В недавней статье на канале о выдающемся разработчике авиационных и ракетных двигателей Николае Дмитриевиче Кузнецове немного автор коснулся темы космоса. Сегодня продолжим рассказом о нереализованном советском космическом проекте.
Известно, что в космос в Советском Союзе летали на кораблях "Восток" и "Союз". Еще были корабли "Восход", но это модификация кораблей "Восток".
Но были и другие проекты в этом направлении. При этом с военной составляющей.
24 декабря 1962 года Главный конструктор ОКБ-1 Сергей Павлович Королев задумал разработать и создать космический корабль для проведения разведки из космоса, перехвата ракет вероятного противника и т.д.
В связи с большой нагрузкой на ОКБ-1, такого рода разработку перенаправили в тогдашний Куйбышев, в филиал №3. Ныне это ЦСКБ "Прогресс" в Самаре.
Филиалом руководил Дмитрий Ильич Козлов, заместитель Королева.
Он давно работал вместе с Королевым
Проект такого космического корабля, который назвали ВИ (военно-исследовательский), в итоге был защищен. Полное наименование - военно-исследовательский корабль "Звезда".
После этого в Куйбышеве приступили к работе по его созданию.
Первым увидел свет учебный корабль. Для этого специалисты посетили Звездный городок, где шла подготовка космонавтов, провели с ними не мало времени в беседах, советуясь и спрашивая мнение.
Генерал-лейтенант авиации Н.П.Каманин, официальная должность которого называлась "Начальник отдела по подготовке и обеспечению космических полетов Главного штаба ВВС", вспоминал -
"... Доклады делали Береговой и Николаев. Выступили Попович, Титов. Обменялись мнениями, подготовили план боевого применения космических устройств (разведка, перехват, удар), радиотелеметрии, космической навигации ..."
28 декабря 1966 года военно-промышленная комиссия приняла решение - филиал №3 в Куйбышеве должен создать в 1967 году военно-исследовательский пилотируемый корабль "Звезда" для проведения визуальной и фоторазведки, инспекции спутников на космической орбите, для раннего предупреждения о ракетно-ядерном ударе противника.
Кроме того, ставилась задача на отражение возможных атак в космосе со стороны аналогичных космических кораблей вероятного противника. Длительность полета ВИПК "Звезда" должна быть месяц. Экипаж - 2 человека.
Конструкцию такого корабля изменили - сверху был установлен спускаемый аппарат вместе с установленной в нем пушкой конструктора А.Э.Нудельмана
Нудельман был известен тем, что во время Великой Отечественной руководил созданием скорострельных автоматических авиационных пушек, таких как НС-37, НС-45 и НС-23.
Участвовал в создании не только авиационного автоматического оружия, но и автоматических гранатометов, как АГС-17, зенитных и танковых пушек.
Нудельманом была разработана пушка для стрельбы в вакууме, т.е. - в космосе. Ее наводили на цель через специальный визир, управляя кораблем. Под креслами экипажа разместили люк, ведущий вниз, в орбитальный отсек. Космонавты сидели не рядом, как показывают сегодня при старте космического корабля, а напротив, лицом друг к другу.
Для испытаний пушки построили специальную платформу с макетом спускаемого аппарата. Испытания показали, что космонавт достаточно уверенно наводил пушку на цель, на ориентацию корабля она влияла не очень сильно, все можно было достаточно быстро скорректировать.
В орбитальном отсеке находились приборы для проведения исследований военного характера, фотоаппарат и оптический визир. Космонавт мог вести наблюдение за поверхностью Земли и делать необходимые фотографии.
Был также создан специальный прибор для определения места пуска баллистических ракет и наблюдения за этим, его назвали "Свинец".
Снаружи установили специальный пеленгатор - для своевременного обнаружения приближающихся спутников и для ведения радиотехнической разведки.
Для выработки достаточного количества электроэнергии были созданы два термогенератора, работающие на радиоизотопах плутония. Была продумана и осуществлена система защиты экипажа от радиоактивного заражения.
Проект такого корабля поддержало и Министерство Обороны СССР, в 1969 году корабль планировалось принять на вооружение.
Еще ранее, в сентябре 1966 года, в Звездном городке была сформирована группа космонавтов для полетов на ВИПК "Звезда" - Павел Попович, Алексей Губарев как пилоты, Юрий Артюхин, Владимир Гуляев, Борис Белоусов, Геннадий Колесников как военные инженеры.
Очень активным, по воспоминаниям, был Павел Романович Попович.
Он тщательно изучал системы нового корабля, тренировался в уже изготовленном макете, имитировал стрельбу в космосе. Его впечатления можно было охарактеризовать, одним словом - Восторг!
31 августа 1967 года главный конструктор Д.И.Козлов доложил, что первый корабль "Звезда" будет готов к полету во второй половине 1968 года.
Уже упомянутый Н.П.Каманин, ставший в октябре 1967 года генерал-полковником авиации, сделал запись в своем дневнике -
"... Вел совещание рабочей группы ВВС. Создадим корабль ВИ и сформируем первые воинские космические части. Расширим испытания, старты, связь, поиск и подготовку кадров ..."
Словом, работа по созданию нового корабля с военно-исследовательскими целями вышла на финишную прямую. Казалось, уже ничто помешать не сможет.
Но помешали. Вмешался Василий Павлович Мишин, ставший Главным конструктором вместо скончавшегося в январе 1966 года С.П.Королева.
