Имя этого культового японского писателя еще недостаточно известно в нашей стране. Его пронзительное исследование внутреннего мира человека, описание болезненных страстей, одержимость странными и экзотическими явлениями, профессиональный интерес к психоанализу и нейрофизиологии, привлекавшим в то время пристальное внимание научного сообщества, позволяет отнести Юмэно Кюсаку к ярким и неповторимым творцам готической прозы.
Его сюрреалистический, пронизанный мистикой роман «Догра Магра» привлекает к себе многочисленных исследователей, по нему в Японии защищают диссертации, снимают фильмы и ставят пьесы.
Первая половина жизни Наоки Сугиямы
Наоки Сугияма родился 4 января 1889 года в городе Косёмати (префектура Фукуока) в семье политического деятеля Сугиямы Сигэмару. Отец мальчика, промышленник и политический деятель, принадлежал к ультраправой организации «Гэнъёся» («Общество черного океана»). Мать будущего писателя, Наоки, не сумела наладить отношения с семьей отца и вскоре после рождения Наоки отец с ней развелся.
- Мальчик переехал в дом к бабушке с дедушкой по отцовской линии. Он рано стал изучать классическую китайскую литературу и театр Но. В конце XIX века после падения в Японии сегуната театр Но пришел в упадок. Актеры вынуждены были «кормиться на стороне», распродавая театральный реквизит и музыкальные инструменты. Появились театры европейского типа «Симпудза». Поэтому театр Но, как и Кабуки, вынужден был откликаться на злободневные темы современности в ущерб классическому репертуару.
- Тем не менее, вкус к прошлому, включая древний театр и буддийские легенды, сыграл заметную роль в становлении будущего писателя Юмэно Кюсаку.
- Помимо этого, он запоем читал Жюль Верна, Киплинга и своего кумира – Эдгара По, готический и детективный элемент творчества которого органично вошли в загадочные сочинения Кюсаку. Отдал должное Наоки Сугияма и русской классике в лице Чехова, Льва Толстого, Леонида Андреева и Тургенева. В начале XX века в Японии была популярны русские писатели, а после революции 1917 года через Харбин, где осевшие представители «белого движения» вступили в контакт с японской армией, русская литература (шире - культура) надолго завоевала сердца японцев.
Русским эмигрантам, в свою очередь, импонировал «японский империализм» под руководством правительств генерала Тераути и олигарха Хара Кей, напоминающий режим Бенито Муссолини, который был очень популярен в описываемое время. Так, в Харбине вышла книга для православной молодежи «Первый русский фашист Петр Аркадьевич Столыпин», в которой утверждалось, что Столыпин был более гениален, чем итальянский диктатор.
- В 1908 году Наоки Сугияма после окончания знаменитой фукуокской школы Сююкан был зачислен в императорскую гвардию в качестве вольноопределяющегося.
- В 1911 году он поступил на филологический факультет университета Кэйо, продолжив служить в армии.
- Военная карьера неожиданно оборвалась, когда отец неожиданно вызвал юношу домой для управления семейной фермой. Однако в Фукуоке Наоки Сугияма пробыл недолго, так как вскоре поссорился с мачехой и, к неудовольствию отца, уехал в Токио. В столице, лишенный родительской финансовой помощи, Наоки Сугияма нашел приют в трущобах.
- В 1915 году он на короткое время стал буддийским монахом, сменив имя на Тайдо.
- В 1917 году Наоки Сугияма решил вернуться к мирской жизни и возвратился в Фукуоку. Здесь он написал первые рассказы и эссе «Кокубяку» («Черное и белое»).
- В 1918 году, когда Наоки Сугияма женился на девушке по имени Кура Канэда, у него в полной мере проснулся писательский талант. Он стал заниматься журналистикой, начал писать репортажи из Токио и, одновременно, сказки для газеты «Кюсю ниппо» («Ежедневник Кюсю»). Они выходили под разными псевдонимами (Хоэн Санддзин, Цутихара Косаку, Кадзаки Рампэй). В мае 1926 года появился главный псевдоним, под которым Наоки Сугияма и прославился.
Как Наоки Сугияма стал Юмэно Кюсаку
Идея псевдонима Юмэно Кюсаку возникла у Наоки Сугиямы в 1926 году, когда таким образом он решил подписать рассказ «Зловещий барабан» («Аякаси-но цуцуми»), отправленный на конкурс токийского журнала «Синсэйнэн». На диалекте, распространенном на Кюсю, это слово означает «мечтатель», «фантазер». Так называл сына отец - Сугияма Сигэмару.
