Найти в Дзене
Жизнь Зрителя

«Кино»: Слова не важнее музыки, обманчивая простота песен Цоя | «Симфоническое Кино» | Жизнь Зрителя

И если есть в кармане пачка, сигарет Значит все не так уж плохо на сегодняшний день  И билет на самолет с серебристым крылом Что взлетая оставляет земле лишь тень Пачки сигарет в моем кармане нет. Все неплохо, просто курить бросил. Сижу в самолете и смотрю в иллюминатор на облака, слушая симфонический концерт группы «Кино». Группа, которую я не застал при жизни Цоя, но которая все равно оставила глубокий алюминиевый след где-то в глубине моего брезентового поля.  Музыка это машина времени: слушаешь и погружаешься в прошлое. Знакомство с группой: первая гитара, музыкальная школа, друзья Музыка для двоих в темноте. Зимний вечер, сижу в гостях у одноклассника своего брата с его старшей сестрой. Темная комната, из колонок компьютера играет «Группа крови». Мы сидим бедро в бедру, прислушиваясь к моменту. Я никогда ни до ни после не слушал музыку так: в темноте, одновременно находясь рядом с кем-то и в то же время очень далеко от всех. Приятное чувство для подростка - сидеть рядом с красивой
Оглавление
И если есть в кармане пачка, сигарет
Значит все не так уж плохо на сегодняшний день 
И билет на самолет с серебристым крылом
Что взлетая оставляет земле лишь тень

Пачки сигарет в моем кармане нет. Все неплохо, просто курить бросил. Сижу в самолете и смотрю в иллюминатор на облака, слушая симфонический концерт группы «Кино». Группа, которую я не застал при жизни Цоя, но которая все равно оставила глубокий алюминиевый след где-то в глубине моего брезентового поля. 

Музыка это машина времени: слушаешь и погружаешься в прошлое.

Мое «Кино»

Знакомство с группой: первая гитара, музыкальная школа, друзья

-2

Музыка для двоих в темноте. Зимний вечер, сижу в гостях у одноклассника своего брата с его старшей сестрой. Темная комната, из колонок компьютера играет «Группа крови». Мы сидим бедро в бедру, прислушиваясь к моменту. Я никогда ни до ни после не слушал музыку так: в темноте, одновременно находясь рядом с кем-то и в то же время очень далеко от всех. Приятное чувство для подростка - сидеть рядом с красивой девушкой, ничего не говорить и даже не делать, просто сидеть и слушать музыку. Мурашки двойной причинности бегают по всей площади поверхности. Сижу и даже за руку ее не беру - боюсь нарушить момент своими неловкими подкатами)

Смена кадра: прихожу домой из школы, на кровати лежит классическая гитара. Смотрю на нее, она на меня, знать бы еще что с ней делать…. Очень скоро друг папы покажет мне первые аккорды и переборы, а еще чуть позже я буду ходить в музыкальную школу на занятия по гитаре. Играли там разное: какие-то старые свинги, что-то испанское, «Зеленые рукава» и конечно песни «Кино». «Пачка сигарет», «Когда твоя девушка больна», «Печаль». То что нужно для начинающего: простые песни, но если разобраться, то найдешь в них над чем попотеть.

-3

Музыка "Кино" многогранна: она научила меня играть боем простейшие аккорды, переборы, смешивать бой и арпеджио, а дальше играть уже целые мелодии, вроде вступления к «Пачке сигарет». Включите песню и прислушайтесь к нему. Красиво, "светлая грусть" накатывает и навевает что-то из детства, апрельский солнечный день, хорошо, но почему-то печально...

Простая мелодия? В целом да, но возьмите гитару и попробуйте сыграть его сходу прямо сейчас. У вас ничего не получится, ведь на сайтах с аккордами такое редко пишут. Да и кому придет в голову играть в подъезде вступления и соло.

Со временем я был с гитарой смелее и мне хотелось того же от нее, но ощущения от нейлоновых струн были не те. Я пошел и поставил металлические струны на классическую гитару - согласен, сомнительно, но мне было пофиг, я так чувствовал. Песни зазвучали, бой зазвенел как нужно.

Дальше было еще много всякого: домашнее караоке, день рождения и друзья со школы, которые приходили и пели песни, "Кино" и там было в кассу. Музыка объединяла совершенно разные поколения. Она и сейчас это делает. Удивительно.

