Найти в Дзене

Учебные тревоги на морском судне, перевозящим генеральные грузы.

Современные морские перевозки требуют строгого соблюдения норм безопасности, особенно в части подготовки экипажа к чрезвычайным ситуациям. Учебные тревоги на судне, перевозящем генеральные грузы (General Cargo) или балкер (Bulk Carrier), регулируются международной конвенцией SOLAS-74 (Safety of Life at Sea).

B этой статье будут paccмотрены основные учебные тревоги, их периодичность и порядок проведения, согласно актуальным требованиям.

Основные учебные тревоги, согласно SOLAS-74:

1. Пожарная тревога (Fire Alarm)

Пожары на судне представляют собой одну из самых серьезных угроз. Согласно требованиям SOLAS, экипаж должен быть обучен действовать в условиях возгорания.

Периодичность: не реже одного раза в месяц.

Основные действия: 

  • Проверка сигнализации и системы оповещения
  • Тренировка по тушению пожара с использованием огнетушителей и пожарных рукавов
  • Развертывание аварийных команд
  • Проверка защитных средств, включая дыхательные аппараты
-2

2. Шлюпочная тревога (Abandon Ship Drill)

Тренировки по оставлению судна крайне важны для выживания экипажа в случае аварийной ситуации.

Периодичность: не реже одного раза в месяц

Основные действия:

  • Проверка готовности спасательных шлюпок и плотиков
  • Инструктаж экипажа по действиям в случае эвакуации
  • Симуляция посадки в шлюпки
  • Развертывание аварийных радиобуев и проверка спасательных жилетов

3. Тревога «Человек за бортом» (Man Overboard – MOB Drill)

Одно из самых опасных происшествий на судне — падение человека за борт. Быстрое и слаженное реагирование экипажа может спасти жизнь.

Периодичность: не реже одного раза в 3 месяца

Основные действия:

  • Немедленный сигнал тревоги и остановка судна
  • Развертывание спасательных средств (кругов, MOB-буев)
  • Использование шлюпки для спасения
  • Радиосвязь и координация действий

4. Тревога по аварийному затоплению (Flooding Drill)

Затопление корпуса может привести к потере судна, поэтому экипаж должен быть готов действовать оперативно.

Периодичность: не реже одного раза в 3 месяца

Основные действия:

  • Обнаружение места затопления
  • Использование аварийных насосов
  • Закрытие водонепроницаемых дверей
  • Контроль над герметичностью отсеков

5. Тревога при угрозе столкновения (Collision Drill)

Столкновение с другим судном или объектом требует мгновенных и слаженных действий.

Периодичность: раз в 6 месяцев

Основные действия:

  • Симуляция экстренного маневрирования
  • Проверка действий экипажа при ударе
  • Развертывание аварийных средств
  • Координация с береговыми службами

6. Учения по входу в закрытые помещения и по спасанию (Enclosed Space Entry and Rescue Drill)

Вход в закрытые помещения на судне (например, трюмы, цистерны) может представлять серьезную опасность из-за недостатка кислорода или наличия токсичных газов. Эти учения помогают экипажу освоить безопасные процедуры и методы спасения.

Периодичность: не реже одного раза в 2 месяца

Основные действия:

  • Проверка содержания кислорода и наличия токсичных газов перед входом
  • Использование защитных дыхательных аппаратов
  • Обучение безопасному входу и выходу
  • Тренировка действий по спасанию пострадавшего из закрытого пространства
-3

7. Учения по оказанию первой помощи и медицинским ситуациям (Medical First Aid and Emergency Medical Drills)

Оказание первой помощи в море крайне важно, так как доступ к медицинским учреждениям ограничен. Эти учения обеспечивают подготовку экипажа к оказанию экстренной помощи пострадавшим.

Периодичность: не реже одного раза в 2 месяца

Основные действия:

  • Симуляция различных медицинских ситуаций, таких как травмы, ожоги, сердечные приступы
  • Использование судового медицинского оборудования и аптечки
  • Обучение методам сердечно-легочной реанимации (CPR)
  • Организация эвакуации пострадавшего, включая возможный медицинский эвакуационный сигнал

Общие требования к проведению учебных тревог

Согласно требованиям SOLAS-74, учебные тревоги должны:

  • Проводиться в реальных условиях, максимально приближенных к возможным ЧС
  • Записываться в судовой журнал
  • Включать участие всего экипажа, включая новых членов команды
  • Оцениваться с целью выявления слабых мест

Пара пунктов из SOLAS:

  • Ежемесячно каждый член экипажа должен принимать участие по меньшей мере в одном учении по оставлению судна и в одном - по борьбе с пожаром. Если в предыдущем месяце более 25% членов экипажа не принимали участия в проводившихся на судне учениях по оставлению судна и по борьбе с пожаром, то учения экипажа должны быть проведены в течение 24 ч после выхода судна из порта. При вводе судна в эксплуатацию, после модификаций существенного характера или если на судне новый экипаж, то такие учения должны быть проведены до отхода. Для категорий судов, на которых это выполнить практически невозможно, Администрация может допустить другие условия проведения учений, которые являются по меньшей мере равноценными вышеуказанным.
  • Члены экипажа, на которых возложена ответственность за вход в закрытые помещения или за учения, должны участвовать в учениях по входу в закрытые помещения и по спасанию, которые должны проводиться на судах не реже, чем один раз в два месяца.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Регулярное проведение учебных тревог на морском судне — залог безопасности экипажа и груза. Соблюдение требований SOLAS-74, строгое следование установленной периодичности учебных тревог на морском судне и профессиональная подготовка экипажа способны минимизировать риски и повысить шансы на успешное разрешение чрезвычайных ситуаций.

Следите за соблюдением этих стандартов и повышайте безопасность мореплавания!