Найти в Дзене

Издатели и издания старого Ростова

Мы продолжаем публикации из дореволюционной прессы. Сегодня речь пойдёт о Николае Тихонове и «Кратком очерке о Ростове и его торговле». Материал подготовлен совместно с кандидатом исторических наук Натальей Васильевной Самариной. Очерк Н.Тихонова о Ростове был опубликован в «Ростов-Нахичеванском календаре на 1876 год», вышедшем в конце года 1875. Это издание положило начало целой серии календарей, выпускавшейся И. А. Тер-Абрамианом в течении 17 лет сначала под упомянутым выше названием, а затем как «Донско-Азовский календарь». Публикация в календаре очерка, написанного в 1875 году, позволяет говорить о том, что Николай Тихонов работал у Тер-Абрамиана еще до издания им «Донской пчелы», которое началось в феврале 1876. Не будучи ростовцем по рождению, Тихонов стал в городе человеком известным и примечательным. Не потому, что он сделал в Ростове блестящую карьеру, а, скорее, в связи с тем, что не смог воспользоваться ни одним из социальных лифтов, которые город предоставлял в это время вс

Мы продолжаем публикации из дореволюционной прессы. Сегодня речь пойдёт о Николае Тихонове и «Кратком очерке о Ростове и его торговле». Материал подготовлен совместно с кандидатом исторических наук Натальей Васильевной Самариной.

Очерк Н.Тихонова о Ростове был опубликован в «Ростов-Нахичеванском календаре на 1876 год», вышедшем в конце года 1875.
Очерк Н.Тихонова о Ростове был опубликован в «Ростов-Нахичеванском календаре на 1876 год», вышедшем в конце года 1875.

Очерк Н.Тихонова о Ростове был опубликован в «Ростов-Нахичеванском календаре на 1876 год», вышедшем в конце года 1875. Это издание положило начало целой серии календарей, выпускавшейся И. А. Тер-Абрамианом в течении 17 лет сначала под упомянутым выше названием, а затем как «Донско-Азовский календарь». Публикация в календаре очерка, написанного в 1875 году, позволяет говорить о том, что Николай Тихонов работал у Тер-Абрамиана еще до издания им «Донской пчелы», которое началось в феврале 1876.

Не будучи ростовцем по рождению, Тихонов стал в городе человеком известным и примечательным. Не потому, что он сделал в Ростове блестящую карьеру, а, скорее, в связи с тем, что не смог воспользоваться ни одним из социальных лифтов, которые город предоставлял в это время всем энергичным и деятельным людям, сюда стремившимся. Тем не менее, в 1899 году кончину его отметили в «Приазовском крае» двумя некрологами: редакционным, помещенным в хронике номера от 8 марта, и некрологом, написанным И. Я. Алексановым неделю спустя и содержавшим больше информации о личности этого несомненно талантливого человека. Сведениям Ивана Яковлевича (Ованеса Якубовича) можно доверять. Он, кажется, неплохо знал Тихонова, его достоинства и недостатки, так как с 1876 года, тринадцатилетним мальчиком, начал работать наборщиком в типографии Тер-Абрамиана, исчисляя впоследствии именно с этого времени стаж своей работы в газетах.

Алексанов ( под псевдонимом Небессмертный) отметил, что Тихонов появился в городе в период строительства Владикавказской железной дороги, служил там то ли фельдшером, то ли фармацевтом. Однако «был выброшен за борт со службы» и «случайно оказался в газете», где и проявился его несомненный литературный талант. В «Пчеле» Тихонов работал секретарем газеты, выполняя одновременно множество других функций: писал хронику и фельетоны на злобу дня, делал корректуру и т. д.

Не обладая классическим образованием, он удивлял знавших его «обширною начитанностью, богатством и разнообразием справочных сведений, - столь необходимых при издании, - и огромною, просто феноменальною памятью», - вспоминал Алексанов. Он вполне определенно указал и на недуг, который не позволил Н. Тихонову ни долго удерживаться на том или ином месте работы, ни реализовать в полной мере свои недюжинные способности, - пьянство. Видимо, из-за него произошло увольнение из ВлкЖД, а затем и из редакции «Донской пчелы», где он проработал около двух лет. Оказавшись в «Ростовском листке» Холева, Тихонов «запил горькую и с этих пор покатился по наклонной плоскости, обратившись, наконец, в последние годы в заурядного трущобного обитателя», - читаем в редакционном некрологе «Приазовского». Товарищи пытались его лечить, впрочем, с нулевым результатом. В моменты кратковременных отрезвлений Тихонов подрабатывал корректурой в городских типографиях, но эти периоды случались все реже. «Источником для пропитания ему служило в последние годы чтение вслух на базарах газет торговкам и другим случайным слушателям. За это он получал пяток-другой денег, которые тотчас же и пропивал». Чтения свои бывший газетный работник сопровождал собственными, видимо, интересными комментариями, поскольку они были популярными в среде обитателей ростовских базаров. Смерть его произошла в результате несчастного случая.

Содержание и стиль изложения публикуемого очерка Н. Тихонова о Ростове, подтверждает оценки, данные ему сотрудниками «Приазовского края»: хороший литературный стиль, окрашенный личными впечатлениями от облика города и его обитателей, который сопровождается на удивление глубоким и адекватным осмыслением причин быстрого экономического развития города. Они изложены в начале очерка и, на мой взгляд, вполне безупречны даже с учетом современных представлений об истории Ростова. Особенно, если иметь в виду, что в распоряжении Тихонова в лучшем случае могли быть (а могли и не быть) лишь работы А. Скальковского о Ростове-на- Дону.

Для более комфортного чтения текста современным читателем в нем сделана пара купюр, никак не отразившихся на содержании: упущены подробные перечисления всех ремесленных заведений и всех торгово-промышленных предприятий города. Те, кому эти сведения интересны, могут найти их в самом «Ростов-Нахичеванском календаре на 1876 год». Он размещен на сайте Донской публичной библиотеки.

Н. Самарина, к.и.н.