Он работал под началом Королева, что само по себе уже характеризует человека - глупца и бездаря вряд ли Королев терпел бы рядом.
После смерти Сергея Павловича Мишин стал руководителем. Но его и ранее характеризовали неоднозначно - резок, вспыльчив.
Вероятно, заместитель - это одно, а когда человек сам становится первым руководителем, что-то отрицательное в нем, негативное, долго невидимое, как раз на поверхность и выходит.
Космической программой Мишин руководил 8 лет - с 1966 по 1974 годы. Они были непростыми с технологической точки зрения. Отмечались, как успехи, так и явные провалы.
Тот же Д.И.Козлов вспоминал - "С Королевым у меня были отношения отличные. С Мишиным отношения не клеились".
В вину Мишину ставили закрытие Лунной программы СССР, гибели в результате не до конца испытанных и проверенных космических кораблей Владимира Комарова, Георгия Добровольского, Владислава Волкова, Виктора Пацаева.
Очередные воспоминания Н.П.Каманина -
"Мишин делает глупости - приказал закрыть программу ВИ и создать в 1968 году еще 8 "Союзов". По ВИ есть решение ЦК КПСС и Правительства, определены сроки изготовления, работы идут.
Мишин был не против ВИ, думая, что новый корабль будет копией "Союза", Поняв, что Козлов создает намного лучший корабль, сменил отношение и к Козлову, и к кораблю. Я говорил с командным составом Ракетных войск и ВВС. Не дадим Мишину поломать программу ВИ!"
Но раз было решение ЦК, то просто так программу "Звезда" закрыть было нельзя - нужны были очень серьезные основания. Поэтому, следующим шагом стала критика в адрес нового корабля из ОКБ-1.
Критике подверглись радиоизотопные термогенераторы - а, вдруг авария в космосе или при посадке, как с безопасностью? Большие сомнения вызвал люк в днище - в 1967 году в беспилотном полете "Союза" из-за некачественно сделанной заглушки прогорели теплозащитный экран и днище спускаемого аппарата.
Н.П.Каманин фиксировал в своем дневнике -
"... 7 декабря 1967 года. Председатель Госкомиссии уговаривал ВВС поддержать Мишина - не строить корабль ВИ, заменив его "Союзом". Защищая "Звезду", документ против переделки ВИ подписали представители ПВО, ВМФ и я. Мишин забывает решения ЦК, поступается интересами обороны страны, единолично направляя развитие пилотируемой космонавтики ...".
8 декабря 1967 года в ОКБ-1 прошло совещание. Руководство ОКБ-1 во главе с Мишиным убеждало военных отказаться от поддержки программы "Звезда". Разговор не привел ни к чему - военные отказались поддерживать сворачивать "Звезду". Они выговаривают Мишину, что тот под любым предлогом отказывается в космических полетах проводить эксперименты в интересах Министерства Обороны. Мол, нет необходимого объема в отсеках для размещения той или иной аппаратуры, не хватает мощности ракеты и веса, и т.д. Есть решение ЦК и Правительства по созданию корабля в интересах минобороны, так и его Мишин стремиться не выполнять, хочет закрыть работы. Это в существующих условиях нанесет вред обороне страны.
Вероятно, Мишин использовал серьезные рычаги давления, т.к. 9 января 1968 года Д.И.Козлов подписал распоряжение по филиалу №3 - прекратить все работы по программе "Звезда".
С этим не могли согласиться очень многие. 27 января 1968 года Каманин вместе с Юрием Гагариным и Павлом Поповичем целый час имели беседу с Маршалом Советского Союза И.И.Якубовским, первым заместителем Министра Обороны СССР. Космонавты смогли убедить Маршала, он обещал свою помощь.
Но вероятно противники создания ВИПК "Звезда" тоже были людьми влиятельными, 17 февраля 1968 года работы по этому проекту были окончательно свернуты, проект был закрыт.
В Генштабе состоялось совещание, на котором Мишин предложил делать военный корабль на базе "Союза". Военные были полностью за программу "Звезда", но против был главный конструктор космической техники.
В итоге все и закончилось, ВИПК "Звезда" так и не увидел космос, не послужил Родине.
Д.И.Козлов впоследствии говорил Павлу Поповичу, что министр общего машиностроения С.А.Афанасьев чуть не в приказном порядке потребовал от него поддержать позицию Мишина, не подводить главного конструктора.
Без соответствующей поддержки проект "Звезда" очень быстро канул в лету. Все работы были закрыты. Но аналогичного корабля так создано и не было.
Касательно судьбы В.П.Мишина, то он был снят со своего поста в 1974 году на основании письма работников ОКБ-1 в адрес ЦК КПСС.
После проверки за существенные просчеты в руководстве и допущенные провалы в космической программе Мишин был снят с поста главного конструктора. Но к программе военного космоса не вернулись.
К слову, одной из причин отказа от проекта "Звезда" могло быть и нежелание инженеров и руководства ОКБ-1 терять монополию на пилотируемые полеты.
Вот такая была история по созданию военного космического корабля в Советском Союзе.
Спасибо, что дочитали, комментируйте, подписывайтесь, ставьте лайк.
Дзен ввел новую функцию - поддержка авторов каналов, донаты.
Автор просит читателей по мере возможности поддержать канал "Путешествуем в Историю вместе". Для перехода нажмите символ "Поддержать", дальше решайте сами. Всем заранее благодарен!