- Рассказ «Зловещий барабан» занял второе место и вышел в октябрьском номере «Синсэйнэн». Именно с него началась писательская карьера Юмэно Кюсаку.
- Вокруг журнала Синсэйнэн» сформировался круг литераторов, пропагандирующих фантастическую, детективную и мистическую прозу. Здесь дебютировал известный мастер детективов Эдогава Рампо, здесь же появился новый жанр - тантэй сёсэцу («детективная проза»). С журналом сотрудничали яркие представители натурализма и авангарда Дзюнъитиро Танидзаки и Харуо Сато.
- Юмэно Кюсаку вскоре выпустил талантливые рассказы и повести, такие как «Ад в бутылках» (1928), «Край льда (1933)», «Ад девушек» (1933).
- В 1935 году небольшое издательство «Сёха-кукан» выпустила тиражом 2450 экземпляров главное произведение Юмэно Кюсаку – роман «Догра Магра», над которым писатель начал работать в 1925 году.
- Если обычные читатели вознесли роман до небес, критики отнеслись к книге прохладно, что можно объяснить сложностью и многоплановостью произведения. На торжествах, устроенных по случаю выхода книги в свет, многие писатели, включая Эдогаву Рампо, не скупились на похвалы автору.
- Обрушившаяся слава негативно повиляла на психическое состояние писателя.
- Юмэно Кюсаку начал страдать резкими перепадами настроения, что негативно сказывалось на его отношениях с окружающими людьми.
Через год после публикации «Догры Магры», в 1936 году, Юмэно Кюсаку скоропостижно скончался возрасте сорока семи лет от кровоизлияния в мозг, во время приезда на ферму к отцу.
Догра – Магра
Роман Юмэно Кюсаку «Догра – Магра» создавался в период относительно демократического режима Японии - правительства Като Танаки. С 1925 года по 1937 год происходила постепенная милитаризация страны, пока не был сформирован кабинет князя Коноэ, взявший курс на завоевание Китая.
- Одновременно с ростом милитаризма в стране развивалась массовая культура с преобладанием «эротики, гротеска и нонсенса» (или «эро-гуро-нансэнсу»). Таким образом подпитывался интерес публики к пикантному и сенсационному. В обычаях колонизируемых народов отыскивалось «извращенное» (хэнтай) для обоснования расового превосходства японцев и для необходимости дальнейшего завоевания соседей.
- Влияние «эро-гуро-нансэнсу» не обошло стороной и «Догру – Магру». Описание многих сцен в книге могут шокировать даже современного подготовленного читателя. Немало в романе модернистских приемов, допускающих многочисленные толкования. Юмэно Кюсаку говорил, что роман можно читать пять раз, и каждый раз открывать что-то новое.
- В книге «Догра – Магра» Юмэно Кюсаку беспощадно критикует веру современников в прогресс, позитивизм, сциентизм и модное тогда увлечение фрейдизмом и юнгианским анализом.
- Юмэно Кюсаку в «Догре – Магре» опробовал свои писательские приемы, позже успешно использованные в других произведениях: ненадежный рассказчик, появляющийся уже на первых страницах книги, и вводящий читателя в зловещую предысторию (любимый прием мастера ужасов Говарда Лавкрафта), а также вставленные в роман фрагменты хроник, газетных статей или письма героев для подтверждения неизбежности грозных поворотов сюжета.
Для большей убедительности описываемых событий Юмэно Кюсаку посещал в качестве журналиста кафедру психиатрии Императорского университета Кюсю, на которой преподавали психоанализ. На кафедре Юмэно Кюсаку познакомился с известным психиатром Ясудзабуро Сакаки, сторонником дискуссионного омоложения по методу Эйгена Штейнаха, предполагавшего трансплантацию яичек. Возможно, что Ясудзабуро Сакаки послужил прототипом одного из главных героев «Догры – Магры» - доктора Масаки. (Интересно отметить, что в одно время с Юмэно Кюсаку метод Эйгена Штейнаха подверг язвительной критики Михаил Булгаков в романе «Собачье сердце»).
- В начале романа читатель становится свидетелем пробуждения главного героя, который оказывается в палате № 7 «Клиники свободного лечения сумасшедших», созданного на частные деньги прославленного психиатра доктора Масаки при Императорском университете Кюсю. Молодой человек красивой наружности, придя в сознание, с ужасом обнаружил, что не помнит, как его зовут и как он оказался в данном заведении.
