Об этом масштабном железнодорожном проекте сегодня знают немногие. Так вышло, что в современных источниках о нем содержится крайне мало информации. Данная тема остается малоизученной. До сих пор достоверно неизвестно, было ли начато строительство и сколько удалось сделать.
Тем не менее, опираясь на документы прошлого, можно с уверенностью говорить, что отечественные специалисты проделали огромную предварительную работу и даже подготовили соответствующие документы. Причем, было представлено сразу два варианта трассировки. Но реализации этих планов, по всей видимости, помешала революция.
Речь идет о линии Рязань – Рославль, которая в источниках царского времени фигурирует под именем «Средне-Русская». Ее протяженность должна была составить порядка 500 км. При этом, забегая вперед, важно отметить, что эту задумку признали целесообразной как с экономической, так и стратегической точек зрения. Она была одобрена властями, но при условии, что стальную магистраль доведут до Барановичей (плюс 500 км), от которых еще в 1886-м была построена ветка до польского города Белосток (тогда — часть Российской империи).
Идея строительства этой железной дороги возникла в самом начале 20 столетия. Ее появление должно было поспособствовать дальнейшему развитию территорий и существенно упростить перевозку грузов на данном направлении. По факту было два конкурирующих между собой проекта. Один из них разработало учрежденное в 1892 году Московское общество подъездных путей.
Стальную магистраль предлагалось тянуть от Рязани в западном направлении через Насурово, Субботино, Венев, Тулу, Козельск и Сухиничи. Кроме того, планировалось два ответвления — на Вязьму и Брянск. Этот вариант предусматривал переустройство Тула-Лихвинской узкоколейки (750 мм) на широкую колею. По этой линии протяженностью свыше 100 км в то время не только перевозили различные грузы, включая продукцию Дубенского чугунолитейного завода, но и пассажиров. К слову, эта узкоколейная дорога формально просуществовала вплоть до середины 1990-х.
Пояснительная записка к проекту Рязань-Тула-Рославльской железной дороги. — С. 1:
«Достигнув г. Венева на 104-ой версте от Рязани дорога направляется далее непосредственно к Туле, которую огибает с южной стороны, образуя приблизительно на 163-й версте своего протяжения железнодорожный узел с Московско-Курской магистралью и выходя от Тулы на Тула-Лихвинский узкоколейный подъездной путь, который предполагается перестроить на широкую колею. От Лихвина линия направляет на узел Сухиничи, которого достигает 334-ой версте от Рязани. Далее за Сухиничами проектируемый путь выходит на с. Песочню... [После] выходит на г. Рославль... Таким образом, общее протяжение Рязань-Рославльской линии можно принять равной 500 верст».
Альтернативный вариант военного инженера Николая Александровича Архангельского предполагал строительство дороги от Рязани до Рославля через Стенькино, Поярково, Михайлов, Щекино, Одоев и Сухиничи. На линии предусматривалось четыре ответвления. Преимущество такой трассировки, по мнению авторов этого проекта, заключалось в том, что «железка» проходила бы среди рудных залежей.
Доклад о возбуждении ходатайства о проведении железной дороги в направлении Рязань — Рославль через город Михайлов // Журнал чрезвычайного Михайловского уездного земского собрания 8 января 1912 года. — Ряжск, 1912. — С. 12:
«В особой записке по вопросу о проведении железной дороги от Рязани на Минск через Рославль генерал Тизенгаузен говорит, что эта линия имеет общегосударственное экономическое значение, образуя новый транспортный путь длиною свыше 1100 верст и что линия эта значительно сокращает путь для грузов следующих в Минск, Брест, Белосток, Варшаву и далее за границу с востока из Сибири, Поволжья, Оки и центральной России. Район тяготения этого транзитного пути чрезвычайно обширен, причем грузы, двигающиеся по нему с востока на запад и в обратном направлении, минуют Москву и Московско-Брестскую ж. д. и без того сильно перегруженную».
Средне-Русская железная дорога Рязань – Рославль // Вестник Рязанского губернского земства. — 1913. — №6 (июнь). — С. 64:
«Естественно, каждый из представителей районов, по которым проектированы оба эти направления Средне-Русской железной дороги, всячески старался отстоять свои местные интересы придавая им существенное и предпочтительное значение перед выдвигаемыми доводами противной стороны».
В итоге, предпочтение все-таки отдали варианту через Тулу. При этом, в июне 1916-го был утвержден проект, предполагавший строительство железной дороги по направлению Рязань – Тула – Барановичи (1000 км). Причем его отнесли к линиям первой очереди. Реализовать инициативу планировали в течение пяти лет. По некоторым данным, строительные работы все же были начаты. В частности, прорубили просеку на участке между Тулой и Веневом. Вероятно, проект был прекращен в 1917-м из-за событий в стране.
Линию Рославль – Кричев – Могилев – Осиповичи открыли в первой половине 1930-х. В 1936-м железная дорога в восточном направлении дошла до Сухиничей. От последнего до Тулы стальную магистраль довели в самом начале следующего десятилетия. Однако Рязань и Тула по прямому маршруту через Венев так и не были соединены.
При подготовке статьи использованы следующие материалы:
- Журнал чрезвычайного Михайловского уездного земского собрания 8 января 1912 года. — Ряжск, 1912. — С. 11-24
- Корнюшин Е. Средне-Русская железная дорога должна была пройти через Венев! (По материалам ЦИАМ, ЦМАМ) // Веневский Уезд [Электронный ресурс] URL: https://www.veneva.ru/lib/railway.html (дата обращения: 16.03.2025)
- Пояснительная записка к проекту Рязань-Тула-Рославльской железной дороги. — 13 с.
- Средне-Русская железная дорога Рязань – Рославль // Вестник Рязанского губернского земства. — 1913. — №6 (июнь). — С. 62-65
- Средне-Русская железная дорога (Рославль—Рязань). Записка об экономическом значении. дороги и финансовых результатах ее эксплуатации и техническая пояснительная записка к проекту дороги. — СПб., 1912. — 35 с.
📃 См. Пояснительную записку к проекту Рязань-Тула-Рославльской железной дороги
📷 В статье использовано изображение с сайта veneva.ru