Рюкзак, трубка и флейта. Представьте себе не особого молодого человека, самой обычной наружности, с рюкзаком за спиной (в котором сложены бумаги 😉), с трубкой в зубах и флейтой, торчащей из-за петлицы дорожного пиджака. Идёт этот человек, опираясь на палку, уверенно двигается по лесным тропинкам, смело переходит вброд быстрые речушки, даже болото не воспринимает как преграду на пути. Если река глубока - мастерит плот, если можно переплыть - переплывает! Случилась зима - становится на лыжи, а если не дойти пешком - едет на оленях.
По профессии наш путешественник - доктор, и очень хороший доктор. А ещё он ВЛЮБЛЁН! Влюблён в родные края, в звучание родного языка, в родную строгую и лаконичную природу и в далёкое прошлое своей земли, когда жили БОГИ и первые люди умели читать заклятья. Когда мир делился на Калевалу и Похьёлу, а не на Швецию и Финляндию. Когда люди могли легко превращаться в рыб и птиц, а рыбы и птицы разговаривали человеческим языком.
И звали нашего доктора-путешественника Элиас Лённрот. И в своих путешествиях, забираясь в самые отдалённые уголки карельской земли, он слушал рунопевцев, записывал за ними, собирал рунические песни о сотворении мира, о первых БОГАХ и героях, о временах мифов и преданий. А потом - отобрал лучшие "стихи" и издал "КАЛЕВАЛУ" - эпическую поэму о "делах давно минувших дней" 😉.
Укко, Ахти и Хийси. По большому счёту богов надо бы разделять на финских и карельских 😉. Но с письменностью в те языческие времена было не очень, чётко выстроенного "пантеона" не сохранилось, многие мифы переплелись, а источником для изучения стали песни рунопевцев и та самая "КАЛЕВАЛА" Элиаса Лённрота. Поэтому боги - карело-финские! И первый это Укко - верховный бог, традиционно - громовержец и покровитель скота и урожая. Укко - это и имя собственное, и слово, означающее "старец".
Укко - это старец с седой бородой, он разъезжает по небу на колеснице и мечет молнии. И хотя у карело-финнов есть ещё бог Кекри, который тоже отвечает за домашний скот и зерновые посевы, Укко - это всеобъемлющая власть, он - владыка ВСЕГО. Верили карело-финны в бога бури, бога-кузнеца, подарившего огненную искру людям, по имени Ильмаринен (Илмайлине). Сильным богом считался Ахти (Ахто). Это "морской владыка", "хозяин воды" и покровитель птиц🤔. Он тоже - укко - старец, только борода у него из водорослей, а одет он в хитон из пены морской.
Ещё есть бог или богиня (точности нет) по имени Веден-эма, покровитель(ница) рыбаков и рыбной ловли. А вот охотникам покровительствовал Хийси - бог леса, который был великаном! Хозяйка соснового бора и прародительница медведей звалась Хонготар ("Сосновица").
И, конечно же, какая мифология без загробного мира и его владыки? Помните греческого Аида, скандинавскую Хель, славянского Чернобога, египетского Анубиса и аккадскую Эрешкигаль? У карело-финнов "аналогичный" бог звался Туони или Мана.
Загробный мир звался Манала и очень напоминал мир земной. В Манале светило солнце, были реки, леса, поля и луга. Водились в лесах медведи и волки, а в реках - рыба, но всё равно было как-то неуютно и даже опасно. Да и семья Туони могла нагнать страха на кого угодно! Жена - словно ведьма - старуха с крючковатыми пальцами, кровожадный сын и дочери с чёрными лицами, причём одна из дочерей считалась богиней болезней!
Ильматар, утка и семь яиц. Бессмертная "Калевала" состоит из 50 глав, которые названы РУНАМИ и представляет собой законченные истории. И начинается всё традиционно - с сотворения мира и рождения первого героя! Итак, Ильматар - дочь воздуха, дева неба, нежная блондинка-босоножка. Именно она носилась по небу, не зная, чем себя занять.
