Найти в Дзене
Святые места

«Если мы боремся, мы одержим победу». Когда помысел становится грехом

Вопрос: «Когда помысел уже становится грехом и в нем нужно каяться?» Протоиерей Александр Никольский: Когда он доходит до чувства, и этими греховными чувствами мы наслаждаемся — вот тогда помысел становится грехом. Если помысел просто пришел, и наши чувства против него возмутились, или же мы, как только наше чувство ему стало сочувствовать, начали с ним жестко бороться, творить Иисусову молитву, отсекать его, стараться не прилепляться к нему, и у нас это получилось — мы к нему не прилепились, тогда в нем даже каяться не надо. Тем более тогда, когда он нам пришел и вызвал у нас ужас, и нам даже в голову не пришло как-то с ним собеседовать и наслаждаться. Враг не знает наших мыслей, как учат святые отцы, поэтому он разные мысли может нам забрасывать. Иногда эти мысли вызывают у нас сочувствие, а иногда даже ужас. И, кстати, этих ужасных помыслов тоже не надо пугаться. Надо просто знать, что это не наши помыслы. И то, что это не наше, как раз показывает наше полное неприятие его нашим с

Вопрос:

«Когда помысел уже становится грехом и в нем нужно каяться?»

Протоиерей Александр Никольский:

Когда он доходит до чувства, и этими греховными чувствами мы наслаждаемся — вот тогда помысел становится грехом. Если помысел просто пришел, и наши чувства против него возмутились, или же мы, как только наше чувство ему стало сочувствовать, начали с ним жестко бороться, творить Иисусову молитву, отсекать его, стараться не прилепляться к нему, и у нас это получилось — мы к нему не прилепились, тогда в нем даже каяться не надо.

Тем более тогда, когда он нам пришел и вызвал у нас ужас, и нам даже в голову не пришло как-то с ним собеседовать и наслаждаться.

Враг не знает наших мыслей, как учат святые отцы, поэтому он разные мысли может нам забрасывать. Иногда эти мысли вызывают у нас сочувствие, а иногда даже ужас. И, кстати, этих ужасных помыслов тоже не надо пугаться. Надо просто знать, что это не наши помыслы. И то, что это не наше, как раз показывает наше полное неприятие его нашим сердцем, умом. Поэтому просто не надо обращать на них внимание.

А вот если, как я сказал, этот помысел задевает нас, то здесь уже сложнее, здесь требуется борьба, иногда длительная, иногда с переменным успехом. Если помысел попадает на какую-то страсть, которая у нас уже имеется, то тогда нам приходится как следует бороться. Но как раз через борьбу с этим помыслом мы искореняем страсть, которая у нас есть.

Поэтому Бог и попускает нам такие помыслы, которые бьют по принадлежащим нам страстям, чтобы мы их для себя выявили, начали с ними активно, сознательно бороться и таким образом их с Божьей помощью победили.

Конечно, в этой борьбе с помыслами не следует забывать, что мы не одни, с нами Бог. Именно Божья благодать прогоняет эти помыслы. Бог всегда нам хочет в этой борьбе помочь. Но Он ждёт, пока мы со своей стороны эту борьбу начнём, ведь Бог даровал свободу выбора. И вот как раз усиленная борьба с помыслами до такого даже немножко изнеможения, дает, как говорят святые отцы, венцы в Царстве Небесном.

Поэтому сильной борьбы с помыслами не надо смущаться. Наоборот, если у нас присутствует эта сильная борьба с помыслами, значит, у нас всё не так плохо. Значит, мы боремся, значит, с нами Бог. Силы в этой борьбе, тем более, если она очень жесткая, нам опять же дает Бог. Мы с Богом, и Бог с нами.

И такая тяжелейшая борьба была у святых, вспомните их жития или писания. Поэтому унывать не надо, если такая сильная борьба. Надо продолжать бороться. И в конечном счете, если мы боремся, мы одержим победу.