- Вскоре его посещает декан медицинского факультета Кётаро Вакабаяси, который пытается выяснить у юноши, что он помнит из прошлого и заодно случайно вывести его на верный след, чтобы он самостоятельно вспомнил все трагические события своей жизни и, тем самым, встал на путь к выздоровлению.
- Как следует в ходе дальнейшего развития сюжета, юношу звали Итиро Курэ. Он наследовал трагическое психическое заболевание семейства Курэ, когда все представители мужчин рода при чтении старинного свитка, хранившегося в родовом храме, сходили с ума и убивали своих ближайших родственников по женской линии. Так, Итиро Курэ в минуту помешательства убил собственную мать.
- Разум Итиро Курэ стал ареной борьбы двух научных светил - докторов Вакабаяси и Масаки, которые, как стало известно позже, состояли в близких отношениях с матерью юноши. Доктор Масаки оказался настоящим отцом Итиро Курэ. Он вместе с доктором Вакабаяси не остановился перед жестоким экспериментом, познакомив Итиро Курэ с содержанием свитка, которая его мать прятала от сына.
- Свиток был написан дальним предком – императорским сановником и художником У Циньсю. Пытаясь предупредить своего императора о грозящих стране потрясениях и смутах в результате его несправедливых поступков и стремясь вернуть стране мир и спокойствие, У Циньсю принял парадоксальное и жестокое решение. Он задушил свою прекрасную жену, а затем каждые десять дней принялся рисовать изменения, происходившие с ее трупом, пока от него не остались одни белые кости. Таким образом, в свиток вошли два десятка детальных рисунков разлагающегося тела. Несмотря на такую верность императору, труд У Циньсю оказался напрасным: в ходе поднятого мятежа «сын неба» был отстранен от власти.
- Доктора Масаки и Вакабаяси надеялись, что, когда к юноше вернутся воспоминания, он закончит их главные труды и, «осветив темные века сумасшедших», разгромит «ад умалишенных» и, женившись на девушке из шестой палаты Моёко (считавшейся его двоюродной сестрой), начнет счастливую жизнь, избавившись от семейного проклятия.
- Эксперимент закончился трагически, когда во время одной из прогулок во дворе клиники Итиро Курэ мотыгой убил пациентку, в которой позднее опознал мертвую императрицу.
- В отчаянии доктор Масаки бросился в море и утонул.
Согласно местным легендам, каждый, кто дочитает «Догру – Магру» до конца, снова захочет вернуться в начало, в момент пробуждения Итиро Курэ в своей палате, и так до бесконечности - пока он не сойдет с ума вместе с главным героем.
Критика сциентизма в романе «Догра – Магра»
Помимо яркого сюжета, интересны темы диссертаций доктора Масаки, которые были вставлены в роман.
- Согласно одной из них, названной «Мозг не средоточие мышления», автор подвергает сомнению руководящую роль мозга в управлении телом человека. Мозг, ставший главным органом благодаря греческому ученому Гипомению, изгнал Бога из мира и уничтожил природу человека. Он породил мир индивидуализма, а люди превратились в рой блуждающих печальных призраков. Человек с этого момента пребывает в плену иллюзии Мозга, что он – средоточие мышления. На самом деле, помимо Мозга, каждая из тридцати миллионов клеток человеческого тела осознает и ощущает, кроме клеток глаз и ушей.
- Сознание человека представляет собой «совокупность субъектно-объектных ощущений клеток», воспринимаемых человеком как единое целое благодаря рефлекторно-симпатической деятельности мозга.
- При нарушении рефлекторно-симпатической деятельности мозга другие клетки перенимают у него работу и начинают управлять движениями тела независимо от мозга, как это и происходит у низших животных. Таким образом возникают галлюцинации, сомнамбулические состояния или лунатизм. Человеку начинают мерещиться призраки и фантомы.
- Хотя современная наука доказала, что мозг ежесекундно управляет человеком, даже когда он этого не сознает, Юмэно Кюсаку метафорично выразил протест поколения молодых идеалистов против материалистического мировоззрения, захватившего родную Японию.