Такой был мой 2007, в который никто не сможет вернуться. Так я думал, пока не послушал 

«Симфоническое Кино»: Гитарист, оркестр и 2 часа пролетевшие (буквально) незаметно

-4

Музыка «Кино» только на первый взгляд кажется простой и примитивной. В тот момент, когда ты решаешь сыграть ее песни не по сайтам с дворовыми аккордами, а так как они звучат в оригинале, ты понимаешь, что: аккорды тут не всегда простые, мелодии интересные, есть какие-то звуки и интересные приемы для атмосферы. Многослойная картина. Я даже не говорю про тексты, понятно, что в них половина силы и культовости группы.

«Русский рок» всегда был больше про смыслы, чем про музыку, но мне кажется не в данном случае.

«Симфоническое КИНО» – уникальный проект гитариста группы «КИНО» Юрия Каспаряна и композитора Игоря Вдовина. Впервые оркестровые версии были написаны Игорем Вдовиным в 2010 году для фестиваля «20 лет без КИНО». Композиции были настолько тепло приняты публикой, что было решено подготовить сольную программу, добавив знаковую для всех меломанов гитару Юрия Каспаряна. Так и родилось «Симфоническое КИНО».
Великолепные оркестровки открывают новые грани звучания песен «КИНО», а видеоряд, который был создан сыном Виктора Цоя, Александром Цоем, усиливает эффект от любимой музыки и воссоздает в зале атмосферу культовой группы.
-5
Юрий Каспарян стал современным олицетворением группы. Его неповторимый стиль игры позволяет острее чувствовать каждую строчку песен и открывать в них новые смыслы.

Музыкальная составляющая так же важна, как текст. Юрий Каспарян это человек, без которого группа я уверен не забралась бы так глубоко в сердца, жаждущие перемен. Гитара - то с чего начинались песни Цоя, и то чем они закончились. А сейчас продолжаются.

Включаю запись концерта: Каспарян, как настоящая рок-звезда уверенно играет рядом с оркестром. Спокойно, четко, по-мужски. Сразу вспоминается концерт Scorpions. Кто может сейчас подумать, что по приходу в «Кино» Юрий почти не умел играть:

«Первый же выбранный Цоем кандидат — гитарист Юрий Каспарян — вызвал в среде коллег-музыкантов недоумение: „он совсем играть не умеет“. Однако время расставило всё и всех по местам… искушённые мэтры, без энтузиазма встретившие Каспаряна, виновато разводят руками — ну кто бы мог подумать, что у Цоя такая интуиция»
-6

Инструментальных каверов на известные песни существует много: Vitamin String Quartet, 2Cellos, Игорь Пресняков, John 5. Много артистов в самых разных жанрах делают такую музыку. Как по мне самой слабой частью таких каверов мне всегда казалось перекладывание вокала на инструменты. Такие «инструментально-вокальные» партии почти всегда звучат беднее, чем голос вокалиста и не могут в полной мере передать всю полноту песни. Вторым слабым моментом могло стать сочетание электрогитары и оркестра. В упомянутом выше концерте "Scorpions: Moment of Glory" (2000) гитара, вокал и оркестр не всегда идеально сочетались, местами мешая друг другу. Собственно сам Каспарян примерно такого же мнения:

- Немало примеров исполнения песен рок-групп в сопровождении симфонического оркестра. В чем особенность проекта «Симфоническое КИНО»?
- Обычно выступают группы с симфоническим оркестром, которые могут выступить и без симфонического оркестра. Или выступает просто симфонический оркестр с оркестровкой той или иной группы. А у нас что-то посередине. И я как солист играю те партии, которые играл в группе «Кино».

В случае "Симфонического Кино" проблем с оркестром и партиями голоса нет: вокальные партии очень красиво и достаточно точно переложены на симфонические инструменты. Я не знаю всех песен группы «Кино» дословно: в таких местах альбома я просто слушал музыку без пропевания текста в голове и это было хорошо. А там, где я текст знал дословно слушать было тоже приятно и интересно.

