Найти в Дзене

Замахнулись на "Наше всё" и что получилось

Режиссер Феликс Умаров, снимавший рекламу для мировых брендов и клипы, поставил мюзикл «Пророк. История Александра Пушкина». Великого русского поэта, сыграл оскаровский номинант Юра Борисов. В широкий прокат картина вышла 14 февраля. 

Фильм начинается с того, как молодой Пушкин наводит смуту в Царскосельском лицее. Пушкин неугомонный заводила, «сукин сын», то на дуэль сокурсника вызовет, то вступит в перепалку с преподавателем. Он дерзит и в спорах переходит на речитатив. Его глагольные формы хорошо ложаться на бит и это возможно нетривиальное, талантливое решение. 

  • И вот лицей позади и кучерявый юнец превращается во взрослую версию Пушкина- Юру Борисова. Перед нами череда многочисленных балов Санкт-Петербурга. 
  • Высшему свету талант открывает княгиня Голицына (Светлана Ходченкова). Пораженная княгиня предсказывает юноше великое будущее, а встреченная во время кутежа гадалка — потерю друга и смерть от руки человека с белой головой. В дальнейшем с речитатива Александр Сергеевич переходит на пение, где «Пророк» становится мюзиклом. Танцев и пения не меньше чем светских бесед о Конституции, реформах и любви к свободе. Однако рэперский кутеж не остается незамеченным со стороны охранки. Поэта отправляют сначала в ссылку на юг России, где он не вылезает из объятий чужой жены графини Елизаветы Воронцовой (Анна Чиповская). Затем ссылка в родовое гнездо в Михайловское, где он прозябает в тоске и холоде. Но где он испытал величайший творческий подьем, создав более ста произведений. Шанс вернуться в Петербург Пушкин получает, когда его после восстания декабристов привечает новый император Николай I (Евгений Шварц). У него же он просит помилование для сосланного на каторгу в Сибирь декабриста Пущина. В дальнейшем поэта ждет любовь всей жизни и новая, на сей раз роковая, дуэль с французом Жоржем Дантесом (Флориан Десбьендра). 
-2
  • По биографии Пушкина не шагают, а буквально бегут. Для ориентации на местности на экране читаем названия глав, фиксацию года. Это не для знатоков биографии Пушкина, скорее для школьников. Центр притяжения, конечно, Юра Борисов — пока не памятник нерукотворный, а живой человек. Он играет легенду русской литературы вполне органично и понятно. Это не фактурное молчание как в «Аноре», а вполне эмоциональные диалоги. Если бы фильм позиционировался как мелодрама о любви, которая свела поэта в могилу, режиссер смог бы отпраздновать победу. Замысел и реализация вполне бы совпали. Но фильм, в том числе старается говорить о глубоком и важном, вписывая Александра Сергеевича в контекст. И тут кино буксует. Сложно под рэп и хип-хоп копнуть глубокие пласты творчества поэта-пророка, бунтаря, философа. 
-3
  • Актриса Алена Долголенко появляется в образе Наташи Гончаровой, излишне наивной девушки. Актриса органично вписалась в образ и бесспорно это находка для этой роли. Но мне мешало её хлопанье ресницами до самого финала. Это портит образ пусть и беспечной красавицы, но все же, жены величайшего поэта. Кажется, даже поднося к губам умирающего Александра Сергеевича морошку, она не понимает, что происходит. Создаются ощущение, что она живет в собственном мире иллюзий. Она такая же, как прежде в 19 лет, счастливо упорхнувшая из дома строгой маменьки. Но уже есть дети и прожитые годы рядом с поэтом. И Жуковский, и Воронцова, и Гончарова — персонажи вокруг Пушкина, которые напрочь лишены характеров, динамики, и как следствие развития.Остальной актерский ансамбль пребывает в аналогичном положении. Сергей Гилев в роли начальника III отделения императорской канцелярии Александра Бенкендорфа строгий, со сталью во взгляде. Николай I в исполнении Евгения Шварца язвительный и обтекаемый. Данзас кутит, Пущин ведет декабристов на верную смерть. Кажется, каждому из персонажей дали ровно одну краску для характера, которой актеры успешно придерживаются.
-4
  • «К черту литературу!» — кричит герой Борисова, собирающийся идти свататься к Наталье Гончаровой. К такому подходу, видимо и призывает режиссер, предлагающий посмотреть на Пушкина не как на памятник, а как на живого, мятущегося человека. Пожалуй актерские мышцы Юры Борисова органично откликаются на малейшую перемену настроения его героя. Он талантливо несется по эмоциональным горкам. Но проблема в том, что по сути Борисову нечего играть. Увы сценарий не подразумевает настоящей глубины. С одной стороны, в картине есть свежесть, размах и, без сомнения, талантливый Юра Борисов, но ей недостает объема и воздуха. 

Но не будем судить слишком строго, а порадуемся что появился фильм с рассказом об одном из главных персонажей русской культуры. И пусть нам не хватает многомерности, но в драйве и в стремлении пошатнуть российские жанровые устои Феликсу Умарову и его команде точно не откажешь.

Читайте мой пост про Юру Борисова :

Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки - мне это важно!