- Согласно теме другой диссертации доктора Масаки под названием «Сновидение эмбриона», за девять месяцев, в течение которых человеческий эмбрион находится внутри материнской утробы, он обозревает «многосерийный фильм ужасов», охватывающий миллиарды лет эволюции. Эмбрион переживает природные катастрофы, участвует в борьбе за существование и проходит естественный отбор. При этом скорость прохождения эмбрионами этапов эволюции, начиная с одноклеточного организма и заканчивая прямоходящим человеком, колоссально увеличилась: с десятка миллионов лет, необходимых для дальних предков человека, до нескольких минут или секунд – для человеческого зародыша.
- Напрашивается вывод, что чем ниже степень эволюционного развития организма, тем меньше времени требуется для его эмбрионального развития. Вокруг примитивного ядра человеческой психики, характерной для протоплазмы, накладываются усложненные слои животной психологии, а венчает всю структуру слой человечности, «разукрашенный» культурой, этикетом, социальным статусом (названный Марксом надстройкой). Доктор Масаки ставит следующие вопросы: каким образом у человека, считающегося «царем природы», самый продолжительный период вынашивания? Зачем эмбриону сохранять столь сложные воспоминания, характерные для каждого из пройденных эмбрионом этапов эволюции?
- Ответ, по мнению доктора Масаки, лежит в природе сновидений и в «тайной жизни» человеческой клетки. «Каждая клетка – отдельная жизнь», их сумма превосходит человеческое сознание, состоящее из данных клеток. Мозг является только посредником при формировании общего сознания. Клетки наделены собственной памятью, которая проявляется в момент сна, когда внешние раздражители не влияют на человеческие чувства. Благодаря безграничной памяти, клетки способны растягивать время в течение «рисования снов», когда события, отображающиеся в сновидениях, длиной в сотни лет проносятся за пару секунд.
- Таким образом доказывается субъективность восприятия времени человеком. Этим же объясняется убыстряющийся период эмбрионального развития, то есть, как считал доктор Масаки, эволюционным развитием клеток, сохраняющим память о своих предшествующих состояниях. Эмбрион, «просматривая» картины мучительных переживаний своих предков, их «грехи» и преступления, успокаивается только на девятом месяце, когда видит сон о своих родителях. Причины врожденных умственных или физических недостатков младенца следует искать в указанных снах эмбриона.
- Юмэно Кюсаку, постоянно критикуя материализм и позитивизм, демонстрирует, помимо увлекательной буддийской картины мира, увлечение взглядами Карла Юнга о наследственности человеческого опыта, хранящегося в подсознании. Позже данному явлению дал научное обоснование психолог Дональд Хебб, открывший в 1949 году долговременную и кратковременную память между нейронами.
Край льда
В 1933 году свет увидела детективная повесть Юмэно Кюсаку «Край льда». В ней рассказ ведется от имени рядового пехоты Сакудзуро Уэмуры, дежурившего в штабе японской армии, дислоцируемой в Харбине. Описываемые события в книге произошли в 1919 году, когда Харбин наводнили войска Белой армии под руководством генерал-лейтенанта Хорвата и атамана Семенова, поддерживающие их союзники - японцы, а также информаторы и сочувствующие Красной армии.
- В результате интриг хозяйки ресторана «Серебряный месяц» и ее возлюбленного, переводчика штаба японской армии Тонаси (втайне приверженца Коммунистического интернационала), укравшего из кассы штаба сто пятьдесят тысяч йен, подозрения пали на рядового Сакудзуро Уэмуру.
- Спасаясь от жандармов, он сбежал во Владивосток вместе с приемной дочерью распорядителя Белой Армии Ослова – Ордойского по имени Нина, из жалости и бескорыстия пожелавшего спасти японского рядового от смерти. Стараясь не вызывать подозрений японских лазутчиков, Нина сбрила волосы на голове и подрабатывала танцовщицей в русских ресторанах, а Сакудзуро Уэмура безвылазно просиживал в снимаемых комнатах.
- Будучи узнанной во Владивостоке большевистским "шпионом", Нина вместе с Сакудзуро Уэмурой решаются отправиться в темноте на санях по замершему морю вдоль острова Русский, а затем - в «сторону Японии» (так поэтически Юмэно Кюсаку изобразил поездку в один конец, на верную смерть). Ранее таким способом пытались вырваться из местного острога многие узники.
Все творчество Юмэно Кюсаку было попыткой добраться до края обитаемого мира и заглянуть за его пределы, как это делали герои его произведений ценою лишения рассудка и жизни.
Если Вам понравилась эта история, подписывайтесь на мой канал. Вас ждет еще много интересного!