-7

По гитаре тоже все отлично. Каспарян не самый мощный виртуоз в мире, но свой материал он знает и играет мастерски. Гитара отлично дополняет оркестровые партии: где-то звучит тихонько, как стрелки ходиков в песне «Печаль», в других местах где нужно звучит громко и уверенно («Война»). В предпоследней песне «Перемен» гитара и оркестр мощно дополняют друг друга, где под конец вместе с барабанами буквально почти заставляют тебя трясти башкой. Будто ты слушаешь метал, а не симфонический оркестр. Круто!

Каспарян про создание проекта:

- Юрий, расскажите, когда и кому пришла в голову блестящая идея совместить классический оркестр и рок? Какие эмоции вы испытали от этого творческого союза? Вам сразу понравился результат?
- Игорю Вдовину — композитору нашего проекта — предложили в 2010 году сделать оркестровку, а он в свою очередь привлек меня. Так и получилось. Поначалу было непросто. Был симфонический оркестр, с контрабасами и симфонической перкуссией, но получалось совершенно не ритмично. Оркестр каждый раз играл по-разному, в каком-то своем времени. Поэтому мы ввели обычную ритм-секцию, бас-гитару и барабаны.
Бас-гитарист появился спонтанно и именно тот, который нужен. На одном из концертов вместо шести контрабасов было два, и мы пригласили Витю Савича, который играл в «Чижик джаз-квартете» на том же фестивале. Он легко сыграл с листа всю программу, и больше я его не отпускал.
Потом в группу пришел Саша Цой, сын Виктора, и мы, помимо отличной компании, обрели классное видео! Были попытки работать с другими виджеями, но Саша вписался «на ура».
Игорь Вдовин
Игорь Вдовин

Нескучный композитор. Возможно для кого-то имя Игоря Вдовина ни о чем не говорит (мне например тоже не говорило долгое время), а зря. Серьезный послужной список у человека: один из создателей и вокалист первого состава группы «Ленинград», основатель проектов «Отцы водорода» и «Симфоническое Кино», сотрудничал с различными музыкантами и музыкальными коллективами (Messer Chups, АукцЫон, Колибри, 2ва Самолёта, Карибасы, Земфира, Самое большое простое число и др.).

Как написать "вечную" музыку

"Симфоническое кино" - "Симфоник" (2018)
"Симфоническое кино" - "Симфоник" (2018)
— Люди до сих пор пытаются вывести формулу успеха группы «Кино». А как вы думаете, почему «Кино» актуально и популярно по сей день?
- Если бы я знал. Красивая и запоминающаяся мелодия. Внятные, понятные, мудрые или ироничные и веселые тексты. И, конечно же, сложно выразимое словами состояние духа, которое стало темой песен.

Легендарность «Кино» не только в Цое и в текстах, выжженных на обратной стороне черепной коробки слушателя умелыми руками автора. Конечно «Цой жив», велик и вечен, а эти песни еще долго будут звучать везде, где чья-то нетерпеливая рука нащупает вдруг гитару. И не нащупает, но песня под окнами будет звучать в любом случае.

Без музыки и гитары Каспаряна этот эффект был бы неполным. Именно его партии во многих песнях идеально дополняют те образы и настроение, что возникают в нашей голове. Я слышу мелодию из «Кончится лето» и в моей голове сразу возникает такой вихрь из чувств и воспоминаний детства, юности и зрелости, что я сижу, забыв обо всем и прислушиваюсь к себе: что важного я может быть забыл сказать, сделать, подумать? Что забыл забыть и что хотел бы вспомнить?....

Гитара Юрия, как апрельский теплый ветер сметает прочь всю прошлогоднюю пыльную листву и оставляет место для солнечного зайчика на бетонном обшарпанном заборе, которым мы пытаемся отгородиться от мира вокруг.

Послушайте симфонический альбом «Кино», возможно именно этого вам не хватало сегодня:

  • В Яндекс.Музыке не нашел, но можно посмотреть на YouTube:

Спасибо, что были со мной сегодня, надеюсь я смог немного приоткрыть вам форточку своего восприятия, а вы нашли в ней что-то хорошее.

P.S. А еще у Юрия начал выходить его новый сольный проект, пока есть всего 2 трека, но я уже буду ждать, что он напишет еще:

Пока!

Читайте в Телеграм: https://t.me/zhizn_zritelya

Смотрите на YouTube: https://www.youtube.com/@zhizn_zritelya

#кино #симфоническоекино #юрийкаспарян #оркестр #жизньзрителя