Найти в Дзене

Сибирские маршруты боевой авиации

Посетители Киришского историко-краеведческого музея всегда обращают внимание на необычный экспонат, представленный в разделе, посвященном Великой Отечественной войне. Это двигатель американского самолёта, который передали в музей 16 августа 2016 г. представители общественно- патриотических организаций «Военвет», «Белый кречет», поисковый отряд «Небо Ленинграда». У многих посетителей, интересующихся историей Великой Отечественной войны, возникает вопрос – каким образом и на каких условиях доставлялись иностранные самолёты в нашу страну. В военные годы между СССР и США, которые тогда были нашими союзниками по борьбе с фашистской Германией, был заключён договор займа или аренды – так называемый «ленд-лиз». По этому договору в СССР было поставлено около 20 тысяч истребителей и бомбардировщиков. В начале американские самолёты доставлялись по двум направлениям – Северным морским путём – в Мурманск и Архангельск, и южным – через Атлантический океан, в порты Ирана, а затем в азербайджанский го

Посетители Киришского историко-краеведческого музея всегда обращают внимание на необычный экспонат, представленный в разделе, посвященном Великой Отечественной войне. Это двигатель американского самолёта, который передали в музей 16 августа 2016 г. представители общественно- патриотических организаций «Военвет», «Белый кречет», поисковый отряд «Небо Ленинграда».

Двигатель американского самолета в экспозиции Киришского историко-краеведческого музея
Двигатель американского самолета в экспозиции Киришского историко-краеведческого музея

У многих посетителей, интересующихся историей Великой Отечественной войны, возникает вопрос – каким образом и на каких условиях доставлялись иностранные самолёты в нашу страну.

В военные годы между СССР и США, которые тогда были нашими союзниками по борьбе с фашистской Германией, был заключён договор займа или аренды – так называемый «ленд-лиз». По этому договору в СССР было поставлено около 20 тысяч истребителей и бомбардировщиков.

В начале американские самолёты доставлялись по двум направлениям – Северным морским путём – в Мурманск и Архангельск, и южным – через Атлантический океан, в порты Ирана, а затем в азербайджанский город Кировобад. Технику из Америки везли в разобранном виде, собирали её уже в местах, где советские военные готовились к боевым действиям с врагом. Но доставка по морским путям занимала много времени и была и крайне опасной, т.к. за судами союзников СССР охотились немецкие подводные лодки. Не один морской конвой погиб от их атак.

К концу 1941 г. было решено перегонять американские самолёты своим ходом. Так был выбран воздушный путь с Аляски, куда поступали самолёты с авиазаводов США, через Берингов пролив на Камчатку, а далее – через Дальний Восток в Сибирь. По красноярской воздушной трассе – АЛСИБ: Аляска-Сибирь за годы войны на фронт было доставлено 8000 американских самолётов – почти половина всех полученных по ленд-лизу.

На этой воздушной трассе к октябрю 1942 г. в сложнейших условиях было построено 16 аэродромов. На перегонах работали только советские лётчики из специально сформированной дивизии, которой командовал Герой Советского Союза полковник Илья Мазурук.

В Красноярске работал авиаремонтный завод, и там же находился специальный учебный полк, задачей которого была переподготовка лётчиков для работы на американской технике. В общей сложности за годы войны в Красноярске было сформировано 25 авиаполков, обученных работе на самолётах из США.

Из Красноярска машины с промежуточными посадками шли по маршруту: Красноярск – Новосибирск - Омск – Свердловск – Казань – Москва, а уже оттуда распределялись по фронтам.

Двоеглазова Мария Викторовна