Мастерская художника для непосвященных людей кажется необыкновенным местом. Настоящим храмом искусств, где рождаются великие произведения.
Место таинственное, непонятное, место желанное. Многие художники, особенно раньше, стремились попасть в союз художников прежде всего из-за мастерских.
Их давали лучшим из лучших с точки зрения правления союза художников. Им доставались большие в два этажа, светлые мастерские по условной цене. Художникам попроще оставались подвалы или маленькие студии.
Сколько драм, скандалов и разбитых судеб вокруг этих самых мастерских. Получить их было очень сложно.
Сейчас стало меньше зависимости от чужих решений. Можешь сам себе организовать мастерскую. Купить, построить, выделить комнату или пространство в своем доме, снять в аренду помещение. То есть хочешь работать, найдешь вариант.
Мастерская для живописи должна быть светлой, иметь хорошее естественное освещение. Здесь должно быть место, чтобы посмотреть на картину, которую пишут, с расстояния. Увидеть ее целиком.
Когда холст большой, а помещение маленькое приходилось прибегать к хитростям. Делать фотографии работы, они позволяют увидеть картину в целом. Выносить картину на улицу или еще куда-то, чтобы посмотреть на нее издалека. Понятно, что это неудобно.
Мастерская должна иметь место, стеллаж для хранения картин, этюдов, подготовительных материалов для картин в виде картонов, набросков. И это место должно быть сухое и иметь хорошую вентиляцию и подходящую температуру.
Мастерская для графиков должна иметь хорошую вытяжку, ведь там работают с разными агрессивными веществами. Мастерская для батика, для росписи ткани требует большой поверхности стола.
Как можно понять, требований к помещениям много, но даже их выполнение не гарантирует, что помещение станет мастерской. Знаю некоторых художников, которые получили мастерские или имеют их, а работать там не смогли. Помещение так и не стало мастерской художника.
Знаю одного замечательного мастера, который имеет две просторных мастерских в центре Москвы, а используют их просто как склад для своих работ. Писать он там не может. Все идеально, все обустроено, вплоть до вида из окна, но к творчеству не располагает.
Он пишет в небольшой комнате в своей квартире в Подмосковье. Там нет суеты, толп народа, гламура и амбиций, а есть реальная жизнь. Вместо ритма столицы - тишина и покой. Возможность подумать, сосредоточится на самом главном, на творчестве.
В этой статье я хочу поговорить не о материальной стороне, а о том, что же главное в мастерской художника, что делает пространство именно местом для творчества. Почему в одном пространстве не получается работать, а в другом, вроде менее удобном, вдохновение приходит само собой и пишутся картины.
И это явно не размеры мастерской и расположение в престижном районе. Это что-то тонкое, духовное, у каждого художника свое, личное. Если обратить внимание на общие черты мастерских, то заметишь, что везде своя атмосфера.
Иногда она создается годами, художник обживает пространство и только тогда начинается непосредственно творчество. А иногда она появляется практически сразу.
Возникает вопрос: как же ее создать? Творческую атмосферу. Это актуальный вопрос, особенно если часто в разъездах и работаешь в нескольких местах. Так я, например, пишу на побережье, в Сочи или приезжаю в кубанские поля на ферму.
И у меня по факту две мастерские, пусть одна и импровизированная. У многих художников есть зимние мастерские в городе и летние, выездные где-нибудь в деревне. Хорошо если они постоянные, а ведь иногда приходится менять местоположение. Как быстро организовать себе мастерскую в любом месте?
Решила выделить главные пункты, которые помогают настроиться на работу.
1. Развесить на стенах свои удачные работы, работы значимых этапов и те, которые еще не дописаны, выразительные фотографии, которые могут натолкнуть на мысли, репродукции любимых мастеров.
2. Стараться собирать коллекцию вещей, которые могут вызывать желание творить. Это очень индивидуально, и может быть что угодно, понятное только художнику. У меня, например, коллекция альбомов любимых художников, интересные камни и предметы для натюрмортного фонда. Горшки, кувшины, стеклянные винтажные графины.
3. Обязательно стеллаж или место с чистыми холстами, красками и другими материалами. Захотел писать, и все есть под рукой.
4. Место или угол для хранения написанных работ. Он может быть и не большой. Все зависит от размеров и работоспособности художника.
5. Удобные зоны для отдыха, чтобы можно было передохнуть в процессе. Писать маслом, рисовать очень утомительно, большая нагрузка на организм. Особенно если работаешь целыми днями. Я больше трех часов без отдыха не выдерживаю. Важно передохнуть немного до того, как выработается весь ресурс.
6. Желательно легкая музыка, как фон. Главное, чтобы она была негромко и не отвлекала. Хотя тут тоже все индивидуально. Знаю человека, он работает под тяжелый рок, и работает успешно.
7. Не превращать мастерскую в проходной двор. Не показывать незаконченные работы, чтобы не навредили неосторожным словом и не отбили желание писать
8. Помнить что творчество этот процесс личный, в мастерской много вещей где художник раскрывает свою душу. Поэтому чужих людей быть не должно.
9. Хотя бы одна стена должна оставаться пустой и светлой, чтобы на фоне нее можно было работать, фотографировать картины и размещать материал для работы.
10. Желательно интересный вид из окна. Не обязательно красивый, главное чтобы он располагал к созерцанию и наблюдению.
Может я и пропустила какой-то важный момент, если так, то поправьте меня. Ведь мастерская, как и творчество у художника всегда индивидуальна.
Учитывать то, что в нынешних реалиях большие мастерские или арендованные помещения это дорого, нужно оценивать свои возможности. Тут все зависит от интенсивности вашей работы, от количества заказчиков и размеров картин.
Самое главное, не надо комплексовать по поводу наличия или размеров мастерской, а выходить из положения. Можно писать на лоджии, в углу или на кухне. Главное писать. И помнить, что не мастерская делает человека художником, а творчество.
Надеюсь, моя статья была вам полезна. С удовольствием отвечу на все ваши вопросы и комментарии. Жду всех вас на своем канале.
С уважением. Тяглова Наталья.