Адольф Гитлер выступает в Рейхстаге.
Придя к власти, Гитлер установил абсолютную диктатуру. Он добился согласия президента на проведение новых выборов. Пожар в Рейхстаге в ночь на 27 февраля 1933 года (по-видимому, дело рук голландского коммуниста Маринуса ван дер Люббе) послужил поводом для принятия указа, отменяющего все гарантии свободы, и для усиления кампании насилия. В этих условиях, когда состоялись выборы (5 марта), нацисты набрали 43,9 процента голосов.
21 марта Рейхстаг собрался в Потсдамской гарнизонной церкви, чтобы продемонстрировать единство национал-социализма со старой консервативной Германией, представленной Гинденбургом. Два дня спустя законопроект о чрезвычайных полномочиях, предоставлявший Гитлеру всю полноту власти, был принят в Рейхстаге объединёнными голосами депутатов от нацистской, национал-социалистической и центристской партий (23 марта 1933 года). Менее чем через три месяца все не нацистские партии, организации и профсоюзы прекратили своё существование. За исчезновением католической Центристской партии в июле последовал немецкий конкордат с Ватиканом.
У Гитлера не было желания разжигать радикальную революцию. Консервативные «идеи» по-прежнему были необходимы, чтобы он мог стать президентом и сохранить поддержку армии. Более того, он не собирался экспроприировать промышленников, если они служили интересам нацистского государства. Эрнст Рём, однако, был главным действующим лицом «продолжающейся революции». Как глава СА он также вызывал недоверие у армии. Сначала Гитлер попытался заручиться поддержкой Рёма в своей политике с помощью убеждения. Герман Геринг и Генрих Гиммлер стремились избавиться от Рёма, но Гитлер колебался до последнего момента. Наконец, 29 июня 1934 года он принял решение. В «Ночь длинных ножей» Рём и его заместитель Эдмунд Хайнес были казнены без суда и следствия вместе с Грегором Штрассером, Куртом фон Шлейхером и другими.
Военачальники, довольные тем, что СА распущена, одобрили действия Гитлера. Когда 2 августа умер Гинденбург, военачальники вместе с Папеном согласились на объединение должностей канцлера и президента, что повлекло за собой верховное командование вооружёнными силами Рейха. Теперь офицеры и солдаты приносили присягу на верность лично Гитлеру. Восстановление экономики и быстрое снижение уровня безработицы (совпавшее с восстановлением экономики во всём мире, но за которое Гитлер взял на себя ответственность) сделали режим всё более популярным, а сочетание успехов и полицейского террора обеспечило поддержку 90 процентов избирателей на плебисците.
Гитлер уделял мало внимания организации и управлению внутренними делами нацистского государства. Отвечая за основные направления политики, а также за систему террора, поддерживавшую государство, он оставил детальное управление своим подчиненным. Каждый из них обладал произвольной властью в своей сфере, но, намеренно создавая ведомства и организации с пересекающимися полномочиями, Гитлер эффективно предотвращал возможность того, что какая-либо из этих сфер когда-либо станет достаточно сильной, чтобы бросить вызов его собственной абсолютной власти.
Внешняя политика занимала его больше всего. Как он ясно дал понять в «Моей борьбе», воссоединение немецкого народа было его главной целью. Кроме того, естественным полем для экспансии был восток, Польша, Украина и СССР — экспансия, которая неизбежно привела бы к возобновлению исторического конфликта Германии со славянскими народами, которые в новом порядке были бы подчинены тевтонской расе господ. Он видел в фашистской Италии своего естественного союзника в этом крестовом походе. Британия была возможным союзником при условии, что она откажется от своей традиционной политики поддержания баланса сил в Европе и ограничится своими интересами за рубежом. Франция на западе оставалась естественным врагом Германии, и поэтому её нужно было запугать или подчинить, чтобы сделать возможной экспансию на восток.
Прежде чем такое расширение стало возможным, необходимо было снять ограничения, наложенные на Германию в конце Первой мировой войны Версальским договором. Гитлер использовал все средства пропаганды, чтобы развеять подозрения других держав. Он позиционировал себя как защитника Европы от угрозы большевизма и настаивал на том, что он — миролюбивый человек, который лишь хочет устранить неравенство Версальского договора. Он вышел из Конференции по разоружению и из Лиги Наций (октябрь 1933 года) и подписал договор о ненападении с Польшей (январь 1934 года). За каждым отказом от договора следовало предложение заключить новое соглашение и заявление об ограниченном характере амбиций Германии. Только однажды нацисты вышли за рамки дозволенного: когда австрийские нацисты при попустительстве немецких организаций убили канцлера Австрии Энгельберта Дольфуса и попытались поднять восстание (июль 1934 г.). Попытка провалилась, и Гитлер снял с себя всякую ответственность.
