Она всегда писала от лица мужчины. Не потому ли о ней говорят только в мужском роде: поэт, прозаик, критик, драматург, редактор. Ее стихи становились событием, романы выходили в лучших издательствах, пьесы шли в Александринском императорском театре и не сходили со сцены даже после - уникальный случай в истории театра! - ее бегства из СССР
Зинаида Гиппиус родилась в конце ноября. И кажется, что именно на осень и была похожа ее жизнь. Здесь и теплые солнечные лучи славы, в которых так охотно купалась поэтесса. И тяжелое морозное дыхание, которое больно обожгло и душу, и всё, что было дорого этой очень неординарной женщине. Привыкшая быть в центре внимания, в равной степени обожаемая и ненавидимая, с острым умом и таким же языком, беспощадная и к окружающим, и к себе самой, Гиппиус на самом деле была голосом своего поколения. Голосом, который и теперь звучит в статьях, дневниках и письмах, удивительно совпадая с днем нынешним.
Ее интимный дневник - "Дневник любовных историй" - опубликуют на Западе только через четверть века после смерти поэтессы, а у нас и того позже. Поэтому никто, стоя у ее могилы, так и не узнал, что её по-настоящему интересовали в жизни только две вещи: любовь и смерть.
В истории cемьи Гиппиус и Мережковского есть только один «нормальный момент»: они познакомились на танцах. Всё остальное – из ряда вон. «Не хочу определенной формы любви, той, смешной, про которую знаю», — говорила Зинаида Гиппиус.
Тема любви – главная в дневниках Гиппиус с 1893 по 1904 год. Да и о чем еще может писать в дневнике молодая женщина? Разумеется, есть в них и обычное женское кокетство. Все же многие рассуждения совершенно противоречат представлению о том, что должно быть в дневнике красивой, окруженной поклонниками женщины.
Множество стихотворений, рассказов, статей посвящено Гиппиус теме любви: "Критика любви" (1901), "Влюбленность" (1904), "Любовь и мысль" (1925), "О любви" (1925), "Вторая любовь" (1927), "Арифметика любви" (1931).
Стихотворение «Любовь – одна» написано в 1896 году. Свободный брак с Д. Мережковским, безусловный талант и страстная натура обусловливают появление у З. Н. Гиппиус множества замечательных стихотворений.
Произведение является своеобразным нравственным манифестом поэтессы, ломавшей общественные стереотипы.
Любовь – одна
...Не может сердце жить изменой,
Измены нет: любовь – одна
1896 г.
Душе, единостью чудесной,
Любовь единая дана.
Так в послегрозности небесной
Цветная полоса – одна.
Но семь цветов семью огнями
Горят в одной. Любовь одна,
Одна до века, и не нами
Ей семицветность суждена.
В ней фиолетовость и алость,
В ней кровь и золото вина,
То изумрудность, то опалость...
И семь сияний – и одна.
Не все ль равно, кого отметит,
Кого пронижет луч до дна,
Чье сердце меч прозрачный встретит,
Чья отзовется глубина?
Неразделимая нетленна,
Неуловимая ясна,
Непобедимо неизменна
Живет любовь, – всегда одна.
Переливается, мерцает,
Она всецветна - и одна.
Ее хранит, ее венчает
Святым единством - белизна.
Слово «единый» употребляется в значении «единственный». Местоимение «мы» обобщает чувства З. Н. Гиппиус – она уверена в своей правоте. Слово «одна», завершая каждую строфу, является эффектным рефреном произведения и громкой декларацией мнения молодой амбициозной поэтессы.
Думается, волна как символ свободной стихии очень эффектна, но в данном контексте этот прием неубедителен. Поэтесса начинает стихотворение интересной аналогией, которая отрицает ее же посыл: каждая конкретная волна уникальна и неповторима, но в целом они во множестве приходят друг другу на смену. Жизнь показала, что так случалось и со смыслами, которые вкладывала изобретательная Гиппиус в понятие любви. Сосредоточившись на нем, поэтесса не уточняет объекты своего чувства. Она явно разделяет две стороны любви, оправдывая личные поиски острых ощущений.
