Найти в Дзене
Облако знаний

Как использовать кубик Блума в образовательном процессе

Кубик Блума — инструмент, который помогает структурировать процессы обучения, стимулируя развитие когнитивных навыков учащихся. В основе его концепции лежит классификация уровней познания, от простого запоминания до критического анализа и создания новых идей. В этой статье рассмотрим, как можно применять кубик Блума в современных школах для улучшения качества образования. Кубик Блума — это инструмент, который помогает учителям развивать у учеников разные уровни мышления. Его придумал Бенджамин Блум — известный американский психолог и педагог, разработавший уникальную систему классификации образовательных целей, которую называют таксономией Блума.
Его теория разделяет цели обучения на три ключевых блока: когнитивный (интеллектуальное развитие), психомоторный (физические навыки) и аффективный (эмоциональное и ценностное развитие). Проще говоря, это блоки «Знаю», «Творю» и «Умею». Блум предлагал не просто давать детям готовые знания, а ставить перед ними проблемы, чтобы они сами наход
Оглавление

Кубик Блума — инструмент, который помогает структурировать процессы обучения, стимулируя развитие когнитивных навыков учащихся. В основе его концепции лежит классификация уровней познания, от простого запоминания до критического анализа и создания новых идей. В этой статье рассмотрим, как можно применять кубик Блума в современных школах для улучшения качества образования.

Что такое кубик Блума

Кубик Блума — это инструмент, который помогает учителям развивать у учеников разные уровни мышления. Его придумал Бенджамин Блум — известный американский психолог и педагог, разработавший уникальную систему классификации образовательных целей, которую называют таксономией Блума.

Его теория разделяет цели обучения на три ключевых блока: когнитивный (интеллектуальное развитие), психомоторный (физические навыки) и аффективный (эмоциональное и ценностное развитие). Проще говоря, это блоки «Знаю», «Творю» и «Умею». Блум предлагал не просто давать детям готовые знания, а ставить перед ними проблемы, чтобы они сами находили решения, используя свой опыт и познания.

На гранях кубика Блума пишут вопросы или задания, соответствующие шести уровням когнитивной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Кубик можно применять на любом этапе урока (например, в начале урока — для актуализации знаний). Ученики бросают кубик и выполняют задание, которое выпало. Это можно делать индивидуально, в парах или в группах.

-2

Как создать кубик Блума

Для создания своего инструмента распечатайте готовый бумажный шаблон кубика или сделайте его по примеру. На каждой грани напишите вопросы или задания, соответствующие уровням таксономии Блума.

Например:

  • Знание — «Назови основные факты».
  • Понимание — «Объясни своими словами».
  • Применение — «Придумай, как это можно использовать».

Если вы хотите сэкономить время, воспользуйтесь онлайн-генераторами кубиков, где можно быстро создать виртуальный вариант.

-3

Чем полезен кубик Блума

Кубик Блума развивает критическое мышление. Так, задания на анализ учат разбирать информацию на части и находить связи, а вопросы на синтез стимулируют творческое мышление и создание нового. Задания на оценку помогают формировать собственное мнение и аргументировать его. Таким образом, ученики не просто запоминают факты, а учатся мыслить глубже, задавать вопросы и находить нестандартные решения.

А ещё кубик Блума развивает функциональную грамотность.

  • Задания на применение знаний показывают, как использовать теорию в реальных ситуациях.
  • Вопросы на анализ помогают разбирать сложные задачи на части, а задания на синтез учат создавать новые идеи и решения.
  • Задания на оценку учат аргументировать свою точку зрения и принимать обдуманные решения.

Кубик Блума помогает перейти от теории к практике, что и является основой функциональной грамотности.