Найти в Дзене

Спектакль «Идиот». Театр имени Вахтангова.

Премьера 2025 года Автор - Ф.М.Достоевский. Режиссер - Владислав Наставшев. Сценография - Владислав Наставшев и Валерия Барсукова. Премьера 4 марта 2025 года. Поле битвы. Спектакль сложный, трагический, с очень красивой сценографией и непростой композицией - театр в театре или кино в театре. Как будто нас зрителей пригласили заглянуть в бессознательное князя Мышкина, в те картины, которые он видит уже после всего случившегося. Скорее всего, поэтому название романа на заднике сцены расфокусировано. Оно написано огромными буквами по правилам старой орфографии, но режиссер смешивает все времена, так что мы оказываемся в странном пространстве, где произошла катастрофа. Спектакль, как и роман, о вере, об идеале, о конфликте добра и зла в душе человека, и режиссер показал через сценографию, что этот конфликт вечен. Сменяются эпохи: уходит в прошлое дворянская культура, появляется телефон, смартфон, а конфликт все тот же - борьба добра и зла в душе человека. Мы видим сцену, разделенную на две

Премьера 2025 года

Автор - Ф.М.Достоевский.

Режиссер - Владислав Наставшев.

Сценография - Владислав Наставшев и Валерия Барсукова.

Премьера 4 марта 2025 года.

Поле битвы.

Спектакль сложный, трагический, с очень красивой сценографией и непростой композицией - театр в театре или кино в театре. Как будто нас зрителей пригласили заглянуть в бессознательное князя Мышкина, в те картины, которые он видит уже после всего случившегося.

Сценография. Спектакль «Идиот». Театр имени Вахтангова. Фото автора.
Сценография. Спектакль «Идиот». Театр имени Вахтангова. Фото автора.

Скорее всего, поэтому название романа на заднике сцены расфокусировано. Оно написано огромными буквами по правилам старой орфографии, но режиссер смешивает все времена, так что мы оказываемся в странном пространстве, где произошла катастрофа.

Спектакль, как и роман, о вере, об идеале, о конфликте добра и зла в душе человека, и режиссер показал через сценографию, что этот конфликт вечен. Сменяются эпохи: уходит в прошлое дворянская культура, появляется телефон, смартфон, а конфликт все тот же - борьба добра и зла в душе человека.

Мы видим сцену, разделенную на две части: сцену и просцениум. Это та часть, что ближе всего к зрителям. Сцена наклонена и нисходит к просцениуму, который находится на ступень ниже сцены и застелен красным покрытием, как в зале кинотеатра или театра. На основной сцене и просцениуме какие-то обломки цивилизации. Сваленные, как после эвакуации или сноса здания, театральные кресла в левой части. Почти все действие происходит на основной сцене, где тоже царит беспорядок. Пол имеет проломы, покрытие рваное, слоеное, из разных кусков ковров и линолеума.

Справа и слева, на большом расстоянии друг от друга, два покосившихся портала с красной драпировкой, обрамленные классическими золоченными пилястрами. Их словно выломали из стены залы дворца, и теперь проемы стоят как открытые ворота в никуда. Мебель тоже из другого времени. Но главный акцент сценографии - черное, обугленное дерево, которое сразу вырывает историю из конкретного исторического контекста и делает сон пророческим.

Сцена из спектакля. Спектакль «Идиот». Театр имени Вахтангова. Фото автора.
Сцена из спектакля. Спектакль «Идиот». Театр имени Вахтангова. Фото автора.

Время от времени из проломов в полу и со стороны кулис начинает подниматься дым, а иногда и вспыхивает огонь. Задник-фон, за краем приподнятой сцены, будет менять тона: сначала размытый розово-зеленый, потом серо-красный и серо-черный, иллюстрируя движение к трагической развязке. И когда герои подходят к краю приподнятой сзади сцены, кажется, что там провал в бездну.

Сцена из спектакля. Спектакль «Идиот». Театр имени Вахтангова. Фото автора.
Сцена из спектакля. Спектакль «Идиот». Театр имени Вахтангова. Фото автора.

Ощущение трагического действия сопровождает грустная музыка. А в конце третьего акта на сцене появится игрушечный танк, и тогда идея сценографии окончательно прояснится. Достоевский писал, что душа человека - поле битвы, на котором борются Дьявол и Бог. Судя по сценографии и зловещему черному дереву, побеждает зло, а культура и красота не спасают мир.

