В этом тексте я расскажу о снаряжении, питании и поделюсь своим планом безопасности на гонке Ледовый Шторм, которая проходит на льду Байкала стабильно в начале февраля. Обычно маршрут представляет собой около 210 км за три дня, можно участвовать на коньках или велосипедах (еще на лыжах можно, в теории). Ночевки между этапами в тепле и комфорте, вещи перевозят организаторы. В этом же году из-за неустойчивой ледовой обстановки (лед в основной акватории Байкала встал поздно и периодически рвался) гонку провели по резервному маршруту в акватории Малого Моря (между остовом Ольхон и западным берегом Байкала). За три дня мы проскользили на коньках (а кто-то прокатил на велосипеде) около 180 км.
Всякое разное про Шторм этого года я писал у себя в канале (отсюда и далее вниз). Коротко: для меня это ярчайшая история, которая не отпускает и которую невозможно отпустить. Что важно для описания снаряжение, так это то, что в этом году было очень холодно. Я впервые стартовал при температуре около -33°С. За предыдущие 5 лет моего участия в этом безобразии бывало немного до -30. Пришлось искать тонкую грань когда уже не холодно, но еще и не жарко. Чем глубже вниз уходить температура, тем тоньше она становится. А еще важно было очень хорошо кушать, тут вообще прямая связь с температурой существует.
Для понимания моего списка снаряжения: еду быстро, в лидерах (обычно), на дистанции каждый день провожу от 2 до 4,5 часов. Если вы не метите в лидеры, в вашей экипировке и питании должно быть это учтено. Одежду рекомендую брать в поездку с запасом, а на месте уже пытаться подобрать подходящий комплект на гонку. Питание тоже берите с запасом и так, чтобы его удобно было употреблять. Очень надеюсь, что если вы собираетесь на ЛШ, то у вас будет несколько дней на катание до старта.
Еще про озерное катание я писал статью, там тоже можно что-то интересное найти.
Основное снаряжение
- Коньки
Zandstra NIS. Я не такой искушённый конькобежец, чтобы пробовать много разных коньков, уже 3-й раз бегу на Зандстре. Всем устраивает. Очень надёжный 🤞конек. Крепления у меня стоят на винтах, все пробы nis-креплений заканчивались поломками от непрофильных нагрузок (конструкция не выдерживает нагрузки типа ударов на плохом льду). Мои коньки длитной 48 см (строго по мануалу от Зандстры под мой размер ноги) и переточены на 27 м. радиус (заводской был то ли 32, то ли 35 м.). И длина, и радиус меня полностью устраивают. Очень важно, чтобы коньки были хорошо заточены. На холодном льду Байкала это особенно важно. В Москве и Питере известны места, где точат коньки хорошо, обращайтесь, дам контакт. В любом случае это делается на специальных станках для заточки беговых коньков. Ни в коем случае не точите коньки не у конькобежцев! Подробнее про заточку можно почитать в этом сообщении. Да и вообще полистайте группу Коньки Болотные, там много полезного, инфа разделена на темы.
- Ботинки
Мои старые добрые Salomon S/Lab Carbon Skate. До поездки на Байкал решил ничего не придумывать. В конце прошлого сезона поменял все закладные в подошве. Каждый день прятал ботинки от Вани, проверял винтики. И все хорошо! В первый день надевал неопреновые чехлы на ботинки, во второй и третий день без них обошёлся. Ноги не мёрзли благодаря достаточно просторной колодке, за это люблю эту старую модель.
- Палки
Трубки Leki shark HM Carbon с ручками и темлякам Salomon R-Click. Не самые лёгкие и твердые трубки, зато живучие. Думаю о замене, но боюсь потерять в прочности, экспериментировал с трубками Salomon S/Lab несколько лет назад, но дважды их ломал, подряд два дня. Считаю карбон единственным вариантом, потому что сломанный карбон немногим хуже погнутого алюминия, а остальные плюсы все перевешивают. Наконечники KV+ роллерные - топ!
- Одежда
Прогноз погоды пугал цифрами: за -30 и небольшой, но вполне достаточный, чтобы отморозить к чертям лицо, ветер. Учитывая конфигурацию трассы этого года, предполагалось ехать пол-дороги по ветру, а другую – против. Кайф!
