Найти в Дзене
Кинокружок Курилова

Индонезийский хоррор: лучшие фильмы последних лет – часть 1

Интерес к ужастикам Индонезии в РФ вырос на фоне изменения схемы проката. И это нормально. Индонезия не новичок в жанре, начала снимать еще в 60-е. Президент Сухарто это дело замедлил, но за четверть века после его отставки в 1998 году местный хоррор окреп и точно заслуживает внимания. Ужастики Индонезии в РФ часто называют под международные хиты, только «Астрал» применили не менее пяти раз. Также в ходу «Ведьма», «Заклятье», «Реинкарнация» и другие бренды. В итоге в этих фильмах можно запутаться. Мистический хоррор в оригинале называется Siksa Kubur («Поселение дьявола»). В прологе в деревне расправляются с колдуньей. Она говорит, что хотела как лучше, колдовала во благо жителей, но теперь будет по-плохому. Зовет злого духа, чтобы переродиться, обещает всех покарать... В основном действии девушка Алин отбивается от кредиторов, заботится о маленьком ребенке. А затем, чтобы добыть денег для семьи, вместе с братом входит в группу молодых воришек (неплохие ребята, просто жизнь заст
Оглавление

Интерес к ужастикам Индонезии в РФ вырос на фоне изменения схемы проката. И это нормально. Индонезия не новичок в жанре, начала снимать еще в 60-е. Президент Сухарто это дело замедлил, но за четверть века после его отставки в 1998 году местный хоррор окреп и точно заслуживает внимания.

Кадр из к/ф Siksa Kubur.
Кадр из к/ф Siksa Kubur.

Ужастики Индонезии в РФ часто называют под международные хиты, только «Астрал» применили не менее пяти раз. Также в ходу «Ведьма», «Заклятье», «Реинкарнация» и другие бренды. В итоге в этих фильмах можно запутаться.

«Клаустрофобы: Хижина в лесу» (2023):

Мистический хоррор в оригинале называется Siksa Kubur («Поселение дьявола»). В прологе в деревне расправляются с колдуньей. Она говорит, что хотела как лучше, колдовала во благо жителей, но теперь будет по-плохому. Зовет злого духа, чтобы переродиться, обещает всех покарать...

В основном действии девушка Алин отбивается от кредиторов, заботится о маленьком ребенке. А затем, чтобы добыть денег для семьи, вместе с братом входит в группу молодых воришек (неплохие ребята, просто жизнь заставила вступить на кривую дорожку). Молодые люди проникают в заброшенный дом на отшибе и находят в подвале девушку, попавшую в беду... так им кажется.

Судя по вниманию к социальным тревогам героев и триллер-завязке, референс тут «Не дыши». Но затем возникают проблемы в духе «Зловещих мертвецов», когда в игру вступает колдунья с навязчивым хохотом, передающим привет антагонистке из «Мистика на Бали» (1981) и другой национальной классике. Также интересно, что злодейка дрессирует пиявок, вызывающих видения и сводящих с ума.

Практические эффекты грамотно сочетаются с компьютером. Не первый случай, когда в азиатском кино CGI дает оптимально жуткий результат. И жути тут с избытком. Режиссер Чарльз Гозали (Qodrat, Qodrat-2) решил, что хоррор должен быть неостановимо жестким, до тех пор, пока зрителю не покажется, что нужно передохнуть. Кино, подобное старому The Evil Dead, в наше время торжества «медленных ужастиков» снимают не часто.

«Реинкарнация. Предсмертные муки» (2024)

Фильм называется Sakaratul Maut (2024), конечно, понятие «реинкарнация» тут не в тему. Режиссер Сидхарта Тата специализируется на хорроре, и это у него неплохо получается. Вот и на этот раз снял отличный ужастик про одержимость.

У сестер Ретны и Инды родители попали в ДТП. Маму похоронили, а отец Пак коматозит, но как-то необычно. В селении шепчут, что Пак выжил благодаря сделке с демоном-защитником. В добром здравии мужчина контролировал демона, но в бессознательном состоянии не может его сдержать, и нечисть вредит его окружению. На фоне этой нездоровой ситуации возникают конфликты между близкими Пака, которых по ходу действия прибавляется: отец семейства не был примерным семьянином, у него дети от трех женщин.

Фильм радует затейливым сюжетом, дотошной работой с гримом, угрюмым косматым демоном. И добавками слэшера: герои вредят друг другу не меньше, чем нечисть. С такими соседями и родственниками никакой мистики не надо. Сидхарта Тата создает хоррор-притчу с житейскими комментариями, заглядывая за грань, где забота превращается в давление, а источники угроз уничтожаются, и демон в этом смысле ведет себя вполне по-человечески.

«Пункт назначения: поезд № 13»

Фильм был в российском прокате и собрал полмиллиона долларов. Конечно, Final Destination тут не при чем. Kereta Berdarah можно перевести как «Поезд с нечистью». Фильм эксплуатирует принцип «Поезд в Пусан», но без зомби. Пассажиров тиранят лесные демоны, что для индонезийцев интереснее, так как располагает к комментариям на экологическую тему.

В прологе строят железную дорогу на курорт. Коммерсанты ждут прибыль, чиновников радует развитие туризма. Нескольких строителей погубили лесные духи, недовольные вырубкой. Но проблемы трудящихся мало кого волнуют... В первом поезде собираются бенефициары стройки, в бизнес-классе гламурит элита, в эконом-вагоне №5 бедно, но гордо едут две сестры. С бедняков и начнутся проблемы: нечисть (дотошно загримированная, ползает по потолку, вызывает дендромутацию, предпочитая практические эффекты) захватывает поезд, двигаясь к вагонам побогаче и к локомотиву с главой региона.

А как иначе? Разделение поезда на вагоны символизирует социальную стратификацию. Уж российский-то зритель точно знает, что поезд отлично подходит для общественно-политических аллегорий. А в Индонезии социальные высказывания – почти обязательный компонент ужастика.

Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!