«В черном-черном городе был черный-черный двор…»
«Наш двор» представляет собой сборник рассказов городских легенд, одного мистического двора, причудливо и мастерски сплетённые в целое полотно бытовой повседневности.
Так же, как и во "Вьюрках", каждая глава, какой-нибудь случай с людьми на ограниченной территории, где время нелинейно.
Автор книг окончила Литературный институт им. М. Горького. Прозаик, член Союза писателей, переводчик, актриса закадровой озвучки и фольклорист! Ей нравятся былички, то есть истории, где обычные люди контактируют с некими сверхъестественными существами. Заработавшая репутацию «писателя, который сумел приручить ужас», она предлагает иную, куда более практичную ролевую модель: рассказывает, как можно с этим ужасом сосуществовать, как бы утешая, мол, ничего страшного, дорогой читатель, и не такое в нашем дворе случалось, давай лучше я тебе другую историю расскажу... И кажется, что сама Дарья на их стороне — так любовно описывает она всех полтергейстов и чудищ.
Словно ведьма, писательница наводит морок на страницы рассказов и вырваться из книги читателю сложновато, страницы глотаются, как горячие пирожки. Ловко балансирую между уютным и зыбким, добрым и страшным, привычным и потусторонним, будто сама была очевидцем описанных событий и жила в этом дворе, в котором каждый подвал заколочен не просто так.
Именно двор, с его обитателями, превращается в сцену для мистики и непостижимого. Дети здесь становятся проводниками между мирами, а взрослые — символами утраченного.
Автор превращает двор в метафору человеческой памяти и коллективного бессознательного, где обыденное и потустороннее танцуют в неразрывном единстве и делает его символом трансформации с облупленной мозаикой и старыми фасадами. Теперь, мы уже не знаем и половины соседей по подъезду, не говоря уж о соседнем доме, на лавочках все меньше бабушек, и на бельевой площадке уже почти никто не вешает белье.
Произведение состоит из 9 рассказов, протянувшихся во времени с начала 80-х, через Перестройку, и до лихих 90-х.
Некоторые герои сквозные и переходят из рассказа в рассказ, другие – появляются однажды, но вскользь упоминаются в других произведениях.
Повествование ведется от первого лица, а рассказчик всю книгу остаётся в тени и лишь раскрывается в последней главе.
Написана книга очень ярко,потрясающим языком, которым наслаждаешься при чтении.
Дальше будут спойлеры!
"Соль земли"
Рассказ, на мой взгляд, самый аутентичный и мрачный.
Некая первобытная магия вместе с солью проникает в нас со страниц при чтении подобного хоррора. Философ Лев Вениаминович и не думал, что его новая домработница, приехавшая из деревни окажется не милой бабулечкой-наседкой, а настоящим каннибалом в юбке, и из него сделают пирог.
«Лев Вениаминович … заметил на письменном столе сувенирного орла из города Минеральные Воды. Большую деревянную птицу с раскинутыми крыльями привезли с юга еще его родители. … Годами орел собирал пыль, падал и оббивал свои гордые крылья, но Лев Вениаминович не мог его выбросить – ведь это было единственное материальное доказательство того, что на свете существуют горы и целебная невкусная вода, а мама с папой жили и даже были молодыми.»
Мораль: сытая жизнь и чревоугодие до добра не доводят.
«Лишай»
Обычный школьник Леша, как то раз решается залезть в темный сырой подвал и сталкивается с какой-то ползающей тварью. От нее он и подцепляет странную болезнь и становиться неведомой зверушкой.
Мораль: любопытство до добра не доводит.
"Насквозь"
В местной усадьбе стоит интернат для "особенных" детей. И его новый директор решает проводить над ними опыты по своей особенной методике, чтобы сделать «сверхчеловека» и открыть двери в иные миры.
"Насквозь" оценят любители "The X-files" - истина о новом директоре дома-интерната где-то рядом.
А началось все с игумена, который ушел в погреб и поет там хоралы...
В катакомбах под интернатом, на месте которого раньше стоял монастырь, глубоко под землей живут старые монахи, когда-то укрывшиеся там от преследования коммунистов. И старый игумен все поет свою песнь ночи напролет, и дети иногда бегают слушать его по весне, а взрослые, только заслышав этот тоскливый напев, сходят с ума, потому что зовет он туда — вниз, все глубже и глубже, и обещает вечный покой.