Верх: лёгкое термобелье с коротким рукавом Odlo на тело, далее ветрозащитное термобелье MOAX Race Wind и лёгкая верхушка от разминки Salomon (ветрозащитная куртка без утепления).
Низ: трусы с ветрозашитой SWIX, термобелье с ветрозашитой MOAX Race Wind, ветрозащитные лёгкие лыжные штаны Salomon.
Голова: лёгкий баф, шапка лыжная, шлем велосипедный, горнолыжная маска (это вообще спасение для глаз в мороз с ветром, так они не мерзнут), тейп на щеки и нос (не до конца помог, лицо у меня уже не раз расцеловано Байкалом).
Первый день ехал в чехлах на ботинки, потом перестал их надевать и было норм. Перчатки Northug Thinsulate теплые, в первый день надевал под них нижние тонкие, дальше перестал (во второй день руки подмерзли, а в третий было уже норм).
В целом, выбором одежды максимально доволен. Но советовать ничего не могу, потому мы все разные в плане терморегуляции (да и в целом) и двигаемся по-разному. Мой вариант гоночный, в котором на старте стоять холодно.
- Защита
Это часть обязательного снаряжения. Были времена, когда обязательным был только шлем, но даже тогда я катал в наколенниках и налокотниках. Без них внезапный контакт со льдом может кончиться плохо. Шлем использую сейчас легкий велосипедный POC, вентиляция меня не смущает (холодно голове было только когда поехали кататься ночью после гонки, я был в модной ветрозащитной балаклаве и пришлось на ходу надевать шапку). Защита локти-колени роллерная из Декатлона (что-то на языке прошлого), всем меня устраивает.
- Рюкзак и его наполнение
На спине старый добрый Salomon Skin Pro 15. Пора его уже либо чинить, либо менять. Где-то дырочки уже, не аккуратненько. А перед гонкой на одной из покатушек он неожиданно превратился в кабриолет – отъехала последняя собачка на молнии. Хорошо, не с концами, пока пассатижи и умелые руки ее спасли. Деградация явно не остановится, но рюкзак настолько подходящ, что я готов его шаманить.
Внутри него жила герма с сухими вещами на случай провала (или полного провала). В ней жили лёгкая пуховка Salomon (ей бы тоже на пенсию, но ее нечем по-серьезному заменить), лыжные штаны-самосбросы, теплое термобелье с шерстью (верх), варежки, теплая шапка, бафф, пуховые чуни с супер-легкой подошвой (очень теплые, в них я пробежал в прошлом году 10 км в последний день и перегрел ноги). Также в рюкзаке остальное обязательное снаряжение. На лямках два термоса по 0,5 л.
Ещё был пояс Gamash Run (широкий), в нем была вся еда.
Питание
Да, подошли мы с вами к важной теме. Когда на улице так холодно и надо куда-то ломиться, делать это без достойной дозаправки опасно. Просто может потухнуть свет. Гели у меня лежат в поясе развернутом назад (там теплее, нет набегающего потока воздуха). Пояс прикрыт верхней курткой. При этом все гели я тестировал в морозилке на предмет скорости замерзания. Те, про которые я пишу, работают на морозе достаточно долго.
Мой выбор: гели Gel4U (в этот раз разные, с электролитами, с BCAA, усиленные Double Energy и реактивный Boost перед финишем) спортпитовый мармелад SIS Beta Fuel (42 гр углей) и углеводный напиток SIS Beta Fuel (80 гр углей в 0,5 горячей воды)
Дополнительно всегда с собой была пара батончиков (на случай ЧС) и второй термос с изотоником SIS Hydro без углеводов.
В первый день (72 км) съел 3 геля (правда от double energy я съел пару капелек, остальное съели мои перчатки, номер и ботинки), одну мармеладку и выпил весь Beta Fuel.
Во второй день (78 км) съел тоже самое, но без мармеладки, зато гелем попал в рот.
В третий день (30 км) - пол-термоса Beta Fuel и один Boost перед финишем. Денек был короткий и динамичный.
Главных проблем с питание у меня две, и я их достойно пока не решил:
1. Доставать питание откуда бы то ни было в теплых перчатках когда на тебе куча одежды тяжело. Тратится время, теряется скорость. Есть пара идей, но каждый раз ленюсь протестировать, размышляя в стиле Веденина.
