читайте также: