Найти в Дзене
Прекрасное Далёко

Мастерская художника - место для вдохновения.

Мастерская художника для непосвященных людей кажется необыкновенным местом. Настоящим храмом искусств, где рождаются великие произведения. Место таинственное, непонятное, место желанное. Многие художники, особенно раньше, стремились попасть в союз художников прежде всего из-за мастерских. Их давали лучшим из лучших с точки зрения правления союза художников. Им доставались большие в два этажа, светлые мастерские по условной цене. Художникам попроще оставались подвалы или маленькие студии. Сколько драм, скандалов и разбитых судеб вокруг этих самых мастерских. Получить их было очень сложно. Сейчас стало меньше зависимости от чужих решений. Можешь сам себе организовать мастерскую. Купить, построить, выделить комнату или пространство в своем доме, снять в аренду помещение. То есть хочешь работать, найдешь вариант. Мастерская для живописи должна быть светлой, иметь хорошее естественное освещение. Здесь должно быть место, чтобы посмотреть на картину, которую пишут, с расстояния. Увидеть
Мастерская  художника Георгия Кикина. Фото из интернета.
Мастерская художника Георгия Кикина. Фото из интернета.

Мастерская художника для непосвященных людей кажется необыкновенным местом. Настоящим храмом искусств, где рождаются великие произведения.

Место таинственное, непонятное, место желанное. Многие художники, особенно раньше, стремились попасть в союз художников прежде всего из-за мастерских.

Импровизированная мастерская. Фото автора.
Импровизированная мастерская. Фото автора.

Их давали лучшим из лучших с точки зрения правления союза художников. Им доставались большие в два этажа, светлые мастерские по условной цене. Художникам попроще оставались подвалы или маленькие студии.

Сколько драм, скандалов и разбитых судеб вокруг этих самых мастерских. Получить их было очень сложно.

Мастерская Анны Сливаковой. Фото из интернета.
Мастерская Анны Сливаковой. Фото из интернета.

Сейчас стало меньше зависимости от чужих решений. Можешь сам себе организовать мастерскую. Купить, построить, выделить комнату или пространство в своем доме, снять в аренду помещение. То есть хочешь работать, найдешь вариант.

Мастерская для живописи должна быть светлой, иметь хорошее естественное освещение. Здесь должно быть место, чтобы посмотреть на картину, которую пишут, с расстояния. Увидеть ее целиком.

Стелаж для холстов в мастерской.
Стелаж для холстов в мастерской.

Когда холст большой, а помещение маленькое приходилось прибегать к хитростям. Делать фотографии работы, они позволяют увидеть картину в целом. Выносить картину на улицу или еще куда-то, чтобы посмотреть на нее издалека. Понятно, что это неудобно.

Стена в мастерской .Фото автора.
Стена в мастерской .Фото автора.

Мастерская должна иметь место, стеллаж для хранения картин, этюдов, подготовительных материалов для картин в виде картонов, набросков. И это место должно быть сухое и иметь хорошую вентиляцию и подходящую температуру.

Моя колекция стекла в мастерской. Фото автора.
Моя колекция стекла в мастерской. Фото автора.

Мастерская для графиков должна иметь хорошую вытяжку, ведь там работают с разными агрессивными веществами. Мастерская для батика, для росписи ткани требует большой поверхности стола.

Как можно понять, требований к помещениям много, но даже их выполнение не гарантирует, что помещение станет мастерской. Знаю некоторых художников, которые получили мастерские или имеют их, а работать там не смогли. Помещение так и не стало мастерской художника.

Мастерская Анны Сливаковой. Фото из интернета.
Мастерская Анны Сливаковой. Фото из интернета.

Знаю одного замечательного мастера, который имеет две просторных мастерских в центре Москвы, а используют их просто как склад для своих работ. Писать он там не может. Все идеально, все обустроено, вплоть до вида из окна, но к творчеству не располагает.

Он пишет в небольшой комнате в своей квартире в Подмосковье. Там нет суеты, толп народа, гламура и амбиций, а есть реальная жизнь. Вместо ритма столицы - тишина и покой. Возможность подумать, сосредоточится на самом главном, на творчестве.

Мастерскя графиков. Фото автора.
Мастерскя графиков. Фото автора.

В этой статье я хочу поговорить не о материальной стороне, а о том, что же главное в мастерской художника, что делает пространство именно местом для творчества. Почему в одном пространстве не получается работать, а в другом, вроде менее удобном, вдохновение приходит само собой и пишутся картины.

И это явно не размеры мастерской и расположение в престижном районе. Это что-то тонкое, духовное, у каждого художника свое, личное. Если обратить внимание на общие черты мастерских, то заметишь, что везде своя атмосфера.

Иногда она создается годами, художник обживает пространство и только тогда начинается непосредственно творчество. А иногда она появляется практически сразу.

В мастерской. Белякова Евгения. Холст, масло.
В мастерской. Белякова Евгения. Холст, масло.

Возникает вопрос: как же ее создать? Творческую атмосферу. Это актуальный вопрос, особенно если часто в разъездах и работаешь в нескольких местах. Так я, например, пишу на побережье, в Сочи или приезжаю в кубанские поля на ферму.

И у меня по факту две мастерские, пусть одна и импровизированная. У многих художников есть зимние мастерские в городе и летние, выездные где-нибудь в деревне. Хорошо если они постоянные, а ведь иногда приходится менять местоположение. Как быстро организовать себе мастерскую в любом месте?

Уголок в мастерской.  Фото автора.
Уголок в мастерской. Фото автора.

Решила выделить главные пункты, которые помогают настроиться на работу.

1. Развесить на стенах свои удачные работы, работы значимых этапов и те, которые еще не дописаны, выразительные фотографии, которые могут натолкнуть на мысли, репродукции любимых мастеров.

2. Стараться собирать коллекцию вещей, которые могут вызывать желание творить. Это очень индивидуально, и может быть что угодно, понятное только художнику. У меня, например, коллекция альбомов любимых художников, интересные камни и предметы для натюрмортного фонда. Горшки, кувшины, стеклянные винтажные графины.

3. Обязательно стеллаж или место с чистыми холстами, красками и другими материалами. Захотел писать, и все есть под рукой.

4. Место или угол для хранения написанных работ. Он может быть и не большой. Все зависит от размеров и работоспособности художника.

5. Удобные зоны для отдыха, чтобы можно было передохнуть в процессе. Писать маслом, рисовать очень утомительно, большая нагрузка на организм. Особенно если работаешь целыми днями. Я больше трех часов без отдыха не выдерживаю. Важно передохнуть немного до того, как выработается весь ресурс.

6. Желательно легкая музыка, как фон. Главное, чтобы она была негромко и не отвлекала. Хотя тут тоже все индивидуально. Знаю человека, он работает под тяжелый рок, и работает успешно.

7. Не превращать мастерскую в проходной двор. Не показывать незаконченные работы, чтобы не навредили неосторожным словом и не отбили желание писать

8. Помнить что творчество этот процесс личный, в мастерской много вещей где художник раскрывает свою душу. Поэтому чужих людей быть не должно.

9. Хотя бы одна стена должна оставаться пустой и светлой, чтобы на фоне нее можно было работать, фотографировать картины и размещать материал для работы.

10. Желательно интересный вид из окна. Не обязательно красивый, главное чтобы он располагал к созерцанию и наблюдению.

Может я и пропустила какой-то важный момент, если так, то поправьте меня. Ведь мастерская, как и творчество у художника всегда индивидуальна.

Учитывать то, что в нынешних реалиях большие мастерские или арендованные помещения это дорого, нужно оценивать свои возможности. Тут все зависит от интенсивности вашей работы, от количества заказчиков и размеров картин.

Самое главное, не надо комплексовать по поводу наличия или размеров мастерской, а выходить из положения. Можно писать на лоджии, в углу или на кухне. Главное писать. И помнить, что не мастерская делает человека художником, а творчество.

Надеюсь, моя статья была вам полезна. С удовольствием отвечу на все ваши вопросы и комментарии. Жду всех вас на своем канале.

С уважением. Тяглова Наталья.