Действие начинается с выхода князя из левой кулисы. Константин Белошапка играет блестяще. Перед нами и впрямь юродивый человек. Он иногда смотрит в одну точку или вверх. Голос его высокий и детский. Одет в серую потертую от времени одежду. Глаза грустные и встревоженные. И он, действительно, прекрасный князь. Герой присаживается на одно из красных кресел, точь-в-точь, как в театре имени Вахтангова. Они свалены в беспорядке в углу. Словно очнувшись, князь Мышкин говорит о снах, невозможных и неестественных, которые ему снятся. Действительно, происходящее на сцене напоминает сны, в которые герой будет проникать через светящуюся проекцию, создающую видимость прозрачной пленки с разливающимися по ней клубами дыма или тумана.

Князь Мышкин (Константин Белошапка). Спектакль «Идиот». Театр имени Вахтангова. Фото автора.
Князь Мышкин (Константин Белошапка). Спектакль «Идиот». Театр имени Вахтангова. Фото автора.

Сюрреализм создается алогичным, прерывистым действием. По сцене бродит убиенная Настасья Филипповна в шелковом халате с ножом в груди. Она то падает на пол, то припадает к трубке телефонного аппарата начала 20 века. По телефону она громко говорит со своим любовником Тоцким. Актриса Анна Дубровская играет пресыщенную развратом женщину, уверенную в своей власти над мужчинами. Она время от времени заливается хохотом, говорит низким голосом, закуривает сигарету в длинном мундштуке, поправляет при всех чулок и отхлебывает из фляжки. Это женщина, видавшая виды и познавшая жизнь во всей ее наготе.

Настасья Филипповна (Анна Дубровская). Спектакль «Идиот». Театр имени Вахтангова. Фото автора.
Настасья Филипповна (Анна Дубровская). Спектакль «Идиот». Театр имени Вахтангова. Фото автора.

Появляется Парфен Рогожин, и мы слыша стук колес, догадываемся, что теперь разыгрывается сцена знакомства князя и Рогожина в поезде. Сын купца напоминает бандита. На нем приличное серое пальто и серая фетровая шляпа. Однако брюки стянуты веревкой, и одна нога перемотана бинтами. Он скалится и напоминает своими дергаными движениями уголовника.

Парфен торгует Настасью Филипповну. Спектакль «Идиот». Театр имени Вахтангова. Фото автора.
Парфен торгует Настасью Филипповну. Спектакль «Идиот». Театр имени Вахтангова. Фото автора.

Все персонажи и поведением, и внешним видом создают ощущение ирреальности. Мышкин преподносит две корзины с кладбищенскими голубыми цветами Настасье Филипповне, и это отсыл к роману: Рогожин хотел обложить тело убитой цветами, чтоб не пахло. Князь был при этой сцене, и это бред его больной души. А Настасья Филипповна надевает шляпу на лицо, убегая от Рогожина. А тот вдруг выходит, хромая, с цепью на ноге. Аглая неожиданно выплывает на сцену вместе с комодом с книгами.

По полу сцены проложена движущаяся дорожка, и это тоже создает ирреальность. Образы появляются в его сознании и уплывают, как будто Мышкин блуждает среди образов прошлого. Режиссер сосредоточил свое внимание только на любовных треугольниках. Первый: Настасья Филипповна (Анна Дубровская), Мышкин (Константин Белошапка) и Рогожин (Павел Юдин). Второй: Аглая (Полина Рафеева), Мышкин и Настасья Филипповна.

В первой части герои только встречаются и их отношения завязываются в узлы неразрешимых противоречий. Идеалистку Аглаю притягивает доброта и чистота Мышкина, а князя влечет печать страдания на лице красавицы Настасьи Филипповны. Рогозин тоже крепкой цепью прикован к молодой женщине.

Сцена из спектакля. Спектакль «Идиот». Театр имени Вахтангова. Фото автора.
Сцена из спектакля. Спектакль «Идиот». Театр имени Вахтангова. Фото автора.

Вторая часть посвящена отношениям в первом треугольнике. Узел в нем завязан на безумной страсти Парфена (причем он с самого начала может только убить Настасью Филипповну, чтобы она была в его полной власти навсегда), поэтому в спектакле Рогожин все время бросает ножи. Но и Настасья Филипповна раздвоена: она считает, что она «рогожинская», а в то же время есть в ней хорошее, то, что стыдится «рогожинского» разгула.

Перед концом. Спектакль «Идиот». Театр имени Вахтангова. Фото автора.
Перед концом. Спектакль «Идиот». Театр имени Вахтангова. Фото автора.