Забеременела от ветра, приютила на своём колене УТКУ, случайно разбила утиные яйца и появились земля, солнце, звёзды, тучи... Ильматар вдохновилась и начала творить ландшафты, вдыхать во всё жизнь.
Потом родила сына - Вяйнямейнена. А так как беременность немного затянулась (лет на 700 - 800), то Вяйнямейнен родился уже старцем с седыми волосами и бородой, но мудрым и певцом замечательным. Но не стеснялся спрашивать совета у матери и часто прибегал к её помощи.
Вяйнямейнен, Илмаринен и Лемминкяймен. Именно Вяйнямейнен становится главным героем "Калевалы", большинство рун посвящено его подвигам, путешествиям и приключениям. Много всего выпало на долю Вяйнямейнена. Жил он на далёком острове, выращивал леса и рощи, засевал ячмень, побывал в царстве мёртвых (известный мотив, сразу Одиссей вспоминается 😉), был проглочен великаном, но сумел освободиться. Слёзы героя стали жемчугом морским и "голубым песком", силой магии сражался со страшной ЛОУХИ, хозяйкой Похьёлы ("яблоком раздора" стала магическая мельница САМПО), спасал месяц и солнце для людей.
Но все руны, связанные с Вяйнямейненом, пронизывает один очень древний мотив - поиски невесты. Ищет свою "половинку" седой Вяйнямейнен и среди "друзей", и среди "врагов". И близко, и далеко. Но до свадьбы дело так и не доходит ни разу. И с каждой новой избранницей случается своя история!
Но не один Вяйнямейнен - герой "Калевалы". История бога-кузнеца Илмаринена тоже рассказывается в поэме. И в истории этой и дружба, и любовь, и смерть красавицы-жены, и создание магических артефактов, и изготовление оружия Вяйнямейнену для сражения с Лоухи.
Ещё один герой - охотник Лемминкяймен. Чудесный образ "Калевалы", этакий "Дон Жуан", весельчак, волокита и жизнелюб. И, хотя "Калевала" достаточно серьёзна по сюжету, некоторые руны и события трагичны, Лемминкяймен вносит особую позитивность в поэму. Есть руны, в которой три этих героя объединяются для совместных подвигов.
Сампо, кантеле и брусника. Магии и магического в "Калевале" хватает. Герои могут превращаться в птиц и зверей, выполняют невозможные поручения с помощью волшебства, останавливают врагов и мороз силой заклинания, оживляют убитых, и даже лодка плачет, соскучившись по путешествиям 😉. Но есть особые артефакты, которые - движущая сила сюжета. Это магическая мельница САМПО, созданная Ильмариненом. Именно с этой мельницей связана история любви бога-кузнеца и дочери Лоухи. Именно из-за Сампо Вяйнямейнен сражается с самой хозяйкой Похьёлы.
У самого Вяйнямейнена есть КАНТЕЛЕ, и не простое, а магическое. Кантеле - это музыкальный инструмент финнов и карелов, что-то наподобие славянских гуслей. Своё кантеле Вяйнямейнен делал сам, и в его руках оно обретало волшебную силу. Могло заколдовать своей музыкой, могло усыпить, а могло подарить невиданную радость и лучшую песню. И звери, и птицы, и даже деревья замирали, слушая волшебные звуки кантеле. И, когда обидевшись, Вяйнямейнен уходит туда, где небо сливается с землёй, он оставляет своё кантеле людям.
Сампо и кантеле - это магические артефакты, а вот брусника, вкусная и полезная реальная ягода, в "Калевале" тоже становится волшебной. От брусники беременеет Марьятта. И рождается тот, кого провозглашают королём всех земель! И, поскольку все эти события описаны в 50 руне, так и хочется воскликнуть: Но это уже совсем другая история 😉😄.
Вот исчезнет это время,
Дни пройдут и дни настанут,
Я опять здесь нужен буду,
Ждать, искать меня здесь будут!
Чтоб я вновь устроил САМПО,
Сделал короб многострунный,
Вновь пустил на небо МЕСЯЦ,
СОЛНЦУ снова дал свободу,
Ведь без месяца и солнца
РАДОСТЬ в мире невозможна...
/прощальная песнь Вяйнямейнена/