Найти в Дзене
TVcenter ✨️ News

27 лет на полке с «запрещенкой». Какой фильм Эльдара Рязанова в СССР осудили

В мире кино есть картины, которые, несмотря на свой гениальный замысел, оказываются под гнетом обстоятельств и предвзятости. Одна из таких работ — научно-фантастическая комедия «Человек ниоткуда», созданная великим Эльдаром Рязановым в 1961 году. Эта история, полная неожиданных поворотов и глубоких размышлений, была забракована ещё до своей премьеры, и долгие 27 лет провела на полке с «запрещенными фильмами». «Человек ниоткуда» рассказывает о Чудаке — представителе вымышленного первобытного племени тапи, который, благодаря антропологу Крохалеву, попадает в современную Москву. Сюжет разворачивается вокруг столкновения наивного и чистосердечного героя с жестокой реальностью мегаполиса. Чудак, с его непосредственным восприятием мира, становится своеобразным зеркалом, отражающим лицемерие, бюрократию и другие пороки общества, которые окружающие воспринимают как норму. Рязанов, как мастер сатиры, смело высмеивает карьеризм и формализм, присущие советскому обществу. В его фильме Чудак, с ч
Оглавление

В мире кино есть картины, которые, несмотря на свой гениальный замысел, оказываются под гнетом обстоятельств и предвзятости. Одна из таких работ — научно-фантастическая комедия «Человек ниоткуда», созданная великим Эльдаром Рязановым в 1961 году. Эта история, полная неожиданных поворотов и глубоких размышлений, была забракована ещё до своей премьеры, и долгие 27 лет провела на полке с «запрещенными фильмами».

Кадр из фильма "Человек ниоткуда"
Кадр из фильма "Человек ниоткуда"

Чудак из первобытного племени

«Человек ниоткуда» рассказывает о Чудаке — представителе вымышленного первобытного племени тапи, который, благодаря антропологу Крохалеву, попадает в современную Москву. Сюжет разворачивается вокруг столкновения наивного и чистосердечного героя с жестокой реальностью мегаполиса. Чудак, с его непосредственным восприятием мира, становится своеобразным зеркалом, отражающим лицемерие, бюрократию и другие пороки общества, которые окружающие воспринимают как норму.

Рязанов, как мастер сатиры, смело высмеивает карьеризм и формализм, присущие советскому обществу. В его фильме Чудак, с чистым сердцем и открытым взглядом, ставит под сомнение устоявшиеся нормы, заставляя зрителей задуматься о том, что они считают привычным.

Кадр из фильма "Человек ниоткуда"
Кадр из фильма "Человек ниоткуда"

Критика и непризнание

Однако, как это часто бывает с великими произведениями искусства, «Человек ниоткуда» столкнулся с жесткой критикой. Кинокритик Шалуновский в своей рецензии в газете «Советская культура» заявил:

«Попытки же уйти в область чистой эксцентрики и гротеска приводят лишь к бессмысленному трюкачеству и погрешностям против художественности».

Эта критика не осталась незамеченной. Михаил Суслов, главный идеолог СССР, на XXII съезде КПСС произнес разгромную речь, в которой призвал:

«Не пора ли прекратить субсидирование брака в области искусства?»

После этой «отмашки» фильм был снят с проката, и Рязанов, казалось, потерял свою возможность выразить свои мысли и чувства через кино.

Рязанов
Рязанов

Спасение от забвения

Ситуация изменилась благодаря помощи именитого режиссера Ивана Пырьева, который помог Рязанову снять «Гусарскую балладу». Но к остросоциальной сатире Рязанов вернулся лишь в 1979 году с фильмом «Гараж». «Человек ниоткуда» оставался в тени, пока не пришла оттепель 1988 года, когда лента, наконец, была выпущена на экраны. Но , увы, народной она не стала, хотя определенно заслуживала внимания.

Новая жизнь «Человека ниоткуда»

Несмотря на долгий путь к зрителю, «Человек ниоткуда» по-прежнему имеет свою ценность. В этом фильме свои первые главные роли исполнили Анатолий Папанов и Сергей Юрский, и в таких амплуа их еще точно не видели. К тому же, картина была новаторской — в ней использовались как цветная плёнка, так и черно-белая, что на тот момент было настоящим прорывом в советском кино. Позже этот прием будет использован в «Иване Васильевиче» Леонида Гайдая.

Человек ниоткуда фильм 1961
Человек ниоткуда фильм 1961

Взгляд на общество через призму кино

Кино радует великолепными декорациями, гримом и работой оператора. Персонажи говорят прозой и стихами, что добавляет фильму особую атмосферу. Рязанов, как всегда, умело сочетает комедию и драму, заставляя зрителей смеяться и задумываться одновременно. В «Человеке ниоткуда» он поднимает важные вопросы о человеческой природе , о том, что значит быть человеком в мире, полном лицемерия и формализма.

Человек ниоткуда фильм 1961
Человек ниоткуда фильм 1961

Сегодня, когда мы смотрим на «Человека ниоткуда», мы можем увидеть в нем не только отражение советского времени, но и вечные проблемы, которые остаются актуальными и по сей день. Этот фильм — не просто комедия, это глубокая сатира, которая заставляет задуматься о нашем обществе и о том, как мы воспринимаем окружающий мир.

Как вы относитесь к этому фильму? Какие мысли он вызывает у вас? Поделитесь своим мнением в комментариях!