2. Убирать мусор от гелей и мармеладок сложно. Он даже из-за пазухи вываливается иногда. Решение пока не очень - просто внимательно и аккуратно запихивать за пазуху. Есть идея пришить карман для мусора с широким входом к рюкзаку, но см пункт 1.
Для тех кто не претендует на быстро-быстро: рекомендую больше твердой пищи, но такой, которая не задубеет на морозе. Условный сникерс будет сложно прожевать, если он будет долго ехать в наружнем кармане рюкзака (например). Опять же, рекомендую все протестировать на акклиматизационных покатушках.
Чего там ещё?
Навигация
Особенности дистанции в этом году: первые два дня бегаем из Базарной бухты "туда-обратно" до точек разворота (первый день до острова Ижилхей, второй – до мыса Шаманка). Третий день – вообще дичь, турне по трем бухтам пролива Ольхонские Ворота. Это необычно, потому что обычно дистанция линейная на 100%.
Да, мы прорисовываем себе маршруты с учётом ледовой обстановки. Получается сильно лучше, чем вслепую ехать (есть у нас один очень ответственный и хороший человек в команде, даже следит как спутники летают). Сильно в подробности не пойду, тема эта без должного опыта все равно непростая и, как минимум, точно отдельная.
Если коротко – обсуждаем и рисуем маршрут через нужные точки, загружаем в часики и едем. В этом году я пользовался Coros PACE PRO. Как пересел на Amoled-экран, обратно на MIPT вернуться тяжело. Все такое яркое, четкое, быстро листается, масштаб и ориентация карты мгновенно меняется - сказка просто!
Навигация по маршруту, когда ты фактически идёшь по полям льда особенно сложна. Это не дорога, с которой сложно уйти в лес, тут надо постоянно (кроме движения по следу Хивуса, там как по дороге) следить за курсом и стараться далеко не отклоняться от трека. Сложность ещё в том, что может казаться что где-то не на треке лед лучше, но дальше может начаться какая-нибудь неудобь, на которой можно оставить непрогнозируемое количество времени. Нужно привыкать к масштабу трека в часах, уметь быстро его сменить. А в этом году добавилась необходимость быстро смочь поменять направление навигации по треку на "Реверс" на развороте. Я справился со всеми задачками на 5- и считаю себя молодцом. Поменяв направление трека, стало видно актуальное расстояние до точки финиша, и не надо было что-то высчитывать в голове.
План безопасности
Об этом я думаю постоянно, так как, дожив до седых волос (правда, я до них в 18 лет ещё дожил), хочется продолжать коптить в случае чего.
Самая большая опасность - намочиться и замёрзнуть нафиг. Ещё опасно упасть так, что не сможешь двигаться и также замёрзнуть нафиг. В случае с первым вариантом, чтобы не замерзнуть, надо срочно все мокрое снять (первым делом расстегнуть все застёжки) и переодеться в сухое. Дальше либо бежать, либо вызывать помощь и бежать. На случай если замёрзнут застёжки нужен запас теплой жидкости в термосе. Мой план: поливать и расстёгивать. Это работает, я пробовал. Но на всё теплой жидкости может не хватить.
Второй вариант - тут первым делом надо по возможности утеплиться (пуховка, спасодеяло, а также по возможности спрятаться от ветра (может торосы какие есть). При этом важно не спрятаться так, чтобы вас было не видно другим участникам или организаторам. Дальше вызывать помощь любыми доступными способами: мобильная связь, либо, если связи , нет сигнальные огни Гондора (то есть при свете дня цветной дым, а в сумерках или темноте - ракетница) . Это все есть у нас в снаряжении.
Резюме
Наверное, многих отпугивает такое количество всяких приблуд и знаний, необходимых для участия в Ледовом Шторме. Участников тут не особо много отчасти поэтому. Многие еще боятся холода (но он тут значительно легче переносится, чем в европейской части России) и прочего экстрима (травм, поломок, провалиться под лед, итп). Но на самом деле это все не так уж и сложно и страшно. Если у вас есть устойчивое желание попасть на эту гонку, то все решаемо. Мое личное мнение – оно того более чем стоит.