Найти в Дзене
tereca.cherenko

"Лесозаготовительное производство". ЛЕДМОЗЕРО: на перекрёстке ста забот

Эта заметка сохранилась в моём архиве. Она была опубликована в районной газете «Наше время» 28. 12. 2001 г. Этот номер газеты был посвящён 35 - летию Муезерского района (1966 – 2001). Заметка меня в своё время заинтересовала тем, что автор (видимо, главный редактор) пишет о Ледмозере: немного истории и о положении дел на декабрь 2001 года. К ЮБИЛЕЮ РАЙОНА ТОЧКА НА КАРТЕ ЛЕДМОЗЕРО: на перекрёстке ста забот ВСЁ ДАЛЬШЕ и дальше на северо - запад тянулась строящаяся железнодорожная магистраль и вдоль неё на тех местах, где когда шумели сосновые боры, строились лесные посёлки района. Основным принципом размещения этих новых точек на карте стала необходимость укрупнения лесозаготовительных предприятий, которые , постепенно отказываясь от сплава древесины, начинали ориентироваться на создание высоко механизированных нижних складов. Отсюда, наше основное богатство – лес - должно было транспортироваться по всей необъятной стране. Дотянулись стальные рельсы и до той планируемой точки, где по у

Эта заметка сохранилась в моём архиве. Она была опубликована в районной газете «Наше время» 28. 12. 2001 г. Этот номер газеты был посвящён 35 - летию Муезерского района (1966 – 2001).

Заметка меня в своё время заинтересовала тем, что автор (видимо, главный редактор) пишет о Ледмозере: немного истории и о положении дел на декабрь 2001 года.

К ЮБИЛЕЮ РАЙОНА ТОЧКА НА КАРТЕ

ЛЕДМОЗЕРО:

на перекрёстке ста забот

ВСЁ ДАЛЬШЕ и дальше на северо - запад тянулась строящаяся железнодорожная магистраль и вдоль неё на тех местах, где когда шумели сосновые боры, строились лесные посёлки района. Основным принципом размещения этих новых точек на карте стала необходимость укрупнения лесозаготовительных предприятий, которые , постепенно отказываясь от сплава древесины, начинали ориентироваться на создание высоко механизированных нижних складов. Отсюда, наше основное богатство – лес - должно было транспортироваться по всей необъятной стране.

Дотянулись стальные рельсы и до той планируемой точки, где по указанию проектантов должен был вырасти очередной посёлок лесозаготовителей. Сначала этот объект называли скромно «72-й километр». Но потом решили дать новое название, принимая во внимание тот факт, что в шести километрах находилась карельская деревня Старое Ледмозеро ( Карельская деревня Ледмозеро находилась в другом месте. Об этом читайте в подборке «Нить из прошлого». А это был посёлок лесозаготовителей (1946 -1960) – Т. Черенко). Вот и стали называть новый посёлок – Ледмозером. Первые строители зарождающейся точки на карте района помнят начальника Сегежского стройуправления М. ШРЁДЕРСА и начальника Ругозерского стройучастка И. ОСТАПОВА. Когда они впервые приехали на отметку «72-й километр», то решили, что начинать строительство необходимо с возведения жилья. Первая бригада появилась здесь через несколько дней после приезда начальства. И без долгих проволочек на строительной площадке закипела работа. А первыми введёнными в строй объектами стали сарай для хранения инструментов и инвентаря и навес для котлопункта.

Первые дома строили опытные специалисты В. ЛАВРИНОВИЧ, Н. СМУЛЬКО, С. ВИКТОРОВ, В. ЦАЛКО, В. ХОМЕНЯ, А. ПЕТРОВ, М. КАРПУШКИНА, Д. ДАЙНАКОВА, В МАЛЫЙ, М. МАКАРОВ, В. СЕМЕНИХИН и К. ВАЙТУКЕВИЧ. В первых новостройках – двухквартирных домах поселились те, кто их строил, и поэтому самую первую улицу в новом посёлке назвали улицей Строителей. К первопроходцам вскоре присоединились строительные бригады, которыми руководили А. КАХНОВИЧ, Н. ПАУТОВ, И. ПОЖАРОВ и А. КЛИМАШЕВИЧ. И через два года в Ледмозере появились ещё две улицы.

Жильё – жильём, но нужны были и объекты социально – бытового назначения. Как не старались, а к началу учебного года школу построить не смогли и поэтому первые ученики сели за парты в одной из новых жилых квартир. Но сдали под ключ баню, магазин и столовую. Под медпункт, опять же, пришлось жертвовать жилой квартирой. Свою пекарню выстроить не успели, но хлеб бесперебойно поступал из Старого Ледмозера, его великолепно выпекал мастер М. ПАВЛОВА. В 1965 году на строительстве нового посёлка работали уже более ста строителей.

ЗА ТРИНАДЦАТЬ лет ледмозерские строители сделали всё для нормальной жизни посёлка. Ежегодно сдавались почти по четыре тысячи квадратных метров жилья. Построили производственную базу для мехлесхоза, химлесхоза и ОРСа, две школы, ремонтно – механические мастерские, котельные, КБО, четыре магазина (один из них промтоварный), Дом культуры, амбулаторию, три детских садика. А для основного предприятия – леспромхоза сдали нижний склад и проложили почти 150 километров лесовозных дорог.

Буквально сразу же за строителями в посёлок приехали лесозаготовители, лесники, сборщики живицы, железнодорожники. В леспромхоз переводили и людей из закрывающихся мастерских участков и отдалённых лесопунктов. Поэтому среди ледмозерцев появилось немало бывших ёлминцев, сегозерцев, тикшезерцев и ондозерцев. Много сюда переехало и из близлежащих посёлков, которые были расположены вдоль реки Чирка – Кемь, когда – то бывшей единственной транспортной артерией, по которой сплавлялась заготавливаемая древесина.

Конечно же, справлять новоселья в новых, благоустроенных по тем меркам квартирах с центральным отоплением, после сборно - щитовых домов было приятно.

Вид посёлка с водонапорной башни. 1960-е годы

-2

Четырёхквартирный дом

-3

Восьмиквартирный дом

-4

Двухквартирный дом

Первая ледмозерская древесина по железной дороге пошла почти сразу же с вводом этого участка Северо – Западной магистрали. Местные лесозаготовители сначала входили в состав Ругозерского леспромхоза, затем создали филиал, а потом леспромхоз стал самостоятельным предприятием, на которое, в основном, и легли заботы о будущем и настоящем посёлка.

В семидесятые годы все ледмозерские предприятия добивались высоких показателей, занимались не только заготовкой древесины, но и добычей живицы, восстановлением лесных богатств, строительством нового жилья и объектов производственного назначения.

-5

Вырезка из газеты 1976 год

Рос и процветал посёлок. Но главным богатством Ледмозера были люди, которые самоотверженно трудились на всех участках производства. До сих ледмозерцы с уважением вспоминают своих передовиков, которые всегда были примером в труде. Это те, кто продолжал свою трудовую деятельность вместе с посёлком. Среди них Л. АНАНИЧ, Л. БОГДАН, А. ЧЕРЕНКО, Н. БЕЛОУС, В. ТЕРЕНТЬЕВ и многие другие. Большинство из них удостоены высоких правительственных наград. Рабочие нижнего склада помнят, как провожали на пенсию своего коллегу Л. АНАНИЧА. Тогда он, передавая бригадирство своему молодому напарнику, заявил, что уходить из родного предприятия не собирается, и, пока есть силы, будет продолжать трудиться. Оставив электропилу, Леонид Михайлович стал плотником, чтобы вносить свою лепту в общий труд.