С Настасьей Филипповной связан и вопрос о красоте. Ее земной красоты князь боится, как самого большого искушения, но не может покинуть молодую женщину, видя ее страдание.

Ключевой сценой второй части становится разговор Мышкина и Рогожина о вере. Парфен показывает князю картины, и тот сразу замечает среди них (на сцене картин нет) работу Ганса Гольбейна «Мертвый Христос». Мышкин, обнажившись, ложится на диван, повторяя в точности изображение на картине. С точки зрения реализма, это абсурдно, но мы смотрим сюрреалистическое кино, проникая в поток сознания героев. Для Мышкина Христос жив. Кто верит, что он мертв, сам имеет мертвую душу. Таково послание князя Рогожину, и купец его поймет. После этого они обменяются нательными крестами и станут братьями во Христе.

Но слишком сильно, до исступления, людьми владеют страсти. Аглая - чистая девушка, с жаждой справедливости в душе. Она не может простить князю его самоуничижения, злится и кричит на него. Князь Мышкин борется за души страдающих, но этот конфликт может быть разрешим только сильной верой, любовью к Христу, которой нет ни в ком из героев. Трое людей рвут и рвут на части и душу бедного князя и свои.

Удержать над пропастью. Спектакль «Идиот». Театр имени Вахтангова. Фото автора.
Удержать над пропастью. Спектакль «Идиот». Театр имени Вахтангова. Фото автора.

Конец трагический. Мышкин окончательно сходит с ума. Окончательно свихивается и Рогожин. Он превращается в клоуна с ножом и совершает убийство. А добро было возможно, перефразируя Пушкина. Сцены счастья в спектакле вызвали у меня слезы и настоящее ликование сердца, потому что добро и радость единения людей невероятно заразительны! Когда Аглая и Мышкин танцуют под французскую песню, они похожи в этот момент на детей. Их лица сияют счастьем. Они свободны от своих идей и разногласий. Они любят!

Танец Аглаи ( Полина Рафеева) и князя. Спектакль «Идиот». Театр имени Вахтангова. Фото автора.
Танец Аглаи ( Полина Рафеева) и князя. Спектакль «Идиот». Театр имени Вахтангова. Фото автора.

Но Аглая, полюбив князя, будет пытаться отвоевать его у соперницы. Для этого она оденется в костюм древнегреческой хариты Аглаи, золотой с красным, и исполнит эстрадный номер - песню «Жил на свете рыцарь бедный» на стихи Пушкина. А князь отреагирует как ребенок и захлопает в ладоши.

Номер Аглаи. Спектакль «Идиот». Театр имени Вахтангова. Фото автора.
Номер Аглаи. Спектакль «Идиот». Театр имени Вахтангова. Фото автора.

Не для него эта царственная и гордая девушка. Аглая князя не понимает. Его высоту духа она возвеличивает в романтическом духе, а он - настоящий христианин, который не видит своего величия. Молодой человек никогда себя ни перед кем не возвысит, ни на кого не обидится и не пропоет себе осанну. Именно в этой сцене хорошо видна пропасть между ними. И так трогательно, до слез, князь, разговаривая с девушкой, шнурует свои старые потрепанные ботинки. Он остается простодушным и невинным человеком.

Сам Достоевский так писал о своем романе: «Главная мысль романа — изобразить положительно прекрасного человека». В дневниках он назовет его даже Христом. Поэтому весь роман - это эксперимент: показать пришедшего в мир Христа в его человеческой природе и красоту идеала. Но этот идеал в миру невозможен. Герои и тянутся к нему, и отталкивают его, как врага. И князь, вставая с кресла, бросается на сцену в спектакле, к одержимыми гордыней людям, сквозь сияющую пелену, словно желая просветить их души. Но все бесполезно. Герои разъединены, они бродят по сцене сами по себе, и другой человек для них - ад. После минутной духовной близости их

захватывает еще более сильное желание - оттолкнуть от себя любого.

В третьей части страсти героев достигают апогея. Мешаются времена: Аглая уже по-современному одетая девушка со смартфоном. Звучит песня в исполнении Любови Орловой из кинофильма «Цирк» о полете в небо. Надрыв и накал внутренних противоречий разрешают только смерть и сумасшествие. Еще можно сбежать, как сбежит в Польшу Аглая, но от себя не убежишь.

P.S. Спектакль прекрасный! Советую всем, кто любит романы Ф.М.Достоевского, так психологически точно выразившего раздвоенность души и сияющий в кромешной тьме идеал добра.