В философской системе Гиппиус любовь занимает центральное место во взаимоотношениях индивидуума и общества. Любовь – это мост между ними.
В моей душе нет места для страданья:
Моя душа – любовь.
Она разрушила свои желанья,
Чтоб воскресить их вновь.
В начале было Слово. Ждите Слова
Откроется оно.
Что совершалось – да свершится снова,
И вы, и Он – одно.
Последний свет равно на всех прольется,
По знаку одному.
Идите все, кто плачет и смеется,
Идите все – к Нему.
("Любовь", 1900 )
Зинаида Николаевна утверждает, что подлинная любовь существует только в вечном "настоящем". Она одна, она не повторяется, не изменяется. Любовь верна и постоянна. Любовь – это триумф над смертью, переход из сферы временного в бессмертие, в вечность. Любовь выше человеческого сознания; любовь – это освобождение от эгоцентризма и эгоизма. Любовь – это мост между человеком и обществом. Только как активный член общества человек может реализовать свое абсолютное значение во вселенной и стать органической частью всеобщего единства. Поэтому способность человека испытывать любовь есть божественный дар. В любви он может обрести животрепещущую созидательную силу. Любовь сильнее веры, но вера живет во всякой любви. Любовь – это сама жизнь. Смысл человеческой жизни Гиппиус видит в стремлении человека к любви, к внутреннему гармоническому единству всего.
Тема любви и смерти перекликается с темой Бога и Дьявола, которая также занимала русский символизм, у истоков которого стояла Зинаида Гиппиус. [ссылка на стихотворение: https://www.culture.ru/poems/26743/grizelda?ysclid=m8cxaxftkz162721218 ]
В стихотворении «Гризельда» Дьявол, которого считают продолжением Бога, выступает в качестве соблазнителя. И вернейшая из жен, устоявшая перед искусителем, вскоре начинает сомневаться о правильности своего поступка. В этом стихотворении можно увидеть сомнения и самого автора, однако Гиппиус пытается оправдать любовь тем, что к настоящей Любви, которая есть путь к Богу, Дьявол не должен иметь никакого отношения. Однако, выраженная в стихотворении мысль, никуда не исчезает. Гиппиус постоянно разрывалась между духовной любовью и плотской. По религиозным взглядам того времени духовная любовь является чистой и невинной, в то время как плотская воплощает в себе телесные утехи. В своих стихах Зинаида Гиппиус делает попытку воссоединить любовь духовную и любовь плотскую. И данная проблема была теоретически решена, однако все же оставалось найти ей подтверждение в реальной жизни. Но при любой попытке остановиться на чистоте и невинности, все равно проявлялась греховность. Еще один аспект, подтверждающий для Гиппиус греховность любви, является приобретение ею власти над влюбленными. И получается, что Любовь, вместо становления пути к Богу, обращает в рабство. Встает вопрос об отказе от Любви ради сохранения свободы. Однако для Зинаиды Гиппиус было ясно, что без Любви нельзя. Потому она и не оставляла попыток облагородить Любовь, сделать ее чище, себя в ней чище; продвигаться с ее помощью к Богу.
Любовная лирика Зинаиды Гиппиус включает в себя стихи, в которых религия становится почти неотличима от любви, а любовь от религии.
Некоторые особенности любовной лирики Гиппиус:
Сдержанность и отстранённость. В стихах нет открытого выражения чувств и непосредственности. Поэзия Гиппиус сдержанна и холодна, представляет собой поиск цельности.
Идея о единственной и цельной любви. По мнению Гиппиус, настоящая любовь должна быть цельной, нераздельной, а главное — единственной. Эту мысль она выразила в двух стихотворениях, одинаково озаглавленных «Любовь — одна» (1896 и 1912).
Стремление примирить любовь и вечность. Гиппиус желает спасти любовь от всего преходящего, осознавая, что единственный путь к достижению единства — смерть.
Стремление к любви, к которой нельзя найти объяснение. Любовь, к которой стремится поэтесса, можно описать одной строчкой её стихотворения: «Я люблю то, чего нет на свете».