Книга Ю. П. Власова. Муезерский. Издательство «Карелия» Петрозаводск 1974 год

-6

Страница из книги

-7

Страница из книги

-8

Страница из книги

-9

Страница из книги

НАСТУПИЛИ восьмидесятые. К этому времени окреп и прочно встал на ноги местный леспромхоз. Новая железная дорога дотянулась до молодого города горняков Костомукши. Появились новые по – настоящему благоустроенные дома. Теперь как о курьёзном случае вспоминают, как один из руководителей почему – то посчитал, что посёлок дальше расстраивать нет смысла, и додумался же распорядиться в конце улицы 50 лет ВЛКСМ один из восьмиквартирных домов построить поперёк. И построили – как бы ставя точку на дальнейшем росте посёлка. Но жизнь внесла свои коррективы в чиновничий генеральный план. Улица, упёршись в восьмиквартирку, обогнула её вправо, затем повернула налево и устремилась на новый простор. (Мне кажется, что это писательская выдумка. Так строить было запланировано изначально. И. Н. ОСТАПОВ, начальник Ругозерского стройучастка, всегда говорил, что у него был план будущего посёлка, и он не имел права что – то в нём менять или слушать предложения местных руководителей. Тем более, что это место, где улица 50 лет ВЛКСМ упирается в восьмиквартирный дом, находится примерно в середине посёлка, то есть посёлок продолжал расстраиваться – Т. Черенко).

-10

Иван Никитович ОСТАПОВ на вечере первых строителей в честь 40 –летия Ледмозера. 2003 год

-11

Январь 2025 г.

-12

На новом месте как грибы росли двухквартирные дома, куда ледмозерцы вселялись с большим удовольствием, так как там можно было ставить хозяйственные постройки и обзаводиться собственными огородами. Кстати, тот дальний конец Ледмозера называют Даманским. Откуда произошло это название, теперь уже точно никто не скажет. Но существует мнение, что связано это с событиями на советско – китайской границе, когда у нас пытались отнять кусочек родной земли. А в Ледмозере в это время вселялись в новые дома и кое – кто, не дожидаясь ордеров на вселение, объявляли квартиры своими. Но это – всего лишь одна из версий происхождения названия этого микрорайона.

-13

Микрорайон Даманский 2017 год

-14

Микрорайон Даманский 2017 год

А потом… Потом наступили трудные времена. Они оказались сложными не только для ледмозерцев, а для всех живущих тогда в единой большой семье народов СССР. Не забыта ещё талонная система, когда по нормам распределялось абсолютно всё.

Предприятия сдавали свои позиции, падали объемы производства. Ушли в историю химлесхоз и стройучасток. Еле – еле сводило концы с концами базовое предприятие – местный леспромхоз. Пришло время неопределённости и выжидания.

А между тем в Ледмозере появилась искра надежды – началось строительство новой железной дороги. Но умчавшиеся вдаль стальные рельсы для самого посёлка практически ничего не принесли. В Ледмозере новостроек от этого не прибавилось. Жить постепенно становилось всё труднее.

И вот пришло время не жизни, а выживания. Возникшая несколько лет назад авария на центральной котельной повлекла за собой целый ряд негативных последствий. Без тепла остались более трёхсот квартир, под угрозой закрытия оказались объекты социально – бытового назначения. И это уже - не история, а сегодняшняя действительность. «Ледмозерский синдром» - так назвали эту ставшую хронической болезнь местного теплоснабжения. Она как раковая опухоль с каждой зимой расползалась по всему Ледмозеру.

Наступающий новый год для ледмозерцев будет очередным испытанием на прочность. На терпение. Но на сколько терпения и прочности хватит – никто не скажет.

Заметка односельчанина Ивана КАНГАСА была опубликована 17 февраля 2005 года в республиканской газете «Курьер Карелии». Прочитав её, можно представить положение дел в Ледмозере в начале 2000-х.

Газета – читатель

Снится голос пилорамы

Я более пятидесяти лет выписываю вашу газету. Никогда вам не писал, но всё – таки решил высказаться.

Считаю, что наш глава республики Сергей Леонидович КАТАНАНДОВ много делает для блага Карелии, старается, переживает, чтобы люди в нашем краю жили не хуже, чем в других регионах, а лучше. Неслучайно народ его поддерживает. Понимаю, что руководитель должен говорить и мыслить с оптимизмом, внушать уверенность в лучшее, не создавать панических настроений. Но суровая правда нашей скудно обустроенной жизни прорывается и тут и там, заставляет напряжённо искать новые пути решения проблем.

