Найти в Дзене
Ксения Слабожанина

Бесценное наследие: Иконы Переславля-Залесского – свидетели веры и мастерства наших предков. Часть 3.

Продолжая наше исследование залов музея, мы углубляемся в мир древнерусской живописи XV-XVIII веков, представленной уникальной коллекцией икон, бережно сохраненных сотрудниками музея в непростые 1920-е годы. Эти бесценные артефакты, собраны из закрытых, разрушенных монастырей и храмов Переславля и Переславского района, являются не только предметом гордости музейного собрания, но и свидетельством богатой духовной и художественной жизни региона. Переславль-Залесский, город с богатой историей, в древности являлся важным центром иконописания, тесно связанным с ростово-суздальской художественной культурой. После присоединения Переславского удела к Московскому княжеству в начале XIV века, культурные связи с Ростовом и Суздалем постепенно ослабевали, но влияние древних традиций еще долго ощущалось в местном изобразительном искусстве. Иконописцы Переславля, как монастырские, так и посадские, создавали иконы не только для украшения храмов родного города и окрестных сел, но и принимали заказы и

Продолжая наше исследование залов музея, мы углубляемся в мир древнерусской живописи XV-XVIII веков, представленной уникальной коллекцией икон, бережно сохраненных сотрудниками музея в непростые 1920-е годы.

Эти бесценные артефакты, собраны из закрытых, разрушенных монастырей и храмов Переславля и Переславского района, являются не только предметом гордости музейного собрания, но и свидетельством богатой духовной и художественной жизни региона.

Страшный суд. XVIII в.
Страшный суд. XVIII в.

Переславль-Залесский, город с богатой историей, в древности являлся важным центром иконописания, тесно связанным с ростово-суздальской художественной культурой. После присоединения Переславского удела к Московскому княжеству в начале XIV века, культурные связи с Ростовом и Суздалем постепенно ослабевали, но влияние древних традиций еще долго ощущалось в местном изобразительном искусстве. Иконописцы Переславля, как монастырские, так и посадские, создавали иконы не только для украшения храмов родного города и окрестных сел, но и принимали заказы из Москвы и других городов.

София Премудрость Божия. XVII в.
София Премудрость Божия. XVII в.

В экспозиции музея наглядно прослеживается эволюция иконописного стиля Переславля, от ранних образцов, пронизанных духом ростово-суздальской школы, до произведений, испытавших влияние московской иконописной традиции.

-4

Переступая порог зала, взгляд сразу приковывают они – иконы. Каждая – отдельный мир, микрокосмос веры, надежды и, безусловно, таланта.

Сотворение человека XVII век.
Сотворение человека XVII век.

Иконы XV века - ростово-суздальская школа. Они поражают тонкостью работы, филигранностью письма. Можно часами рассматривать детали, пытаясь понять, как художнику удалось передать эту неземную красоту, эту одухотворенность.

Апостолы Петр и Павел. XV век.
Апостолы Петр и Павел. XV век.

Особое место в коллекции занимают иконы XVI века, связанные с московской иконописной школой. Эти работы, по сравнению с иконами XV века, кажутся более масштабными, более торжественными. Цвета – насыщеннее, золото – ярче.

Преображение XVI в.
Преображение XVI в.

Жемчужиной экспозиции являются иконы, написанные столичными мастерами около 1557 года по заказу царя Ивана Грозного для местного ряда иконостаса Федоровского собора Федоровского монастыря. Они демонстрируют высокий уровень мастерства московских иконописцев, их знание византийской и древнерусской художественной традиции.

Особенно впечатляет “Федор Стратилат в житии”. Столько деталей, столько сюжетов! Кажется, что каждый клеймо – отдельная история, рассказанная кистью мастера о его жизни и мученической смерти.

“Федор Стратилат в житии". XVI в.
“Федор Стратилат в житии". XVI в.

“Богоматерь Одигитрия” написана в строгом, классическом стиле, сдержанность красок подчеркивает духовную глубину образа.

Богоматерь Одигитрия. Середина XVI века.
Богоматерь Одигитрия. Середина XVI века.

“Троица Ветхозаветная” является одним из самых известных и почитаемых образов Троицы в русском искусстве.

Троица Ветхозаветная.  XVI в.
Троица Ветхозаветная. XVI в.

Иконы “Иоанн Златоуст” и “Николай Чудотворец” представляют собой поясные изображения святых, исполненные в традиционной иконописной манере.

Во всех этих иконах чувствуется дыхание Москвы. Эти работы, по сравнению с предыдущими, кажутся более масштабными, более торжественными. Цвета – насыщеннее, золото – ярче.

-12

Вторая половина XVII столетия стала временем культурного расцвета Переславля. Видно, что местные переславские мастера, впитывая московские веяния, не теряют своей самобытности. Они экспериментируют, ищут новые формы, новые способы выражения. Работы представителей династии Казариновых, Федота Протопопова – это уже не просто иконы, это – произведения искусства, в которых отражается душа народа, его вера, его надежды.

Стефан Казаринов "Распятие с семью таинствами" 1682 г.
Стефан Казаринов "Распятие с семью таинствами" 1682 г.

Оглядываясь на эти бесценные сокровища, невольно думаешь о том, какой колоссальный труд был вложен в их создание и сохранение. Эти иконы – свидетели истории, зеркало эпохи, и наша задача – бережно хранить это наследие для будущих поколений. Ведь, обращаясь к прошлому, мы лучше понимаем настоящее и можем увереннее смотреть в будущее.

-14

Продолжение следует.

Путешествуйте с удовольствием. С Уважением, Ксения Слабожанина.