В январе 1935 года плебисцит в Сааре с более чем 90-процентным перевесом вернул эту территорию Германии. В марте того же года Гитлер ввёл воинскую повинность. Хотя эти действия вызвали протесты со стороны Великобритании, Франции и Италии, оппозиция была сдержанной, и мирная дипломатия Гитлера оказалась достаточно успешной, чтобы убедить британцев заключить военно-морской договор (июнь 1935 года), признающий право Германии на значительный военно-морской флот. Его величайшим достижением стал март 1936 года, когда он воспользовался предлогом пакта между Францией и Советским Союзом, чтобы войти в демилитаризованную Рейнскую область. Это решение он принял вопреки советам многих генералов. Тем временем союз с Италией, предусмотренный в Майн Кампф, быстро стал реальностью в результате санкций, введенных Великобританией и Францией против Италии во время эфиопской войны. В октябре 1936 года итальянским диктатором Бенито Муссолини ось Рим Берлин; вскоре после этого был подписан Антикоминтерновский пакт с Японией; а год спустя все три страны присоединились к пакту. Хотя на бумаге у Франции было несколько союзников в Европе, а у Германии их не было, Третий рейх Гитлера стал главной европейской державой.
В ноябре 1937 года на секретном совещании своих военных руководителей Гитлер изложил свои планы будущих завоеваний (начиная с Австрии и Чехословакии). В январе 1938 года он отказался от услуг тех, кто не был до конца предан нацистскому динамизму: Яльмара Шахта, занимавшегося экономикой Германии; Вернера фон Фрича, представителя осторожных профессиональных военных; и Константина фон Нейрата, назначенного Гинденбургом на пост министра иностранных дел. В феврале Гитлер пригласил австрийского канцлера Курта фон Шушнига в Берхтесгаден и заставил его подписать соглашение, включавшее австрийских нацистов в состав венского правительства. Когда Шушниг попытался сопротивляться, объявив о проведении плебисцита о независимости Австрии, Гитлер немедленно приказал немецким войскам вторгнуться в Австрию. Восторженный приём, оказанный Гитлеру, убедил его решить вопрос о будущем Австрии путём прямой аннексии (аншлюса). Он с триумфом вернулся в Вену, где в юности пережил унижения и лишения. Со стороны Великобритании и Франции не было оказано никакого сопротивления. Гитлер приложил особые усилия, чтобы заручиться поддержкой Италии; когда это произошло, он выразил Муссолини свою вечную благодарность.
Несмотря на свои заверения в том, что аншлюс не повлияет на отношения Германии с Чехословакией, Гитлер сразу же приступил к осуществлению своих планов в отношении этой страны. Конраду Генлейну, лидеру немецкого меньшинства в Чехословакии, было поручено агитировать за выдвижение немцами Судетской области невыполнимых требований, что позволило Гитлеру приступить к расчленению Чехословакии. Готовность Великобритании и Франции уступить Судетскую область Германии поставила Гитлера перед выбором между существенными выгодами от мирного соглашения и эффектной войной против Чехословакии. Вмешательство Муссолини и британского премьер-министра Невилла Чемберлена, по-видимому, сыграло решающую роль. 30 сентября Гитлер принял Мюнхенское соглашение. Он также заявил, что это были его последние территориальные требования в Европе.
Всего несколько месяцев спустя он приступил к оккупации остальной части Чехословакии. 15 марта 1939 года он вошёл в Прагу, объявив, что остальная часть «Чехии» станет немецким протекторатом. Несколько дней спустя (23 марта) литовское правительство было вынуждено уступить Мемель (Клайпеду), расположенный рядом с северной границей Восточной Пруссии, Германии.
Гитлер сразу же напал на Польшу. Столкнувшись с польским народом и его лидерами, чья решимость противостоять ему была подкреплена гарантиями со стороны Великобритании и Франции, Гитлер подтвердил свой союз с Италией («Стальной пакт», май 1939 г.). Более того, 23 августа, как раз в крайний срок, установленный для нападения на Польшу, он подписал пакт о ненападении с Советским Союзом Иосифа Сталина — величайшую дипломатическую сенсацию за несколько столетий. Гитлер по-прежнему отрицал какую-либо ссору с Великобританией, но безрезультатно; за немецким вторжением в Польшу (1 сентября) двумя днями позже последовало объявление войны Германии Великобританией и Францией.
В своей внешней политике Гитлер сочетал оппортунизм и умение выбирать время. Он проявлял поразительное мастерство в оценке настроений демократических лидеров и использовании их слабостей — несмотря на то, что он почти не бывал за пределами Австрии и Германии и не говорил ни на одном иностранном языке. До этого момента все его шаги были успешными. Даже его беспокойство по поводу вступления Великобритании и Франции в войну рассеялось благодаря быстрому успеху кампании в Польше. Он думал, что сможет положиться на свои таланты во время войны, как полагался на них до этого.
Продолжение читай в подборке "Адольф Гитлер" на канале: ►
► часть 1: АДОЛЬФ ГИТЛЕР. Приход к власти Адольфа Гитлера. (часть 1)
► часть 3: АДОЛЬФ ГИТЛЕР. Вторая мировая война. (часть 3)
► часть 4: АДОЛЬФ ГИТЛЕР. Место Гитлера в истории. (часть 4)
Подпишись на канал, чтобы не пропустить новые статьи!