Даже в случае, если мы с вами пали, а это, к сожалению, нередко бывает, и это даже продолжается долгое время, и может даже не один год — это не повод впадать в уныние и прекращать эту борьбу. Надо продолжать эту борьбу.

Поскольку, я делаю акцент на том, что успех в этой борьбе зависит только от благодати Божией и от нашего желания. Но благодать, повторяю, Божия прогоняет помыслы. То есть мы к Богу обращаемся, Господь обязательно нам свою благодать пошлёт, и мы в конечном счёте, может быть, через долгое, продолжительное время, одержим эту победу. Достаточно всё-таки к Богу взывать и пытаться, насколько у нас это получается, с помыслами бороться.

Бывает у человека, что помыслы приходят в какое-то определенное время. Часто это бывает, допустим, вечером или днем. И вот человек уже заранее знает из своего опыта, что так это будет. К сожалению, может быть, это даже многолетний опыт.

Человек пытается готовиться, и это так надо и делать. То есть он начинает заранее молиться, Бога призывать, чтобы Господь его избавил от этой напасти — этого напора помыслов, потом, соответственно, быть может, даже не внешнего, но внутреннего согласия на грех.

Приходит время, и он всё равно падает в этот грех. В этом случае не надо думать, что нас Бог не слышит. Мы вроде молились, мы вроде готовились, мы вроде хотели, мы даже вроде как старались, как могли. А Бог вроде как нас не услышал, и мы опять пали. Нет, Бог нас услышал. Но Он от нас хочет, чтобы мы не просто убрали эти помыслы с Его помощью из своей души, но иногда Он хочет, чтобы мы нашли первопричину этих помыслов.

Например, у человека не получается победить какой-то конкретный помысел. А причина этого помысла в том, что он недостаточно борется с гордостью. Он её признает, он даже как-то кается на исповеди, но недостаточно. Нет настоящего сокрушения духа. И вот Бог, попуская нам такие даже грехопадения, ждет, чтобы у нас было настоящее сокрушение духа, чтобы мы по-настоящему обратились к Нему с настоящим желанием, чтобы какой-то греховный помысел нас оставил, какие-то греховные мечтания и так далее.

И, зная, что у нас гордость, Он даже где-то и медлит со своей помощью, чтобы мы по-настоящему сокрушение получили. Потому что, если бы мы очень быстро получили бы эту помощь, мы могли бы это присвоить себе: «Ой, я уже опытный, я уже такой, сродни преподобным, уже духовный опыт имею», и так далее. И из этого состояния нас было бы очень непросто достать.

Когда же мы боремся, боремся, падаем, сокрушаемся духом по этому поводу, дальше боремся — вот здесь образуется самое дорогое смирение, основа всего, фундамент, стержень, без чего ничего не стоит, не держится.

Поэтому борьба с помыслами, даже, как нам может казаться, неудачная для нас, должна всё равно продолжаться. Всё равно невидимым образом для нашего внутреннего взгляда мы в этой борьбе получаем очень дорогой плод.

Надо понимать, что смирение смиренному человеку не видно. И смиренный человек не скажет: «Ну, я само смирение». Это только Христос мог сказать: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем».

Это Богочеловек. Мы так с вами не можем сказать, потому что это может быть свидетельством о нашей гордости, если мы так скажем. Когда человек смирен, свое смирение он не видит.

Поэтому эта борьба без видимого результата имеет величайший результат — образование смирения. А дальше, когда мы будем достаточно смиренны, когда мы уже не подумаем, что это мы такие великие, одолели лукавого, а будем думать: «Ой, Господи, Ты убрал, наконец, слава Тебе», будем бояться даже помыслов о том, что я что-то значу — вот тогда это будет тот фундамент, на котором можно дальше строить свою духовную жизнь. Без этого фундамента всё равно всё разрушится.

Поэтому боремся с помыслами, доверяем Богу, верим в Бога и рано или поздно мы одержим победу над своими грехами.

Текст основан на видео с канала Экзегет.ру. Читайте ещё: