– Дмитрий, расскажите, пожалуйста, что вдохновило вас стать инструктором ЛФК и работать с детьми?
– В детстве я много и часто болел. В какой-то момент начал интересоваться, почему вообще люди болеют, как избежать болезней и как их лечить. В школе я очень любил биологию, интересовался анатомией. И тогда появились мысли пойти в медицину. Сам я из Богдановича. А рядом с нами Сухой Лог, где находится медицинский колледж. Поэтому я решил поступить туда на медбрата. И после учёбы лет пять-шесть работал в реанимации. Но вскоре мне захотелось развития и в других областях медицины. Так я решил обучиться адаптивной физкультуре и стал инструктором ЛФК, затем устроился в Детский хоспис.
– Почему решили начать работать с детьми?
– Мне стало интересно. Тем более здесь, в хосписе, не простые дети, а дети с разными сложными диагнозами. И мне захотелось помочь им. Многих мы не сможем вылечить, но сможем поддержать их. Занятия ЛФК очень полезны ребятам с такими генетическими заболеваниями, как спинальная мышечная атрофия и болезнь Дюшенна, когда ослабевание мышц происходит постепенно. В таких случаях благодаря занятиям мы можем выиграть время и сохранить работу мышц как можно дольше.
– А есть какие-то свои особенности в работе с такими заболеваниями?
– У детей с СМА и болезнью Дюшенна мышцы расслаблены. И нужно делать больше упражнений именно на то, чтобы приводить мышцы в тонус. Также важно не допускать контрактур (это когда суставы ограничены в движении). Поэтому мы делаем много растяжек, суставную гимнастику, восстанавливаем подвижность суставов с помощью специальных аппаратов. Чем раньше выявлена патология и чем раньше мы начинаем работать с ребёнком, тем дольше он сохраняет подвижность.
– Что вдохновляет вас в вашей работе?
– Меня вдохновляет то, что в этой области можно развиваться, учиться и постоянно узнавать что-то новое. Вдохновляют сами дети! С ними не нужно быть таким серьёзным, как со взрослыми. С ними можно поребячиться, пошутить.
– А было такое, что спустя какое-то время вы видели результаты своей работы?
– Да, такие случаи были. Был ребёнок двухлетний, он не ходил. Сначала он просто лежал на животе, потом мы с ним научились держать опору на локтях. И затем благодаря постоянным занятиям он научился ползать. И вообще стал более проворный в движениях, движения стали быстрее и чётче.
– Какие виды упражнений чаще всего используете?
– Растяжки – это, конечно, база. Затем переходим к суставной гимнастике с элементами массажа. Если у нас ребёнок с ДЦП, то у них мышцы находятся в спастике. А это повышенный тонус мышц. Их, наоборот, нужно расслаблять. Если ребёнок активный, то мы применяем уже лечебную гимнастику. Часто мы используем в работе виброплатформу. Ребёнок встаёт на неё, и вибрация проходит через всё его тело. Это положительно влияет на организм за счёт прямого вибрационного воздействия и усиления работы мышц. Также работаем с балансиром. Ребёнок садится на него, держит равновесие и при этом может играть в видеоигру на компьютере, где нужно ловить предметы. Это очень полезно для развития координации.
– Что самое любимое в вашей работе?
– Самое любимое – это приходить на работу, добиваться поставленных целей в занятиях и уходить с чувством выполненного долга. И это мотивирует учиться и узнавать больше, делать больше, стараться лучше. Теперь у меня в планах начать изучать ортопедию. Чтобы самому делать протезы и многое другое.
– Что помогает вам восстанавливать силы?
– У нас в хосписе установлено массажное кресло, чтобы врачи могли расслабиться. И когда есть время, я беру наушники, включаю музыку и ненадолго отвлекаюсь от всего. Когда лето, хожу на рыбалку. А дома отвлечься помогает готовка. Я люблю готовить десерты: торты, пироги, булочки. Когда готовлю, то ухожу в некое творчество, и там открывается уже совсем другой мир.