Найти в Дзене
Книгиня Дочитаева

Стендаль «Пармская обитель»: одна, но пагубная страсть

Как сладостна порой бывает запретная любовь! Сколько безумств совершается ради нее! Иной раз доходит и до жертвы собственной жизнью… «Пармская обитель» Стендаля по своей аннотации и по оформлению некоторых отдельно взятых изданий может так или иначе навести на мысль о мистической составляющей повествования. Знаете, этакая неземная любовь благородного юноши к некоей призрачной деве. Но нет. Все гораздо сложнее. В романе столько всего и сразу происходит, что можно даже запутаться. И все же постараюсь обо всем по чуть-чуть рассказать. - Фабрицио – молодой человек, выходец из знатной итальянской семьи. Причем парень, что называется, буквально родился с шилом в одном месте. Не сидится ему на месте, не живется спокойно. То он, видите ли, сбегает сражаться в рядах наполеоновской армии, то в тюрьме сидючи влюбляется в прекрасную дочь коменданта… И каждый раз его жизнь висит на волоске. Тут стоит понимать, что парень итак не пользуется особо хорошей репутацией, но ему все равно надо встрять в е
Оглавление
Коллаж автора
Коллаж автора

Как сладостна порой бывает запретная любовь! Сколько безумств совершается ради нее! Иной раз доходит и до жертвы собственной жизнью…

«Пармская обитель» Стендаля по своей аннотации и по оформлению некоторых отдельно взятых изданий может так или иначе навести на мысль о мистической составляющей повествования. Знаете, этакая неземная любовь благородного юноши к некоей призрачной деве. Но нет. Все гораздо сложнее. В романе столько всего и сразу происходит, что можно даже запутаться. И все же постараюсь обо всем по чуть-чуть рассказать.

В активе имеем следующих персонажей:

- Фабрицио – молодой человек, выходец из знатной итальянской семьи. Причем парень, что называется, буквально родился с шилом в одном месте. Не сидится ему на месте, не живется спокойно. То он, видите ли, сбегает сражаться в рядах наполеоновской армии, то в тюрьме сидючи влюбляется в прекрасную дочь коменданта… И каждый раз его жизнь висит на волоске. Тут стоит понимать, что парень итак не пользуется особо хорошей репутацией, но ему все равно надо встрять в еще большие проблемы по самые уши.

- Джина, герцогиня Сансеверина. Тетка Фабрицио. Одна из самых прекрасных, а потому весьма влиятельных дам при пармском дворе. Питает пламенную страсть к племяннику, а потому стремится всеми правдами и неправдами защитить его. Но можно ли спасти добровольно идущего на гибель? Хватит ли ее любви, чтобы оградить юношу от опасности, которая для него слаще всей жизни?

- Клелия – прекрасная дочь коменданта тюрьмы. Предмет пылкого обожания Фабрицио. История их знакомства и любви настолько драматически театральна, что уже с самого начала начинают закрадываться сомнения относительно благополучного исхода. Но в определенный момент так или иначе подобная надежда начинает мелькать на горизонте.

Это самые основные действующие лица, вокруг которых по большей части и будет сосредоточено повествование. Если начать перечислять всех второстепенных и эпизодических лиц, то уже на втором десятке можно запутаться окончательно. Поэтому лучше остановимся на этих троих.

Немного о сюжете

Основную часть событий мы видим от лица Фабрицио. Однако не менее важную роль в повествовании будет играть и герцогиня Джина Сансеверина. В конце концов их судьбы оказываются неразрывно связаны. Хотя лично мне до конца так и не удалось понять, какие именно отношения связывали этих двоих. Сами посудите, Джина вроде как влюблена в Фабрицио. Фабрицио ее племянник и к тому же прилично младше. Сам Фабрицио видит в Джине скорее материнскую фигуру. В общем, интересные связи вырисовываются.

Так что с сюжетом? Впервые читатель знакомится с Фабрицио, когда он еще живет в родовом замке своего отца. Под влиянием романтических рассказов своей тетки по отцу Джины Фабрицио мечтает оказаться в рядах непобедимой французской наполеоновской армии. Но с политической точки зрения делать этого молодому итальянцу крайне нежелательно. Поэтому Фабрицио отправляется во французскую армию тайком и попадает прямиком на битву при Ватерлоо. А дальше…

После поражения французов Фвабрицио возвращается домой. Но там уже правительство готово арестовывать юношу. Мать и тетка увозят его в Милан. Долго ли, коротко ли, но так или иначе Фабрицио становится студеном духовной семинарии. Естественно, вести праведную жизнь он не собирается. В конечном итоге это и станет отправной точкой его конца.

Нескончаемые интриги при дворе пармского принца, непосредственной участницей которых станет Джина, а также собственной безрассудство и неумение слушать умных советов своих близких приведут Фабрицио к плачевному финалу. Сюжет прост как дважды два.

Выводы

Не могу сказать, что мне книга безумно понравилась. Скорее, вовсе даже нет. Книг про безрассудных юношей и прекрасных чистых дев, верных своему слову (ага, конечно, лазейку все равно откопают при желании), лично мной прочитано предостаточно.

Герцогиня Сансеверина, кажется, была введена Стендалем в повествование чисто ради того, чтобы было кому Фабрицио спасать. Жаль только, автор не наделил эту женщину силами и возможностями бога. А так получилось нечто максимально к этой функции приближенное.

В целом же, свои впечатления от прочтения «Пармской обители» могу охарактеризовать как нормальные. Без восторгов. С кучей вопросов на постфактуме. Но о прочитанном нисколько не жалею. Думаю, что даже почитаю у Стендаля что-нибудь еще. Люблю я все-таки французскую классику.

Читали ли вы «Пармскую обитель»? Планируете? Что думаете о произведении? Делитесь в комментариях!

Понравилась публикация? Жми «нравится» и подписывайся на канал!