Мораль: наука должна быть обращена во благо, а не во зло людям.
"Роза Ада"
История про дружбу двух «девочек-сестричек», одна из которых обладает темным даром, который в последствии приносит всем только горе. Ада умеет сдерживать гнев сестры Розы, но если кого-то из них обижают, мстя будет страшна!
Мораль: не обижайте девочек, в них могут жить ведьмы!
«Ряженый» рассказывает нам, чем опасно гадание на зеркалах.
Семейство гадалок, кстати, одно из самых харизматичных во всем сборнике, этакие незримые стражи порядка и равновесия в этом странном дворе. И имена у них классные: Авигея, Досифея, Матея, Алфея, Пистимея и Пелагея.
Но тут, одна из них серьезно облажалась.
Мораль: "не гадайте на любовь!", как в песне поется.
"Резуны" – рассказ с инопланетной тематикой.
Вас не пугают кладбища мягких игрушек, которые устраивают в некоторых дворах? Когда дети начали впадать в летаргию, а во дворе появляться препарированные трупики животных, то все обитатели двора снова потеряли покой.
Мораль: мягкие игрушки на улице – до добра не доводят.
"Великий Умръ"
История таинственного незнакомца, который собирает себя из хлама, присланного по почте и от которого не так просто отделаться. Девочка Люся решила завести себе друга по переписке. Поэтому в старой газете она нашла интересную головоломку и написала ее автору с просьбой о подсказке. И подсказки начали приходить. Вместе со странной сущностью, ведь в каждом письме он присылал ей... частичку себя. Параллельно, читатель узнает, что ее родители расходятся, и отец начинает жить отдельно. Чем всё закончилось? Ууууу... жуть....
Мораль: не стоит приносить домой подобранные чужие вещи и общаться с незнакомыми людьми.
"Бытовые условия"
История о том, как в коммуналке завелся полтергейст. Как его остепенить? Ведь переезд в Новые Черемушки, на край Москвы вызывает, еще больший ужас. Пожалуй, это самый смешной ужастик про туалет.
Перед глазами перепуганных квартирантов маячил призрак Новых Черемушек, и сердце холодело от мысли, что им придется покинуть наш двор и жить там, среди асфальтовых полей и безликих многоэтажек, добираясь до ближайшего метро на двух автобусах...
Мораль: москвичей испортил квартирный вопрос.
БАНК - идеальное окончание сборника. Финальная история о том, что увы, не у каждого двора есть силы, способные защитить от неизбежности прогресса, контингент которого, его жутко боится. Постройка банка вызывает щемящий ужас у обитателей двора. Но развязка удивила даже меня, ведь в конце мы понимаем, от чего лица были рассказаны эти чУдные истории.
«…Наш город -живой. Что все здесь живет и дышит и на земле, и под землей, и над ней. И чем ближе к центру, к сердцевине, тем город старше и умнее. Каждое дерево здесь видело столько, сколько не всякий человек за свою жизнь увидит, каждый дом принимал в этот мир и провожал в иной несколько поколений, со всеми их мыслями, чувствами и сложными взаимоотношениями, а потому у всех центральных домов, деревьев и дворов есть душа…»
Мораль: нет ничего страшного в том, что мир меняется.
Роман из дворовых историй «проникнут светлой ностальгической грустью», тихим саспенсом и хтоническим духом, а автор своим творчеством легко доказывает нам, что это не «ОНИ» живут в нашем человеческом мире, а мы, люди, живем у них.
Мы вдруг отчетливо ощутили, что наше время уходит. Так бывает в августе, когда буквально за один день неуловимо меняется освещение, тени становятся резче, а толкущиеся в прозрачном воздухе мошки – заметнее. Когда понимаешь, что лето заканчивается прямо здесь. И наше время уходило, как уходит лето, ни от кого не таясь.
И мы вздохнули с радостным облегчением, потому что поняли: что бы там не было, сколько бы жильцов и эпох не сменилось, и в какой бы цвет нас ни красили, есть на свете и кое-что неизменное.
Очень хочется, чтобы по книге сняли мини-сериал с саундтреком Анжелики Варум «Городок» или Ильей Чертом «Наш двор».