Наш глава часто бывает в рабочих поездках по республике. Приятно видеть по телевизору, как разрезают ленточки при сдаче очередного участка автомобильной дороги, как вручаются ключи от автомобилей сотрудникам милиции и многое другое. Видишь, что жизнь продолжается.

Но становится горько, когда перед глазами встаёт судьба нашего некогда благополучного Ледмозерского леспромхоза. А отработал я на этом предприятии 40 лет и уже второй десяток лет нахожусь на пенсии.

Один из крупнейших в Карелии по заготовке и вывозке леса наш леспромхоз рос и развивался. В посёлке Ледмозеро жили и трудились более трёх тысяч жителей. Имелся прекрасный нижний склад с полуавтоматическими линиями по разделке древесины, работали цеха и пилорамы по производству пиломатериалов, около десятка консольно – козловых кранов отгружали древесину потребителям. Наконец, в леспромхозе было неплохое подсобное и тепличное хозяйство.

Труженики из Ледмозера постоянно выступали по Карельскому телевидению, рассказывали о своих достижениях. Был у нас и свой Герой Социалистического труда В. КУЙКИН. Ледмозерский леспромхоз достойно соревновался с Муезерским (когда – то они оба входили в состав Ругозерского леспромхоза, старейшего в республике).

Увы, в конечном счёте, Ледмозеро проиграло. Судите сами. Леспромхоз, во времена своего становления производивший две и более тысяч кубометров древесины в сутки, сейчас по новой технологии выдаёт не более трёхсот кубометров. Раньше строились дороги, жильё, а сейчас в посёлке всё больше домов с пустыми глазницами окон.

Нижний склад остановлен. Не работают поточные линии, ни один цех, ни одна пилорама. Всё покрыто снегом, в забвении. Скоро в посёлке не найдёшь доски, чтобы изготовить гроб.

Статистика – упрямая вещь. За 2004 год родилось девять человек, умерло более пятидесяти. Умирают в большинстве своём люди трудоспособного возраста, которым нет и 40 лет. Противоестественно хоронить человека преждевременно. Вот так и получается пока: рост производства на каких – то десять процентов, а смертность в таких посёлках, как наш, превышает рождаемость в разы. Понимаю, что такая ситуация по всей России. Но от этого не легче.

Сейчас в Муезерском районе закрыты все больницы, кроме районной. Снята с баланса, то есть с муниципального содержания автомобильная дорога Ледмозеро – Муезерка. А это значит, что добираться в больницу до райцентра нужно кружным путём, это 105 километров. А если учесть, что автобусное движение отсутствует, то посещение врачей выливается в большую проблему.

Другая причина преждевременных смертей – бесконтрольная продажа «палёной» водки и прочих спиртосодержащих суррогатов. Хотя штат милиции у нас и увеличен.

Каковы же причины такого упадка? Наверное, в первую очередь та, что леспромхоз оказался в таком плачевном состоянии, тогда как его сосед «Муезерский» успешно живёт и развивается. Многое зависело от руководства предприятия и Кареллеспрома. Но не будем посыпать голову пеплом. Это дела минувших дней. Надо жить дальше.

Надо, чтобы в посёлке работала пилорама, чтобы прекратилось спаивание молодёжи, необходимо дать работу трудоспособным и чуть больше уделять внимания ветеранам. Они его заслужили.

Так хочется, чтобы Ледмозеро зажило полнокровной жизнью!

Иван КАНГАС

Пос. Ледмозеро

Муезерский район

-15

Вырезка из районной газеты «Наше время» 28. 12. 2001г.

-16

Вырезка из республиканской газеты «Курьер Карелии» 17. 02. 2005 г.

P. S. Уважаемые подписчики и читатели канала, а вы помните начало 2000-х годов? Пишите, пожалуйста, комментарии, воспоминания.